Как Серго Орджоникидзе помог ДРО

account_circle ВР
visibility
Благодарные заводчане назвали площадь его именем.


Продолжаем рассказ о становлении и развитии машиностроительного производства в Выксе.

Строительство ДРО пытались отложить

В начале 30-х годов сооружение завода шло тяжело. Проекты строительства литейных цехов несколько раз пересматривались, но так и не были утверждены. Негативно сказывалось недостаточное финансирование и снабжение материалами. На возведение ДРО в 1931 году было израсходовано около двух миллионов рублей вместо запланированных 10,5 млн.  Несмотря на трудности, в это время заканчивалось сооружение механосборочного корпуса предприятия. Но в начале 1932-го в очередной раз попытались законсервировать строительство завода. А дело было так.

Два бывших главных инженера («Выксастроя» и Госстройтреста №15) направили в коллегию Народного комиссара тяжёлой промышленности докладную записку. В ней они стремились доказать, что строительство завода затянется на длительный срок. Это вызовет неоправданно высокие затраты, а само предприятие не станет рентабельным. Авторы записки обосновывали свои выводы наличием близко расположенных грунтовых вод, трудностями с развитием транспортной системы, отсутствием квалифицированных кадров. 

В то время начальник «Выксастроя» Николай Буянский находился на стажировке за границей с группой инженеров. Его обязанности исполнял Пётр Малютин, которому вместе с руководством районной парторганизации и райисполкома пришлось вступить в бой со сторонниками консервации стройки. Дело осложнилось тем, что коллегия Наркомтяжпрома постановила: завод законсервировать. Кредиты закрыли, фонды на материалы и продовольствие изъяли, заказы на станки аннулировали. При тогдашней карточной продуктовой системе увольнение строителей означало лишение их семей продуктов питания.


На приём к Народному комиссару

Пётр Малютин  поехал в Москву, в Наркомтяжмаш к Григорию (Серго) Орджоникидзе, чтобы лично вручить письмо от Нижегородского крайкома партии с обоснованием необходимости отмены неверного решения о прекращении строительства завода. 

В приёмной его к руководству не пропускали. Узнав, что Серго собирается в столовую, Пётр дождался удобного момента и отдал письмо. Нарком долго расспрашивал Малютина о положении дел на строительстве предприятия, настроении людей. Его интересовало всё до мелочей. В заключение беседы попросил передать заводчанам, что ошибка коллегии будет исправлена в самое ближайшее время.

Сердечный приём представителя правительства страны ещё выше поднял авторитет наркома у строителей ДРО, трудящихся Выксы.

Вскоре на состоявшемся заседании коллегии Наркомтяжпрома решение о консервации стройки было отменено.

 

Под особым наблюдением

Помимо этого, нарком  Орджоникидзе почти сразу же подписал приказ, в котором обязал Главмашпром « обеспечить в текущем году выксунский завод ДРО отечественным оборудованием». Этим же документом Всесоюзному объединению тяжёлого машиностроения предписано «взять «Выксастрой» под особое наблюдение, приняв все меры к обеспечению своевременного ввода заводских цехов в эксплуатацию».

Забота наркома о быстрейшем завершении строительства завода ДРО и его пуске дорогого стоила. Заводчане в очередной раз отметили высокий профессионализм этого замечательного человека и не подвели наркома. Год спустя, в 1933-м, завод выпустил первую советскую щёковую дробилку, которую назвали «комсомолкой». 

В 1937 году после смерти Орджоникидзе по инициативе первостроителей завода наркому установили памятник у блока №3.

В 60-х годах памятник Серго Орджоникидзе был перенесён в сквер перед зданием заводоуправления. По ходатайству общественных организаций машиностроителей исполком городского Совета депутатов трудящихся присвоил в 1967 году имя Григория Орджоникидзе площади перед заводоуправлением «Дробмаша». 

Кроме того, здесь воздвигнут обелиск в честь машиностроителей, павших в годы Великой Отечественной войны. На площади проходят торжественные митинги в День Победы, установлены стенды, посвящённые заводчанам – участникам сражений 1941-1945 годов.

Как Серго Орджоникидзе помог ДРО

В 1965 году памятник Серго Орджоникидзе перенесли на площадь перед заводоуправлением. Немного позднее здесь же появился и мемориал заводчанам, павшим на полях сражений Великой Отечественной

Татьяна Мазурина. Фото из архива «Дробмаша»