«Родина» показывает

account_circle ВР
visibility
Несколько страниц главного выксунского кинотеатра эпохи 80-х.

В автобусе поддатый пассажир: «Девушки, вы у «Родины» сходите?» «Сам ты уродина, сам и сходи…»

(Местный анекдот 80-х)


Георгий-Татарских.jpgЕго традиционно назвали «Родиной». Скорее всего потому, что был большой и красивый. Он открылся в 1977 году. Инициатор, идеолог строительства необходимого городу крупного современного киноцентра нашёлся в горисполкоме, то был его председатель Пётр Ястребков. Здание, возведённое за счёт местного и областного бюджетов, оснастили последними техническими новинками: широкоформатным экраном и стереозвуком. Первое время он мало чем отличался от своих собратьев – кинозалов обоих заводских ДК. Как и вся «культура»,  учреждение обязано было вносить в госказну свою долю. Однако переходный период от освоения до полномасштабной, необходимой отдачи затянулся – фильмы крутились, директоры менялись, коллективы трудились…

И в 1983 году в руководящем кресле оказался журналист, бывший заведующий отделом писем «Выксунского рабочего» Георгий Татарских, выпускник киноведческого отделения ВГИКа, проработавший здесь до 1991 года. В местном официальном издании – «Книге трудовой и боевой славы Выксы» об этом периоде скупо сказано: «Благодаря деловому содружеству директора местной киносети В.Б. Быстрова и директора кинотеатра Г.Б. Татарских, успешно и грамотно велась широкая пропаганда советского киноискусства, проводились встречи со зрителями, кинодеятелями…»

Но уже через два года после начала работы портрет нового директора «Родины», увенчанного почётным званием «Лучший работник кинофикации Нижегородской области», поместили на областную Доску почёта.

Сегодня он с ностальгией вспоминает свою «киномолодость». Наш разговор с ним – не только о кинотеатре, но и о том, «как молоды мы были…»

 – Итак, Георгий Борисович, как это Вам так быстро удалось выбиться в передовики?

 – Конечно, без дружного и сплочённого коллектива сложно было бы вообще что-то сделать. С большим уважением называю  подвижников кинодела восьмидесятых: М. Усанову, И. Махрову, Т. Мясникову, В. Ровнова, М. Кирееву. Сам я в кинофикацию попал неслучайно, до того писал рецензии на фильмы для газеты, выступал перед зрителями между сеансами, всё это мне нравилось. Во-первых, соответствовало последнему моему диплому (ВГИК); во-вторых, помогало реализовать глубокий, со студенческой скамьи, интерес к «главному искусству страны». В работе использовал накопленные кинословари, сборники воспоминаний актёров, режиссёров, самую разнообразную киноведческую литературу. Что немного тяготило, так это неизбежные хозяйственные проблемы. Здание простояло всего шесть лет, а уже требовались самые разнообразные текущие ремонты – от кровли и потолков до водопровода и сантехники. «Повесили» на нас и бассейн с фонтаном, где должна была остывать вода, охлаждавшая новейшую кинотехнику, но он так и не забил брызгами и струями: денег не было.

– Но ведь был ещё план кинопроката. И его тоже надо было выполнять. 

– Да, главная задача директора – выполнение финплана проката, причём любой ценой. Наши весомые отчисления шли и в местный, и в областной бюджет. За них нам или давали премии, или вызывали «на ковёр». Как организовать деятельность современного крупного киноучреждения, нас учили ещё во ВГИКе. 

Мы регулярно посещали большие московские кинотеатры, смотрели, как они работают, многое оттуда перенёс в Выксу. Эффект оценили как интересный, положительный. 

В первую очередь, бесспорно, передовым в прокате было проведение кинопанорам. Берёшь фильм, уже известный, кассовый (демонстрация его через месяц), делаешь одноразовый рекламный показ; затем фрагменты лент будущего сезона, их анализ, оценку; выступаешь перед собравшимися с интересными новостями советского кинематографа… И успех фильму обеспечен. 

– Тогда, помнится, вы учитывали интересы зрителей разных категорий. 

Тематический вечер в защиту мира, против ядерной войны– Это одно из непременных условий проката. Не могли же мы ориентироваться только на любителей индийских фильмов. Учитывали интересы зрителей всех категорий. Одним – индийские мелодрамы, другим – боевики, третьим – комедии, четвёртым – фильмы глубокого интеллектуального содержания, проблемные и неоднозначные в понимании.

В областном управлении кинофикации и в Павловской конторе проката  всегда удивлялись, когда просил не супербоевики, а «Зеркало», «Сталкера» или «Андрея Рублёва». «Да  ради бога, бери, всё равно лежат!»  И брал. Потом сам радовался, что вечер, посвящённый творчеству того же Тарковского, собирал полный зал. Учитывая, что, например, «Андрей Рублёв» – двухсерийный фильм, удавалось выполнять и перевыполнять план. Так, на практике узнал, что Выкса – город продвинутых зрителей, людей, всерьёз увлечённых киноискусством, нестандартными жанрами. 

Вечера проводились разные, на все вкусы. В ход шли связи, контакты, знакомства, приобретённые ещё во время учебы, среди организаций, устраивающих творческие встречи служителей экрана с широкой публикой. Иногда они собирали полные залы, иногда – нет, правда, редко, по не зависящим от них причинам.

 – Были, наверно, и свои казусы в работе? Как без этого? 

– Да уж… Заметил, что по весне, в предпасхальную Страстную неделю, какой фильм ни ставь – зритель не идёт. И надо ж такому случиться, что как раз в Страстную субботу приехал популярный тогда Андрей Ростоцкий, привёз свой новый фильм (какой, не помню). А в зале – человек тридцать… Многие деятели кино  просто бы развернулись и уехали. Он же честно отработал свою двухчасовую программу: пел песни под гитару, рассказал о творческом пути, о новинках экрана, показал фильм. Казус случился и с его отъездом. Поздним вечером автобус к поезду опоздал бы, такси в те годы не было… Я не знал, что предпринять! Что делает Ростоцкий: звонит в милицию, где ему как заслуженному работнику МВД (заслуга – пропаганда милицейских подвигов в кино) тут же пригнали «уазик» и благополучно привезли в Навашино. Как не уважать таких людей!

– У нас тогда в кинотеатре выступали разные артисты. Вспомним, кто ?

Cцена из фильма С. Герасимова «Молодая гвардия». Фотографию подарила Инна Макарова, исполнительница роли Любови Шевцовой– В разные годы приезжали  Михаил Кокшенов, Инна Макарова, Виктор Дёмин, Алексей Вой-тюк и другие, чьи автографы и фото остались на память и у выксунцев, и у меня. Колоритный Дёмин, помимо всего прочего, ещё слыл другом самого Эльдара Рязанова. И по его поручению подбирал площадки, натуру для съёмок ленты «Приключения солдата Ивана Чонкина». Наш провинциальный аэропорт в Антоповке  и сам тот район его вполне устроили, о чём и доложили будущему режиссёру-постановщику. Но его творческие споры с Владимиром Войновичем привели к тихой кончине проекта. А то быть бы Выксе родиной ещё одного шедевра…

Резонансным событием стал вечер нашего земляка Алексея Войтюка, с премьерой известнейшего потом фильма-сказки «После дождичка в четверг». Зал не вместил всех желающих, сидели на табуретках в проходах, стояли в дверях… Исполнитель главной роли весело и талантливо рассказал о съёмках и актёрах, о театральном закулисье. Встреча прошла тепло и задушевно; финальные сцены сказки встретили аплодисментами…

– А мне запомнился вечер памяти Владимира Высоцкого в годовщину его смерти… 

– Поклонников его творчества,  а их было много, на входе встретила гитара с двумя гвоздиками… Прозвучали стереофонические записи самых известных песен, люди посмотрели фрагменты фильмов с его участием, желающие и имеющие что сказать о нём выступили… Словом, народная любовь к безвременно ушедшему барду нашла выход. 

– В те годы в кинематографе тоже была цензура. Как вы с этим жили?

– Это называлось партийное руководство культурой. Оно было «плотным». По прокату действовали жёсткие пропорции – сколько советский человек должен был посмотреть советских и зарубежных фильмов. Первых, понятно, намного больше. Строго отслеживалось правило – до 16 лет! Выполняя план, иногда крутили импортные комедии, а отчитывались патриотическими лентами. Однажды на ноябрьские праздники, пытаясь хоть как-то наполнить кассу, поставил вечером «Укол зонтиком» с Пьером Ришаром.  После чего последовала докладная в ГК КПСС от бдительных граждан, вызов к секретарю по идеологии, разнос и прочие «припарки»…

Выручали «сеансы повторного фильма» – сокровищница Фильмофонда СССР. Можно сколько угодно удивляться, но зал каждый раз заполнялся на «Кавказскую пленницу», «Операцию Ы», «Ивана Васильевича», меняющего профессию… Люди с удовольствием отдыхали от застойной рутины.

– Помню, что художественная школа использовала ваши площадки для выставок детских работ…

Коллектив кинотеатра «Родина». 80-е годы– «Не хлебом единым» жил кинотеатр. В фойе долго работала выставка учащихся детской  художественной школы, которой руководил преданный профессии художника и детям Борис Бедин. Успешно проходили выставки грампластинок, работ местных художников-авангардистов (очень «вредные» идеологически). Зритель, пришедший к нам, должен был не просто зайти и скушать пирожок в буфете, но и посмотреть, узнать что-то новое для себя. Так понимал свою задачу коллектив. 

В конце 80-х имело место совсем неординарное событие – вечер увлекающихся изучением аномальных явлений (АЯ). Уже были в моде НЛО, гуманоиды, контакты… В гости к местной группе активистов-фанатов приехали руководители Горьковской областной секции по изучению аномальных явлений при НТО РЭС им. Н. Попова – завкафедрой сверхвысоких частот политеха, кандидат технических наук Э.А. Ермилов и кандидат физико-математических наук А.Б. Успенский. Они выступили с научным обзором современных проблем естественных наук, переполненный зал увидел зарубежный документальный фильм, местные уфологи рассказали, что происходит в аномальных зонах вблизи Выксы, продемонстрировали фотоснимки неопознанных объектов. А на улице люди спрашивали лишние билетики… Часть сбора от этого вечера пошла на финансирование экспедиции местной группы в Таджикистан, в известный ареал «снежного человека».

Восьмидесятые заканчивались, начиналась сплошная коммерциализация, большие кинотеатры с громоздкой системой разрешений и лицензий проигрывали диким и полулегальным видеосалонам, крутившим всё что угодно, вплоть до порнографии… Ближайшие перспективы кинопроката смотрелись мрачно, что вскоре и подтвердилось. Начиналась другая страница его истории.

Владимир Маркелов. Фото из архива Георгия Татарских