Визитная карточка добрых продуктов - зелёный листочек и капля воды

visibility
В настоящее время во всех магазинах (магазинчиках) Выксунского района, не говоря уже о супермаркетах, – изобилие молочной, мясной и прочей продукции не только наших производителей, но и из других районов...

В настоящее время во всех магазинах (магазинчиках) Выксунского района, не говоря уже о супермаркетах, – изобилие молочной, мясной и прочей продукции не только наших производителей, но и из других районов области, регионов России. Словом, глаза разбегаются – чью выбрать? На некоторых пакетах молока, ряженки, кефира виден логотип: зелёный лист с голубой каплей воды и надписью: БЕЗ ИСКУССТВЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ И ГМО. Покупатели, судя по ответам на наши вопросы, конкретного назначения логотипа не знают, приобретают продукцию, к какой привыкли, какая понравилась в последнее время, или просто наобум – какую рука возьмёт. Особой разницы между ГМО и искусственными добавками не видят. Почему же не на всех изделиях имеется такой значок? Какие товаропроизводители его получают и в какой степени можно доверять надписи на логотипе?

Недавно в Союзе журналистов Нижнего Новгорода прошла конференция по теме «Экологическая безопасность продуктов питания», на которой и были даны ответы на вышеназванные вопросы. Даны специалистами, которые точно знают, что ДОЛЖНО быть, а чего НЕ ДОЛЖНО быть в продовольствии. Это руководители отделов министерства сельского хозяйства, управления Роспотребнадзора, комитета Госветнадзора Нижегородской области. Почему же затронута тема безопасности молока, мяса, хлеба – того, что мы потребляем практически каждый день, и насколько серьёзно стоит вопрос?

Мясу сделали «подтяжку»
В разрешении проблемы безвредности продуктов заинтересован весь мир. По словам главного специалиста центра сертификации Натальи Брикач, нынешнее поколение является первым, которое потребляет «химическую» пищу. Появились многочисленные эмульгаторы, консерванты, усилители цвета и вкуса. В первую очередь это связано с тем, что огромные торговые компании, стремясь получить большие прибыли, увеличивают ассортимент, длительность хранения за счёт наполнителей. С их помощью, например, можно некачественному мясу, которое хранилось лет 50, придать вид парного. Торговым точкам невыгодно брать продукты с небольшим сроком годности. Поэтому производители взялись применять пищевые добавки, продляющие время хранения. И хотя влияние таких продуктов на организм человека и животных до конца не изучено, говорить о полной их безопасности нельзя. Мало того, в разрекламированные, например, прохладительные напитки вводят вкусовые добавки, которые вызывают привыкание человека (особенно детей) к ним и даже зависимость, сходную с наркотической.
   В странах Западной Европы, Америке уже существуют программы безопасной еды, открыты магазины, где она продаётся под брендами «био» и «органика». Подобная программа разработана и на территории Нижегородской области, инициатор – министерство сельского хозяйства. В чём её суть, как она реализуется?

По одёжке встречают
Как отметила начальник отдела пищевой промышленности министерства сельского хозяйства Людмила Тимофеева, программа состоит из двух частей. В первой реализуются мероприятия, главная задача которых не пускать на продовольственный рынок области продукты ненадлежащего качества, с ГМО (занимается комитет Госветнадзора). Во второй – содействовать продвижению высококачественной продукции нижегородских товаропроизводителей.
   В рамках направления разработана система добровольной сертификации (СДС) пищевой продукции без искусственных компонентов и ГМО. Вызвано это тем, что в любом супермаркете – продукция из различных регионов РФ, существуют и федеральные международные торговые сети, которые везут свои продовольственные товары, нередко имеющие в составе искусственные добавки, иногда ГМО. Поэтому нужно было выделить класс местных продуктов без данного негатива.
   Представители экологической организации «Дронт» разработали маркировку: листок с каплей. СДС утверждена в агентстве по техническому регулированию, ей присвоен номер. На сегодня 59 предприятий пищевой промышленности области (всего на Нижегородчине 144 крупных и средних производства) обратились в центр сертификации. 44 из них получили сертификат соответствия в общей сложности на 300 видов продукции. Все эти предприятия рассматривают выпуск своих изделий как вклад в сохранение здоровья населения области. Как же действует система добровольной сертификации продуктов без добавок и ГМО?

Сквозь игольное ушко
Предприятия пищевой промышленности на добровольной основе обращаются в Нижегородский центр сертификации (НЦС) для исследования своей продукции. НЦС проводит экспертизу производства, рецептуры, просматривает всю технологию производства пищевой продукции. Лаборатория центра стандартизации и метрологии делает анализы. В итоге, если пищевая продукция соответствует всем параметрам (а их около ста(!) страниц), ей присваивают сертификат соответствия. Подобная строгость и скрупулёзность проверки позволяет, по словам Натальи Брикач, вполне доверять продукции с логотипом листка и капли воды.
   Сейчас в рамках реализации программы безопасности пищевых изделий создаётся ассоциация производителей продукции без искусственных компонентов и ГМО. Министерству сельского хозяйства помогает фонд «Народная инициатива». Будет организовано некоммерческое партнёрство. В настоящее время разрабатывается программа экологической безопасности товаров. Один из её пунктов – расширение системы добровольной сертификации. Какие преимущества могут ожидать предприятия, получившие сертификат? По словам Л.Тимофеевой, «рассматривается вопрос о государственном заказе на такую продукцию, т. е. реализации в больницы, детские учреждения и т. д.». Что думают выксунские производители пищевых продуктов о наличии зелёного бренда на своих товарах?

Быть или не быть
В области найдётся немного таких районов, как Выксунский, где производится столько «свойской» пищевой продукции – мясо, колбаса, молоко, яйца, хлеб, даже алкоголь. Но ни на одном из продовольственных товаров пока нет логотипа об отсутствии искусственных добавок и ГМО. Почему?

Генеральный директор ОАО «Молоко» Валерий Ледяев:
– Вся продукция завода имеет сертификат соответствия. Получение обозначенного логотипа очень затратно. На мой взгляд, сертификаты соответствия и на отсутствие добавок и ГМО отчасти дублируют друг друга. Но, учитывая интересы покупателей, массовость проводимой акции по продвижению продукции, приступили к оформлению документов и на получение логотипа».

Главный технолог мясоперерабатывающего цеха агрофирмы «Металлург» Юлия Елистратова:
– Нам пока неясно, где же всё-таки подобную сертификацию проходят? По одним данным – только в Москве, в лаборатории «Ростест», по другим – в Нижнем Новгороде. Когда точно узнаем, тогда и будем проходить. Хотя мясоперерабатывающим предприятиям это сделать труднее, чем другим. Колбасу, например, без химических добавок нельзя сделать. Без нитрита натрия она имеет серый цвет – вид явно нетоварный. Только отдельные виды нашей продукции могут быть произведены без искусственных компонентов. На сегодня мы можем представить для получения логотипа 5 наименований: колбаса «Украинская» жареная, фарш «Классический» из свинины, из свинины и говядины, гуляш «Соблазн» нескольких наименований».

Таковы мнения пищевиков. У покупателей тоже есть выбор: им решать, какую продукцию предпочесть.