Время ответственного бизнеса

visibility
Как, начав с одного автокрана, дойти до участия в национальных проектах.

Вопросы организации малого и среднего бизнеса, его развития в нынешних экономических условиях становятся всё более актуальны, особенно если говорить о так называемых моногородах. Создание новых рабочих мест, увеличение собираемых на территории налогов, развитие местной инфраструктуры – здесь завязано всё, но каждый ли готов работать «прозрачно» и учитывать интересы общества? 

В последние годы всё чаще употребляется понятие «ответственный бизнес». В чём заключается эта ответственность и легко ли развивать предприятие в сегодняшних рыночных условиях? На эти вопросы мы постарались найти ответы, побеседовав с Романом Фроловым, директором ООО «Стройтехмеханизация» – компании постоянно развивающейся, имеющей широкую географию работ, но базирующейся при этом в Выксе.

– Вы начали свой бизнес в 2008 году – время непростое, кризисное. Как поняли, что эту нишу – услуг спецтранспорта – можно занять, и откуда взялся начальный капитал?

– Меня с детства интересовало всё, что связано с транспортом, и долгое время я работал в железнодорожном цехе ВМЗ. Для Выксы же 2008 год был отмечен масштабным строительством: литейно-прокатный комплекс, модернизация четвёртого и пятого трубных цехов, Стан-5000. Перспективы были очевидны. Для того чтобы приобрести первый автокран, пришлось взять очень большой кредит, потом ещё один кредит – и новая единица техники… Далеко не сразу мы смогли пополнять технопарк за счёт собственных средств. В таких случаях очень важно иметь в партнёрах хороший, надёжный банк. Я помню периоды, когда суммы наших кредитов достигали 120 млн рублей, и нам шли навстречу, в том числе по лизинговым программам.

Конечно, когда предприятие создавалось, я связывал перспективы не только с Выксой, поэтому и оборудование закупалось такое, которое достаточно редко имеют компании даже в крупных областных центрах. В итоге первым серьёзным иногородним опытом стало участие в проекте Краснодаргазстроя, известного по работе в проектах Северного и Южного потоков. Мы были задействованы тогда в строительстве одной из компрессорных станций на севере России. Все взятые обязательства выполнили в срок – так и началось наше сотрудничество с группой компанией СГМ, крупнейшим российским холдингом по строительству нефтегазового комплекса. География расширялась: Краснодарский край, где возводились олимпийские объекты, «Сила Сибири» и так далее. 

– Вы сказали, что предприятие участвовало в «олимпийском» строительстве. Насколько сложной оказалась эта работа?

– Наша техника была задействована на газификации основных объектов. Работали в условиях горной местности, зачастую на достаточно крутых склонах. Куда-то транспорт приходилось спускать на тросах, крепить его на лебёдки, чтобы он не упал в обрыв и не перевернулся. Естественно, это добавляло сложности работе. Более того, строительство сопровождалось очень высокими требованиями по охране окружающей среды. 

В Краснодарском крае растёт множество редких растений и деревьев. И зачастую приходилось прокладывать маршруты не по ранее разработанному плану, а обходя буквально каждое такое редкое деревце, зигзагами. Но это правильно, и наша компания очень серьёзно относится к вопросам экологии. Недавно мы прошли добровольную сертификацию по охране окружающей среды. Эта работа велась в течение всего предыдущего года, сотрудники проходили обучение и аттестацию, чтобы предприятие было признанно соответствующим всем требованиям. 

– Помимо работы на юге России, у вас есть совершенно противоположный опыт работы на севере – интересно узнать о нём.

– Действительно, мы работали, например, на компрессорной станции Интинская в условиях Крайнего Севера. Сложности здесь начинались с того, что объект расположен в 3700 км от Выксы: транспорт перевозили по железной дороге. А дальше технике нужно было ехать ещё 700 км по зимнякам, то есть по специфическим дорогам, которые только зимой и можно использовать. Ранее такого опыта у наших водителей не было, но справились они отлично, несмотря на то, что сами проходили период акклиматизации. Всё-таки для нас, жителей средней полосы, 50-градусные морозы – серьёзное испытание. На Интинской мы работали на строительстве компрессорного цеха №1, сейчас нас пригласили на строительство компрессорного цеха №2.

– Начиная с одного автокрана, какой парк техники вы сейчас сформировали?

– Мы располагаем более чем  70-ю единицами транспорта. В основном это, опять-таки, краны грузоподъёмностью 25, 32, 50, 130, 160 тонн. Краны с характеристиками на 130-160  тонн – техника, которой в Выксе нет. Даже в Нижнем Новгороде – единицы. У нас большой парк экскаваторной техники. Мы используем технику как отечественных, так и ведущих зарубежных производителей: Liebherr, Hitachi и других. Причём, что очень важно в нашем бизнесе, с данными компаниями мы работаем давно и являемся их постоянными клиентами не просто покупая технику, но и обслуживая её у производителей. Всё-таки подобные механизмы должны обследоваться и ремонтироваться профессионалами. Безопасность эксплуатации очень важна. И мы стараемся менять технику после трёх-четырёх лет её использования, в том числе работаем с указанными компаниями по условиям трейд-ин. 

– Если говорить о безопасности, то важно, наверное, не только состояние оборудования?

– Безопасности дорожного движения мы уделяем очень большое внимание. Если медицинский предрейсовый осмотр водителей является обязательным, то мы осуществляем и послерейсовый осмотр. В этом плане у нас очень жёсткая дисциплина. Также в организации работает свой специалист по охране труда.

– А сколько всего человек у вас трудится?

– На данный момент 96. Сейчас мы набираем новых работников – увеличиваем штат на 10-12%. Это связано с реализацией новых проектов в Выксе и Туле. Будем привлекать в том числе монтажников и сварщиков. 

– Вопросы занятости сегодня актуальны, и молодые люди часто сетуют на то, что им сложно найти достойную работу в родном городе. Делаете ли вы на своём предприятии ставку на молодых, и обязательно ли иметь какое-то специальное образование, чтобы работать с вашей техникой?

– Именно на молодёжь, как более коммуникабельную группу населения, мы и делаем упор. У нас работает очень много молодых людей. Прежде всего нанимаем водителей с категорией, позволяющей управлять грузовым транспортом. Если у человека есть интерес обучаться дальше, мы предоставляем такую возможность. Вообще, когда я начинал бизнес, специалистов найти было достаточно сложно, поэтому 80-90% нынешного штата – сотрудники, которых мы сами направляли на обучение на машинистов автокранов, вышек, экскаваторщиков, стропальщиков и т.д. Если говорить о престиже работы: мы даём все социальные гарантии, предусмотренные законодательством, приобретаем корпоративную одежду, а средняя заработная плата у нас на данный момент составляет порядка 25 000 рублей. Есть опытные сотрудники, которые получают и более 40 000. 

– Экономическая ситуация не очень располагает к расширению бизнеса, а вы собираетесь увеличивать штат. Неужели изменения курса доллара не сказались на предприятии, которое работает с импортной техникой?

– Сейчас наше правительство развивает программы импортозамещения, и они, я думаю, будут успешными. Мы тоже начинаем ориентироваться на отечественного производителя, у многих российских компаний класс выпускаемой техники очень высок. Внимание уделяем и рынку Китая: уже приобрели два бульдозера и автогрейдер от Shantui. Но не могу сказать, что мы откажемся от других производителей: поставщики техники подстраиваются под сложившиеся обстоятельства и стали намного гибче, где-то снижают стоимость. Будем сотрудничать. Но и мы учитываем требования времени. Под названием «Стройтехмеханизация» сейчас объединены два предприятия, включая «Спецтранс», которым я руководил с 2008 года. Так мы оптимизировали систему управления.

– Насколько я поняла, не суть важно, где географически расположено предприятие: транспорт можно доставить из любой точки. Не возникало желания переехать в более крупный город? Почему Выкса?

– Мысли о переезде, конечно, возникали, но Выкса – мой родной город, здесь мои родители и друзья. Более того, я вырос в районе Лесозавода, где сейчас и находится наше предприятие. Мы приобрели площадку, ранее принадлежавшую «Выксалесу» – 86 тысяч квадратных метров. Сейчас приведём в порядок территорию, которую планируем использовать для создания бетонно-растворного узла, чтобы начать производить специзделия, используемые при строительстве газопроводов. Так что и планы по развитию бизнеса географически связаны у меня с Выксой. Мне не всё равно, как будет выглядеть и развиваться именно этот район. Сейчас планируем начать строительство здания под сетевой магазин, которого на Лесозаводе нет, рядом с конечной остановкой. Переговоры с одним из крупных сетевиков предварительно уже провели. У людей, живущих здесь, должна быть возможность покупать качественные продукты в одном месте и по доступной цене. Более того, пока наше предприятие зарегистрировано в Выксе, часть наших налогов уходит именно в местный бюджет. А за прошедшие годы мы заплатили более 120 млн налоговых отчислений.

– Имея опыт ведения бизнеса в сложных условиях, что Вы посоветуете начинающим своё дело сейчас?

– В первую очередь удачи, она должна сопутствовать. И не стоит бояться пробовать новое, нужно ставить цели и стремиться к их достижению, потому что если бояться и постоянно оглядываться назад, ничего не получится даже из самой хорошей идеи.

Фото автора