Дыми, Димара!

visibility
…Если верить народному сказанию, то название – Димара – пошло ещё с тех дальних баташёвских времён, когда многие местные жители работали на благо железоделательных заводов братьев-заводчиков.

Скажем, на одном участке валили лес, на другом добывали уголь, на третьем – торф. На месте, где стоит нынешняя Димара, жгли дрова в специальных печах, получая уголь для мартена. Человека, делающего свою чёрную (в прямом смысле этого слова) работу, называли в простонародье дымарь, дымара. Эта редкая профессия и дала, в несколько изменённом виде, название поселению. Правда это или легенда, судить трудно, но сама история с названием посёлка, согласитесь, весьма необычна.

Дыми, Димара!Вопрос на засыпку: как можно было добраться из Выксы до Димары 30 лет назад? Не торопитесь с ответом: наличия дороги и машины условие этой задачи не предполагает. Современной молодёжи трудно представить те относительно недалёкие времена, когда личной техники у жителей было мало (из-за дефицита на легковые автомобили в СССР очередь на них была на много лет вперёд), и местная узкоколейка служила единственным транспортом для большого количества деревенских жителей.

Выксунская УЖД связала многих крепко: кто-то на ней работал сам, у кого-то работали отец или мать, кто-то вспомнит, как утром частенько садился на поезд от «Павильона». А кто-то даже выудит из памяти информацию, что, скажем, проезд на поезде от кассы на улице Молотова до Вили стоил 20 копеек. Казалось бы, каких-то 20-25 лет прошло, а как радикально всё изменилось!

Итак, «отмотаем» время назад. Прокатимся на поезде по узкоколейке до Димары?

Дыми, Димара!Алексей Михайлович Пятак (в 1968 году начинал помощником машиниста, потом стал машинистом; в общей сложности стаж на Выксунской УЖД составляет около 25 лет):

– Начиная работать помощником, я ещё застал время, когда паровозы были в строю, это лишь потом тепловозы ТУ-6 и ТУ-8 появились. Радиостанции начали применяться на тепловозах в 90-х годах, до этого ездили с жезлами от станции до станции. Работал на поездах и на Димарском направлении. пассажирские ходили только в дневное время, а составы, гружёные лесом, выводили с Димары отдельно. Всё по расписанию – отбытие и прибытие. На тепловозах стояли обычные автомобильные спидометры, по ним и ориентировались. Старики, как говорится, за путями следили, дорога хорошая была, некоторые машинисты могли и «притопить»…

Дыми, Димара!Помню, начальником пути в Выксунском леспромхозе (ведомству, которому в 1970 году ВМЗ передал часть узкоколейной техники и путей – прим. авт.) был Василий Иванович Дёмин, мужик с тяжёлым характером. У него в Пустошке были ульи, пасека своя, и он часто туда на нашем поезде ездил. Как-то раз одна бригада вела поезд не с положенной скоростью 30 км/ч, а, скажем, около 45-50 км/ч, и Дёмин, как назло, оказался пассажиром на том маршруте. Сойдя на станции, он позвонил нашему цеховому руководству и пожаловался, что «ваши скорость нарушают». Всё-таки перевозка людей – дело ответственное. В общем, бригада того «скоростного» поезда получила нагоняй по полной. После этого все наши, когда составы в ту сторону водили, на станции Дёмина высматривали – не собирается ли он к своим пчёлам на нашем поезде?

Раз уж заговорили о пассажирах, не лишним будет упомянуть и о вагонах. По словам Алексея Михайловича, первая партия пассажирских вагонов для Выксунской УЖД оснащалась обычными буржуйками, чтоб народ во время поездки не мёрз. Топились эти буржуйки дровами или углём. Хвостовой вагон в составе иногда был продуктовым, он, разумеется, не отапливался. А в начале 70-х пришли более комфортабельные вагоны Демиховского машиностроительного завода. В них система отопления была водяная: стояли батареи (как в современных квартирах!), по которым прогонялась горячая вода.

Дыми, Димара!70-е годы прошлого века – золотая пора нашей узкоколейки: состав из 10-12 пассажирских вагонов курсировал по маршруту Выкса – Димара – Сарма два-три раза в день. А ведь был ещё рабочий поезд, доставляющий трудовой люд на производство и обратно с работы. Димара в свои лучшие годы сильно зависела от железной дороги: часть людей работали непосредственно на самой УЖД (машинисты, путейцы, слесари), кто-то – в Выксе (или наоборот – неместные трудились на местном Димарском лесопункте на заготовке древесины) и добраться до работы зачастую можно было только по узкоколейке.

Знаковое событие произошло в посёлке в 1971-м году: указом Президиума Верховного Совета СССР тракторист местного лесоторфоуправления Алексей Дмитриевич Вдовин был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Кроме того, он был награждён двумя орденами Ленина (в 1966 и 1971 гг.), различными медалями, в том числе «За трудовое отличие».

Дыми, Димара!Когда леспромхоз до развала СССР заготавливал лес в промышленных масштабах, на Димаре кипела жизнь. Судите сами: действовали столовая, два магазина, здание вокзала, почта, фельдшерский пункт, клуб, кузница, контора леспромхоза (куда же без неё!), крошечный парк для народных гуляний. А ещё две конюшни – леспромхоза и лесничества: местные жители выписывали наряд на лошадей для перевозки сена и дров. Даже своё маленькое локомотивное депо было, где помещался один тепловоз!

Алексей Пятак:

– Этот димарский локомотив принадлежал леспромхозу, работал на местных манёврах по перевозке кругляка. На выксунские пути он не выходил, лишь формировал состав для нас. На Димаре же были не только постоянные пути, но и временные: вырубали делянку, перекидывали плети на новые места. Иной раз через какие-то уж сов-сем топкие места прокладывали, без всяких расчётов, чисто на русское «авось»…

Дыми, Димара!Пассажирские перевозки на УЖД в сторону Димары продолжались вплоть до 2001 года: регулярно (пять раз в неделю) ходил поезд по маршруту «Павильон» – Новый Лашман – Димара. К тому времени была построена долгожданная автодорога, начали ездить автобусы и машины, посему железнодорожный маршрут перестал быть рентабельным, и в следующем, 2002 году, начался демонтаж этой ветки. Сказка о долгой и счастливой жизни закончилась, перемены коснулись и соседних посёлков: нескольких жителей Лесомашинного, оставшихся без железнодорожного обеспечения (и без автодороги) переселили на находящуюся поблизости Димару. Кроме того, после закрытия магазина на Лашмане часть людей тоже перебралась сюда, хотя им, по словам пенсионерки Евдокии Балясниковой, предлагали квартиры в Вознесенском районе – от леспромхоза. Этим и объясняется тот факт, что сегодня среди проживающих на Димаре часть «не местные».

Что мы видим сейчас, когда нет УЖД и леспромхоза – главных работодателей посёлка? По сравнению с тем же Унором или Фирюсихой, Димара живёт и вроде держится на плаву, хотя столовой, конторы леспромхоза, кузницы и конюшен давно нет. Но можно предположить, что отчасти это происходит ещё по инерции, благо какой-то задел в социальном плане был создан в советские времена. Однако проблемы видны невооружённым глазом любому приезжему: посёлок не газифицирован, водопровода тоже нет (начавшаяся в 90-х годах прошлого века прокладка труб так и не была доведена до конца). Кроме того, жители жалуются, что накладно топить печи дровами, ибо льгот нет, платить приходится по полной цене, и часть семейного бюджета в прямом смысле вылетает в трубу.

Нелли Васильевна Чумакова (44 года, председатель димарского общественного самоуправления) рассказала следующее:

Дыми, Димара!– Как в любом посёлке, есть у нас и свои минусы, и свои плюсы. Почтовое отделение закрыли в 2012-м – это, конечно, плохо. Но по-прежнему действует ФАП, людям делают прививки, оказывают медицинскую помощь. В клубе проводятся все праздники, смотрите, сколько фотографий уже за этот год сделали – и с новогоднего праздника, и с конкурса рисования мелками… К нам даже из других районов приезжают выступать! Сейчас идёт ремонт в реабилитационном центре для лечения от наркомании. Он ещё не открылся, но среди местных ходят слухи, что наркоманы испортят жизнь всей округе. И вроде информировали народ, что всё будет под контролем, а всё равно не верят. А я так скажу: пока лично тебя не коснулась эта беда (наркомания), кажется, что всё нормально, а случись чего – сразу поймёшь, как это страшно!

Дыми, Димара!Из последних мероприятий, призванных улучшить жизнь местных жителей, были установка большого православного креста у въезда на Димару и согласование с администрацией переноса обелиска павшим воинам ВОВ от будущего реабилитационного центра ближе к центру посёлка. Это, конечно, важно, но не решит имеющихся проблем и по отоплению, и по водоснабжению. Возможно, появление на Димаре частного бизнеса (скажем, пилорамы или мебельного цеха) частично решило бы проблему трудо-устройства мужского населения… Всё-таки для полноценной жизни любого населённого пункта необходимо, прежде всего, наличие рабочих мест.

При написании статьи использовались материалы с сайта http://sbchf.narod.ru, http://www.warheroes.ru и компьютерная графика С.В. Костыгова.
Автор также благодарит водителя «ВР» Валерия Михайловича, бывшего жителя Димары, за предоставленную информацию.
Фото автора