Поговорим о нашем ПАПе...

account_circle ВР
visibility
Наверняка многие выксунцы уже слышали новость об изменении расписания времени отправления автобусов, сокращении количества рейсов, правда, пока, как утверждают в городской администрации, в тестовом режиме.

Естественно, многие из нас дружно стали возмущаться этим фактом. Воспользуемся поводом и обсудим работу общественного транспорта. 


Масштабность осилит не каждый

Можно с разной степенью иронии отнестись к заголовку статьи, но давайте сначала зададим себе следующие вопросы: 

  • Мы на 100 процентов уверены, что у нас весь рынок пассажирских перевозок готов обслуживать частный бизнес? 
  • Кто обеспечит доставку граждан в наши дальние сёла и деревни с населением менее 50 человек (а таких у нас около 20-ти)?

Пока нет утвердительного ответа на эти вопросы, как минимум, недальновидно говорить про то, что «следует ликвидировать муниципальное предприятие».  За год пассажирское предприятие перевозит около трёх миллионов человек и осуществляет почти 150 тысяч рейсов. Можем мы «рискнуть» такими масштабами, отдав их на откуп случаю или понадеясь на «авось»? 

Однако попробуем разобраться, в чём была логика сокращения и в отдельных случаях – перенос рейсов. 


автобусы-ПАП.jpg


В Выксе густо – в Навашине пусто

Например, возьмём данные мониторинга пассажиропотока рейса со временем отправления из Выксы в 22.00 по маршруту №105 Выкса – Навашино в рабочий день недели, предоставленные пассажирским предприятием. 

На автостанции в автобус заходят от 14 до 28 пассажиров, в городе входят и выходят до трёх, на Дружбе – до 10-ти, в Туртапке – до 12-ти и на навашинско-кулебакском повороте – порядка трёх пассажиров. В Навашино автобус прибывает практически пустой. Обратный ночной рейс, в лучшем случае, «забирает» одного-двух человек (см. инфографику «Мониторинг пассажиропотока»).

Или, например, маршрут №106 Выкса – Виля. Подряд, причём полупустые, из Выксы отправлялись рейсы в 09.45 и 10.10; 15.10 и 15.25. Логичным видится решение объединить эти рейсы в один, со временем отправления в 10.00 и в 15.20, соответственно. Очевидным для экономики предприятия выглядит также сокращение рейса в 23.15 (из Выксы в посёлок Виля выезжают два-три пассажира). 

Аналогичным образом была проведена корректировка рейсов ещё нескольких пригородных маршрутов: №114 Выкса – Новодмитриевка, №112 Выкса – Полдеревка и  №121 Выкса – Дружба с продлением маршрута до Туртапки.

К слову сказать, мониторинг проводился по периодам от двух до трёх месяцев, что, несомненно, вписывается в рамки статистического наблюдения для принятия решений. 

Итак, мы всё равно скажем, что сокращать рейсы – это плохо, потому что затрагиваются интересы граждан, пусть даже небольшого их числа. 

Стандартные в таких случаях вопросы заданы руководителю пассажирского предприятия Сергею Койшеву про наведение порядка в сфере пассажирских перевозок, старые автобусы, качество обслуживания, деньги за проезд «мимо кассы» и т. д., то есть то, что может позволить оптимизировать затраты и компенсировать убыточные рейсы.


Мониторинг пассажиропотока 

ПАП в течение нескольких месяцев проводило мониторинг загруженности автобусов по навашинскому и вильскому направлениям. Смотрели пассажиропоток по выходным и рабочим дням: сколько вошло и вышло на конечных и промежуточных остановках.

Рейс №105 в 22.00 из Выксы в Навашино

ПАП-инфографика.jpg


О чём сказало ПАП

«Несколько лет не рассматривалась оптимизация пригородных маршрутов, хотя ещё три года назад стоял вопрос об остановке деятельности пассажирского предприятия. За последние два года мы провели большую работу по увеличению эффективности. Был повышен процент готовности автопарка, восстановлен цех ремонта кузовов. В ноябре 2015 года на территории предприятия была организована собственная автозаправка, что позволило, во-первых, снизить стоимость приобретаемого топлива, во-вторых, исключить нулевые пробеги; приобретены новые микроавтобусы на маршурт до Нижнего Новгорода; в целом был снижен удельный расход топлива на километр пробега. Это позволило нам даже увеличить количество маршрутов, в частности, да сада «Ока». 

Но что произошло в этом году. Практически в два раза снижен размер дотации из государственного бюджета на компенсацию проезда льготным категориям граждан (это более семи миллионов рублей), которые перечислялись непосредственно предприятию, и, соответственно, мы стоим перед дилеммой – закрыть ПАП либо оптимизировать маршруты, ликвидировать рейсы, где автобусы ходят практически пустые – это уже вопрос жизни предприятия, иначе уже в ближайшее время мы не сможем обеспечить перевозками практически всё население округа».

Обратим внимание на ключевую фразу – «снижен размер дотации из государственного бюджета на компенсацию проезда льготным категориям граждан на более чем семь миллионов рублей». И, наверное, безошибочным будет утверждение, что превентивными мерами, о которых сказано ранее, здесь не обойтись.


ПАП-цифры.jpg


Альтернатива?

Быстро решить проблему можно с помощью городских денег. Не оптимизировать работу, а компенсировать выпадающие доходы из бюджета округа. То есть Выксунскому ПАП просто давать эти деньги и ни о чём не спрашивать. Совсем недавно округ был вынужден направить в Выксунское ПАП три миллиона рублей из своего бюджета. Это, к слову, объём финансирования, сопоставимый со строительством тротуара или благоустройством территории целого жилого сектора. Но я не думаю, что на это стоит рассчитывать в дальнейшем. 

Нравится нам это или нет, но за проезд мы всегда платим 100% его стоимости. Разница лишь в том, делаем ли мы это напрямую из своего кошелька или косвенно, через налоги и бюджет. Свободных денег в бюджете нет! 

И чтобы дать их предприятию, надо забрать их у кого-то другого: из сферы образования и культуры, ремонта дорог, благоустройства и т. д. Нет уверенности в том, что это правильный путь. Сокращать программы по благоустройству общественных пространств, ремонту дорог и тротуаров, отказываться от строительства спортивных, образовательных и культурных объектов было бы нелогично. Это затрагивает интересы уже всех жителей округа, а не нескольких десятков человек. 


Обсуждения продолжаются

В заключение хочу сказать, что администрация округа пообещала, что она открыта для обсуждения и каждое обращение граждан будет детально изучено. Происходящие изменения времени рейсов не являются конечными и могут подлежать изменению в случае, если выявится, что затрагиваются интересы значительного числа жителей.

Александр Васильев. Фото Лидии Козоедовой