ЖИЛФОНД. Кому им управлять?

account_circle
visibility
В Выксе 736 многоквартирных домов. Из них 72 объединились в товарищества собственников жилья, 522 выбрали как способ управления управляющие компании, остальные предпочли непосредственное управление. Каждый способ, говорят, по-своему хорош. Каждый?...

В Выксе 736 многоквартирных домов. Из них 72 объединились в товарищества собственников жилья, 522 выбрали как способ управления управляющие компании, остальные предпочли непосредственное управление. Каждый способ, говорят, по-своему хорош. Каждый? Сегодня – о наиболее популярном из них в народе. Привыкли люди, чтобы всё шло по наезженной колее. Отмахнуться от лишних хлопот и переложить все проблемы, связанные с домом – а их ой как много! – на «дядю», и жить спокойно. В роли «дяди» выступают управляющие компании, количество которых в последнее время в районе резко увеличилось. Их теперь десяток. Между тем считается оптимальным, когда одна компания управляет двумястами тысячами квадратных метров жилья. В Выксе этих метров – 950 тысяч. Значит, для здоровой конкуренции достаточно четырёх, максимум, пяти компаний.

Одеяло – на себя?
Именно этой фразой городская власть охарактеризовала бы деятельность большинства имеющихся управляющих компаний
Говорит глава города Игорь Раев:
   – Относительно недавно администрация города подвела итоги функционирования таких компаний за 2009-й год. Итог, мягко говоря, неутешителен.
Начнём с главного. Основная задача реформирования жилищно-коммунальной сферы, которая должна бы осуществляться посредством оптимальных способов управления жилфондом – открытость деятельности управляющих компаний. Однако её нет. Более того, компании «закрыты» даже для муниципалитета. Власть не имеет узаконенных рычагов, чтобы добиться от них элементарных сведений: какие работы по каким домам и на какие средства выполнены. А средства на капремонт взимаются с жильцов немалые. Это десятки миллионов рублей! И где они? Ответа от руководителей компаний нет. Поскольку это оказалось буквально тайной за семью печатями для власти, что говорить о населении, то есть как раз о тех, кто своими платежами формирует пресловутые, неведомо куда пропадающие миллионы. В частности, компания ВЦУК имеет фантастические долги (около 63 млн рублей) перед поставщиками услуг. Устоявшееся мнение о не менее фантастических «недоборах» не вполне объективно. Собираемость платы за жильё и услуги ЖКХ составляет 92–95%. И компании собирают деньги. Но при этом забывают о том, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ обязаны отчитываться на общих собраниях плательщиков о расходовании средств.
   Очевидно, оценка главы города справедлива. Кстати, на тех же собраниях, заслушав отчёт, жильцы должны решать, стоит ли им продлевать договор на управление со своей компанией.
   Что происходит в многоквартирных домах, заключивших договоры с управляющими компаниями? Собрания там либо не проводятся вообще, либо имеет место быть некое заочное голосование, то есть поквартирный сбор подписей жильцов «за» компанию. В частности, относительно недавно в редакцию посредством телефонного звонка от читателей поступила информация о подобном прецеденте в доме №8 в микрорайоне Юбилейном. «Гонцы» ходили по этажам и ратовали за компанию, о которой жильцы и слыхом не слыхивали. Такие «не слышавшие» не одиноки. Микрорайон Гоголя, так называемый «пентагон». Пожилой мужчина у подъезда дома. Вопрос: «Знаете ли вы свою управляющую компанию?» вызывает недоумение. Однако компания существует и работает. Заместитель директора ООО «Жилальянс» Николай Чалов: «С жильцами взаимодействуем, по их просьбе чистим, например, не только тротуары, но и дорогу». Соседний дом, группа женщин: «Вроде бы «Варнава…» (видимо, имеется в виду ЗАО «Варнава-Строй-Инвест» – ред.) Какая разница? В целом мы довольны – чистят снег хорошо, посыпают песочком. Вот ещё бы лавочки заменить!». Специалист по связям с общественностью ЗАО «Варнава-Строй-Инвест» Леонид Лачков: «Учитываем все пожелания людей, при наличии средств стараемся их выполнять. Уборка придомовой территории организована». Тот же микрорайон, дом №28. Один из жильцов: «Пока не пришла к нам управляющая компания, жили нормально. А теперь всю зиму мёрзнем, по двору не пройти, чистят плохо. Кто? Не знаю».
   Всё же выходит, что часто народ не знает свою компанию. Напрашивается вывод, что её руководство и не думает перед ним отчитываться. К чему? Загляните практически в любой договор на управление, заключенный какой-либо компанией с домом. На 90% он состоит из обязанностей жильцов и прав компании.
Уместен вопрос: где выход? Он есть. Глава города Игорь Раев:
   – Несмотря на то, что я сам сторонник рыночных отношений, всё же считаю, что власть из управления жилфондом ушла рано. В самое ближайшее время появится управляющая компания, 25% уставного капитала которой будет составлять доля муниципалитета. Это МУП «Орион», ранее занимавшееся обслуживанием общежитий. Позже, когда необходимость в этом отпала в связи с переводом их в категорию жилых домов, встал вопрос об его ликвидации. Однако теперь принято решение: посредством его работы с участием городской власти показать, каким дейст-вительно должен быть уровень оказываемых услуг в реальном правовом поле. Мы готовы встречаться с жильцами, объяснять им преимущества такой компании.
ЖИЛФОНД. Кому им управлять?Его дополняет и.о. начальника отдела ЖКХ администрации города Денис Скалкин:
   – К слову о преимуществах. Сложившаяся ситуация объясняет недоверие населения к управляющим компаниям в целом. Положение поправимо.
Анализ по прошлому году показал, что оптимальная форма управления домом – товарищество собственников жилья (ТСЖ). Всего один пример. ТСЖ «Центральный», сформированное год назад, но фактически проработавшее восемь месяцев. За это время на четырёх домах, входящих в его состав, выполнено работ более чем на миллион рублей. Поставлены приборы учёта, заменены системы отопления, утеплены стены. Ничего подобного у других нет.
   К слову о ТСЖ. В 2010-м город вошёл в программу по Фонду содействия реформированию ЖКХ, в соответствии с которой на капитальный ремонт жилья из федеральных средств мы получаем 86 млн рублей. Будут отремонтированы 38 домов (при участии и местных средств). Есть шанс «попасть в программу» и в 2011 году. Но условия фонда несколько меняются. Для этого необходимо, чтобы на территории Выксы 20% домов входили в ТСЖ (сегодня таких 10%). Если это получится, одновременно убьём двух зайцев. Выиграют и жильцы, причём во всех отношениях, и муниципалитет.
Татьяна Снегирева. Фото Ольги Поповой
 

Кто прав, кто виноват...
Историю, которая произошла в одной из квартир на улице Осипенко, можно, наверное, отнести к разряду типичных, нередко происходящих в жилых домах. Но собственнице квартиры, Александре Фёдоровне, она доставила, мягко говоря, много переживаний и волнений. А дело было так.
ЖИЛФОНД. Кому им управлять?21 февраля текущего года, рано утром, женщина услышала сильный шум в трубах. Как оказалось, у её соседей по лестничной площадке прорвало трубопровод с горячей водой. Вода стала поступать под пол жилья Александры Фёдоровны, которое находится на первом этаже. Причину аварии, наверное, можно было бы устранить быстрее, если бы сами соседи приняли хоть какие-то меры. Но эта семья, к сожалению, неблагополучная, помощи от неё ждать не приходилось. Стоит только сказать, что долг по квартплате у вышеназванной семьи с августа 2009 года (именно с этого времени управляющая компания ООО «Строй-Индустрия» стала взимать оплату за ЖКУ по квитанциям нового образца) более 17 тысяч, а за свет граждане не платят аж с 1999 года.
   Александре Фёдоровне пришлось действовать самой по устранению причин аварии. 22 февраля она обратилась в ГО МЧС, и в 15.00 часов этого дня прорыв был устранён специалистами управляющей компании. Женщина немного успокоилась, но через два дня в трубах снова подозрительно громко зашумела вода и опять стала поступать под пол в коридоре. Деревянные полы начали угрожающе перекашиваться. Хозяйка квартиры 24.02. написала заявление в «Строй-Индустрию», попросила принять соответствующие меры. Между тем ситуация не улучшалась, 25 февраля дозвониться в управляющую компанию не удалось. 26.02 обратилась в отдел ЖКХ администрации города. Здесь просьбе женщины вняли – на квартиру к ней были вызваны слесари «Строй-Индустрии», но полностью аварию и в этот день не устранили. Акт о произошедшем прорыве был составлен инженером только 3 марта, в этот же день в квартире Александры Фёдоровны произведены работы по восстановлению пола в связи с его перекосом.
   Где гарантия, что по вине её соседей ситуация вновь не повторится? Это, конечно, вопрос риторический. А вот «К кому же всё-таки обращаться в подобных ситуациях?» – вполне законный и, думаю, волнующий многих.
   Пожилая женщина считает, что она была права, требуя проведения ремонта от управляющей компании. У её генерального директора Владимира Ивашкина своё мнение по данному поводу. Он считает, что если произошёл прорыв внутриквартирных водопроводов горячей воды, то ремонт должен производить сам собственник – управляющая компания несёт ответственность только за общее имущество дома, которое используется более чем одним собственником. А пострадавшая сторона (Александра Фёдоровна) имеет право обратиться в суд (согласно ряду статей Жилищного кодекса) и требовать от соседей совершения за их счёт ремонта в своей квартире. Но, учитывая «неблагополучность» соседей, она вряд ли дождалась бы от них компенсации за причинённый ущерб. Наверное, необходимо учитывать и «почтенный» возраст дома – ему около 60 лет, за это время внутриквартирные трубопроводы изрядно поизносились.
   Словом, к произошедшей ситуации нельзя относиться однозначно. Хорошо, что у истории благополучный финал – управляющая компания положительно (может быть, не совсем оперативно) среагировала на просьбу женщины, хотя, повторяюсь, согласно Жилищному кодексу, Постановлению №307 Правительства РФ производить ремонт имущества собственника была не обязана. Но, к сожалению, в коммунальном «хозяйстве» чаще наблюдается обратное: многие управляющие компании не выполняют главного в своей деятельности – обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях. То есть попросту недопоставляют в нужном количестве качественные коммунальные услуги, за которые потребители платят немалые деньги.
Лидия Козоедова. Фото Ольги Поповой