Я раскрашу этот мир

visibility
В этом году исполняется 45 лет со дня открытия в городе детской художественной школы.

В этом году исполняется 45 лет со дня открытия в городе детской художественной школы.Произошло это в октябре 1974 года с лёгкой руки Бориса Бедина, выпускника Чебоксарского педагогического института. 

Сказать «открылась» – просто, а на самом деле Борису Николаевичу вместе с Зоей Лысковой, тогдашней заведующей отделом культуры горисполкома (по нынешнему – администрации округа) пришлось убеждать, доказывать, аргументировать необходимость существования такого учреждения в Выксе. Убедили, тем более что подросли кадры, которые Борис Николаевич сам выпестовал в изостудии и которые уже окончили специальные учебные заведения. 

Из первых 35 студийцев 27 поступили в художественные училища Чебоксар, Гжели, Нижнего Новгорода, Палеха, Семёнова, Москвы. В каникулы они, обогащённые знаниями, приезжали к любимому учителю и рассказывали о себе, об учёбе, о первых успехах. Он искренне радовался и желал, чтобы они вернулись в школу. Через год приехал выпускник Ленинградской академии живописи, ваяния и зодчества Сергей Евлюхин. В школе появилось уже два класса. Потом пришёл Валерий Вдовиченко, за ним – супруги Кураповы, Валентин Крёкин. Школа стала центром художественного образования детей. 

Маленькие выксунцы тянулись к искусству и старались соответствовать тому, чтобы слыть юными дарованиями. Весной и летом их часто видели на городских улицах за этюдниками. Эти занятия назывались красивым словом «пленэр». В кинотеатре «Родина» с завидной регулярностью проходили выставки работ учащихся школы. Детское творчество поражало чистотой красок и непосредственностью. 

В год 45-летия учебного заведения мы обратились к выпускникам ДХШ с просьбой рассказать о том, как любимая «художка» помогла им найти свою дорогу в жизни. Среди тех, кто поделился воспоминаниями, есть ювелиры и мастера художественной росписи и резьбы по камню, золотошвейка и руководитель частной детской художественной школы, автомобильный дизайнер и преподаватели… У всех свой путь и своя профессия, но в начале была художественная школа и любимые педагоги. 

Сегодня у нас в гостях представитель первого выпуска Елена Каталёва (Хохлова).В этом году исполняется 45 лет со дня открытия в городе детской художественной школы.

– Моя творческая деятельность – цепь случайных обстоятельств. В детстве я, как многие дети, посещала разные кружки. Каждый новый вызывал интерес, но ненадолго. Когда в городе открыли художественную школу, решила попробовать себя в искусстве рисования, тем более что рисовать мне нравилось.

Обучаясь в третьем классе «художки», параллельно стала заниматься в студии кукольного театра, которая открылась в ДК им. Лепсе. И где-то через полгода передо мной встал вопрос: что выбрать – ДХШ или кукольный? За меня выбор в приказном порядке сделала мама: ДХШ! Кукольный пришлось оставить. Кстати, вскоре он закрылся. Решение оказалось верным. И все последующие годы и по сей день я не расстаюсь с художественным творчеством. 

Мне очень нравилась роспись по дереву, и я поехала в Семёнов, поступила в профессионально-техническое училище деревообработчиков. Получила диплом «Мастер – золотые руки» по специальности художника росписи по дереву. Практику проходила в Семёнове на фабрике «Керженец» в цехе росписи хохломских изделий. 

Это был год увлекательнейшей работы! Помню, сидишь, погружаешься в процесс и не спеша вырисовываешь завитки, листики, диковинные цветы... Нравился стиль «кудринка», когда рисунок струится экспромтом, как ручеёк, и не знаешь порой, куда выведет тебя орнамент. Если можно было бы не спать, я бы так и сидела, рисовала, рисовала и рисовала.

Вернулась в Выксу, работала художником-оформителем на металлургическом заводе. В свободное время «забывалась» за росписью. Потом решила серьёзно ею заняться. Ушла с завода, стала рисовать дома. Заготовками снабжал знакомый токарь, потому недостатка в «белье» («бельё» на языке мастеров декоративно-прикладного искусства – заготовки для росписи: матрёшки, разделочные доски, кружки и т.д.) не было. 

Моими изделиями заинтересовался Борис Николаевич, потому что он очень хотел открыть в школе такое направление. Пригласил преподавать. Согласилась. И это тоже было неожиданно, потому что я даже не мечтала о карьере педагога! Но вскоре поняла, какое это счастье – учить тому, что сам делаешь с удовольствием! Видела, что мои ученики тоже готовы расписывать чашки, разделочные доски, панно. На радость себе и другим. 

Но время шло, требовались дополнительные знания. Подруга предложила: «А давай-ка мы в институт с тобой поступим!» Удивилась, но решила испытать себя. Поступили в Нижегородский педагогический институт на заочное отделение декоративно-прикладного искусства. Учились азартно, как в молодости, за всё брались, всё примеривали к себе. Я так увлеклась живописной масляной техникой, что сейчас не представляю, почему раньше-то не начинала! 

Теперь в «художке» преподаю не только роспись, но и рисунок, и живопись, и композицию. Очень довольна, что могу делиться тем, что умею сама и чему научили в институте. Моя судьба сложилась вроде как-то случайно, но выходит, что это закономерно. Не представляю иной для себя. И спасибо всем случайностям-закономерностям. А ещё маме и подруге. Ну и, конечно, Борису Николаевичу! 

В этом году исполняется 45 лет со дня открытия в городе детской художественной школы.

Фото из архива Елены Каталёвой