Промышленная экология: пора сокращать нагрузки на природу

visibility
Год экологии в самом разгаре.

В нашем городе немало промышленных предприятий, а потому выксунцев волнует состояние окружающей среды. Читатели задают вопросы: какие меры экологической безопасности предусмотрены при строительстве цеха финишной отделки труб у Мотмоса, когда закроют мартен, какова ситуация в настоящее время со сбросами сточных вод в р. Железница? Ведь ещё в 2016 году департамент Росприроднадзора выявил превышение допустимых нормативов.


Все эти вопросы мы переадресовали начальнику управления по безопасности труда и окружающей среды АО «ВМЗ» Александру Пивикову. Довольно скоро нас пригласили на встречу в завод. Разговор получился продолжительным и насыщенным, потому что  тема серьёзная – решение предприятием природоохранных проблем. 

Александр Викторович подробно ответил на вопросы, рассказал о том, что делает металлургический завод по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, обозначив конструктивные, социально ответственные позиции, которые занимает предприятие в вопросах экологической безопасности.


Пивиков.jpgО закрытии мартеновского цеха

Планируем закрыть мартеновский цех не раньше первого квартала 2018 года. Сроки зависят от того, когда ВМЗ сможет полностью перейти на покупную заготовку для производства железнодорожных колёс. Закрытие сталеплавильного производства должно положительно сказаться на экологической обстановке в округе. 

О строительстве цеха финишной отделки труб

В соответствии с законодательством в начале разработки этого проекта проводилась оценка воздействия на окружающую среду, причинение вреда человеку и других параметров. В первую очередь рассматривались факторы, связанные с выбросами в атмосферу, сбросами сточных вод, шумовым загрязнением прилегающей территории. Все вопросы по защите населения близлежащего жилого сектора от негативного воздействия тщательно проработаны. 

Если говорить о защите атмосферного воздуха, то все источники выбросов оснащены газо-пылеулавливающим оборудованием. 

Что касается сточных вод, то на период строительства действует пруд-осветлитель. В дальнейшем по проекту построят  ещё один такой водоём для сбора воды с территории цеха и максимального её использования для нужд производства. Предусмотрены очистные сооружения, позволяющие доводить ливневую воду до необходимого технологического качества и возвращать её в работу.  

Для снижения шума запланировано возведение специальных экранов общей длиной 641 метр, их установят вдоль железнодорожных путей. Будут реализованы и другие мероприятия в этом направлении.

О шлаковых отвалах

Сейчас выбран подрядчик на их переработку. Она, предположительно, завершится в течение пяти лет. Территория на берегу Запасного пруда будет рекультивирована и в дальнейшем продолжится её использование в производственных целях. 

О сточных водах

На седьмом водовыпуске предприятия имелись превышения по ряду веществ, сбрасываемых в Железницу. Очистные сооружения здесь длительное время не реконструировались, требовались серьёзные финансовые вложения в их переоборудование. Такая же проблема существовала и у МУП «Стоки». Было решено объединить наши усилия, потому что построить одно очистное сооружение под значительно больший объём сточных вод дешевле, чем два отдельных. 

Заводские «стоки» переданы городу, и ВМЗ оплачивает ему перекачку и очистку вод. Ведётся и поиск технологий по их реконструкции. Сотрудничество ВМЗ и МУП «Стоки» в рамках заключённого договора является эффективным – таким управленческим решением будут достигнуты положительные результаты по проблеме очистки сточных вод и по заводу, и по городу. 

Однако, остаётся ряд вопросов, связанных с водовыпуском №5, который занимается очисткой ливневых и промышленных стоков. Дело в том, что для сбрасываемых вод существуют жёсткие нормативы на уровне предельно допустимых концентраций рыбохозяйственных водоёмов (Железница является таким объектом). 

В сточных водах зафиксированы разовые превышения нормативов сбросов по железу, что объясняется повышенным его содержанием в прудах и артезианских скважинах, т.е. изначально, при заборе воды железа в ней уже выше нормы, и она не соответствует «рыбхозовским» требованиям. Таким образом, предприятие обязывают сбрасывать очищенные воды с концентрациями ниже чем в природных водоёмах. 

Завод достиг определённых успехов в снижении количества сбрасываемых загрязняющих веществ в р. Железница – на 378 тонн меньше по сравнению с 2015 годом. Этому способствовало строительство очистных сооружений, подбор соответствующих материалов и компонентов для проведения очистки, а также высокая компетенция персонала цеха энергоснабжения, занимающегося разработкой и контролем подобных технологий. И если бы каждое предприятие города уделяло столько внимания этому вопросу, Железница была бы на порядок чище.

ВМЗ не останавливается на достигнутом – ведётся поиск новых методов, материалов для повышения качества сбрасываемой воды и минимизирования объёмов загрязняющих веществ, в том числе, и за счёт вторичного использования воды в оборотном цикле. То есть большая её часть возвращается в производство, и это оказывает существенное влияние на уменьшение объёма загрязняющих веществ, попадающих в Железницу. 

Об источниках загрязнения Железницы

Сотрудники ВМЗ регулярно проводят мониторинг этого водного объекта (от ред.: протяжённость Железницы составляет 57 км). В настоящее время заводские экологи совместно с представителями администрации и общественного экологического совета обследуют Железницу, начиная от плотины Запасного пруда, чтобы выявить источники её загрязнения (оно происходит не только при участии завода). Это делается не столько с целью поиска виновных, сколько для понимания причин и разработки мероприятий по очистке реки.

О полигоне ВМЗ

Недавно его посетили представители министерства экологии и промышленности региона. Полигон функционирует, находится в хорошем состоянии, благодаря строгому соблюдению технологий. Пока сложно назвать точное окончание сроков эксплуатации второй карты полигона (ориентировочная установка – порядка 

8 лет) и начала его рекультивации. Во многом это связано с существующей неопределённостью по вопросу регионального оператора. Но чем меньше отходов станут вывозить на полигон, тем дольше он будет работать, что для жителей округа является положительным моментом. Не потребуется отправлять ТБО в другой район области, что в разы увеличит плату за вывоз. Поэтому задачей завода и города является максимальное продление сроков эксплуатации полигона, в том числе за счёт организации раздельного сбора отходов.

– Наша задача и социальная ответственность заключается в том, – ещё раз подчеркнул начальник управления по безопасности труда и окружающей среды ВМЗ, – чтобы все возводимые и действующие объекты работали в чётком соответствии с проектами и действующим законодательством. Немедленно реагируем на сигналы – ни одна жалоба или информация о выбросах, сбросах, шумовом загрязнении не остаётся без внимания. Мы живём в этом городе, и для нас важно его экологическое состояние.

Фото из архива АО «ВМЗ»