ЭКЗАМЕН - ЕДИНЫЙ, МНЕНИЯ - РАЗНЫЕ

visibility
Число сдающих ЕГЭ уменьшилось Главный специалист управления образования Валентина Бормотина рассказывает о том, какие изменения произошли при сдаче ЕГЭ в этом году, как готовы пункты приёма экзаменов (ППЭ), какие предметы...

Число сдающих ЕГЭ уменьшилось

Главный специалист управления образования Валентина Бормотина рассказывает о том, какие изменения произошли при сдаче ЕГЭ в этом году, как готовы пункты приёма экзаменов (ППЭ), какие предметы для сдачи выбрали выпускники и ещё о многом другом относительно самого важного события в жизни выпускника 2010 года.

– Сколько ребят сдают ЕГЭ в этом году в нашем районе?
  – В сдаче ЕГЭ участвуют 360 человек, из них 185 выпускников нынешнего года. Остальные – учащиеся техникума, училищ, выпускники прошлых лет, которые по тем или иным причинам в вузы не поступили, а высшее образование им необходимо. Но без результатов ЕГЭ никуда уже не принимают, поэтому они тоже сдают единые государственные экзамены с 27 мая по 15 июня.
   – Почему нынче так мало выпускников школ?
   – Это связано с переходом с трёхлетнего начального образования на четырёхлетнее, поэтому произошёл небольшой перерыв, и сейчас в некоторых школах нет выпускного 11 класса. Такова ситуация и по области, и по стране в целом. Например, количество выпускников по области в этом году на 10 тысяч меньше. А значит, меньше абитуриентов и больше шансов поступить в вуз, хотя в престижные вузы проходной балл всегда высокий.
   – Как готов город и район к ЕГЭ?
  – Для наших выпускников создано два пункта приёма экзаменов (ППЭ), на базе школ №№ 8 и 12. Они оснащены всем необходимым, на что израсходовано 580 тыс. рублей из местного бюджета (в прошлом году около миллиона).
   – Какие предметы будут сдавать в этом году?
   – Выбор участников распределился следующим образом. Русский язык и математику сдают 360 и 348 учащихся соответственно.
  На втором месте обществознание – 142 человека, на третьем – физика. Её пожелали сдавать 124 выпускника. Затем идут информатика,
биология, история, английский, которые выбрали от 44 до 28 человек. Литературу сдают 23 ученика. Несколько ребят выбрали немецкий и французский языки.
   Как известно, для того, чтобы получить аттестат о среднем образовании, надо сдать два обязательных предмета – русский язык и математику.
   – Каково расписание сдачи ЕГЭ?
   – Для выпускников 9-х классов учебный год заканчивается 22 мая, для одиннадцатых – 25 мая. И сразу же, 27 мая – первые ЕГЭ. Сдают сразу три экзамена: информатику, биологию, литературу, затем по расписанию – русский язык, математика и т.д.
   – Того праздника, который был при сдаче первого экзамена – сочинения, – уже не будет?
   – Да, праздник отменяется. Обычный, деловой режим сдачи. Главное – до 1 марта подать заявление на сдачу ЕГЭ. Кто опоздал, тот попадает только во вторую волну, в июле – с 8 по 19, но уже на базе вузов и учреждений среднего профессионального образования.
   – В Выксе будет вторая волна?
   – Нет. Так же как и в прошлом году, вторая волна проходила на базе нескольких вузов Нижнего Новгорода, Москвы, Питера, Арзамасского пединститута, Муромского педколледжа. В Выксе нет головных вузов.
   – Что можно сказать о сроках приёма документов в вузы, изменились ли они?
   – Сроки сократились. Приём документов пройдёт с 20 июня по 25 июля. Поэтому тут главное – не опоздать.
   – Ограничено ли число вузов, куда можно одновременно подать документы?
   – Поступающие подают заявление на 1 курс и участвуют в конкурсах не более чем в пяти вузах одновременно , по трём специальностям или факультетам.
   – Существуют ли ещё какие-либо изменения в плане приёма?
   – Ограничено число этапов зачисления. Если в прошлом году их было три, то в этом только два. Первый приказ о зачислении издаётся 5 августа, второй (последний) – 10 августа.
   – Это сделано для удобства абитуриентов или самих вузов?
   – Вузов, конечно. Кроме того, вузы вправе устанавливать и свои «пороги» минимального количества баллов по результатам ЕГЭ, а также вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно, по любым общеобразовательным предметам. Но они (баллы) не должны, тем не менее, быть ниже «порогов», установленных Роспотребнадзором в этом году.
   – Что изменилось при приёме абитуриентов в учреждения среднего профессионального образования?
  – Абитуриенты могут поступать и без ЕГЭ, а только на основе результатов вступительных испытаний, проводимых учреждениями СПО. Поступающие не обязаны предоставлять в приёмные комиссии свидетельство о результатах ЕГЭ и фотографии. Увеличились сроки приёмной кампании: с 20 июня по 15 августа (в прошлом году – до 25 июля).
   Необходимо отметить следующий момент. Если абитуриенту пришёл ответ, что он прошёл, допустим, в три вуза или два, то ему необходимо быстрее определиться, где он собирается учиться, и подать оригиналы документов именно в этот вуз. Сроки здесь ограничены – две недели. И если по каким-то причинам абитуриент не успеет это сделать, то он не будет в него зачислен.
   – Расскажите о том, как подготовлены учителя, эксперты, организаторы, руководители ППЭ?
  – Учителя-предметники, руководители ППЭ, операторы региональной базы данных, программисты – все они прошли курсы на базе НИРО; остальные – организаторы, помощники – у нас, в управлении образования.
   – Были ли в этом году пробные ЕГЭ?
  – Такие, как в прошлом году, – нет. Это были, скорее всего, репетиционно-консультационные экзамены, которые прошли в январе-феврале по всем предметам. Их цель – познакомить ребят с бланками, правилами их заполнения, образцами заданий прошлого года, проверить их готовность, уровень знаний. И главное, чтобы ученики не растерялись во время самого ЕГЭ, чтобы не было эффекта неожиданности. Каждая школа проводила у себя такие репетиции-консультации, которые прошли в спокойной обстановке. И если в прошлом году было много нервозности, суеты, то теперь страсти улеглись. Мы провели общее родительское собрание, которое показало, что подготовка к ЕГЭ идёт нормально, все смирились с тем, что нам жить с такой формой итоговой аттестации и дальше…
   Ещё один нюанс. Уже в этом году в Дзержинске проводится эксперимент по итоговому тестированию выпускников четвёртых классов, т.е. школы первой ступени, начального звена. Оценка знаний в формате ЕГЭ таким образом будет основной на выходе учащихся всех ступеней обучения.
   – Ваше напутствие выпускникам…
   – Главное, не растеряться. Вы прекрасно подготовлены, а значит, и испытания выдержите достойно. Успехов вам и везения!

О ЕГЭ говорят…
Педагоги
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) становится единственной формой государственной итоговой аттестации в школах и вступительных испытаниях в вузах. Однако полемика вокруг ЕГЭ с момента его введения не утихает до сих пор. Одни считают, что Единый госэкзамен сможет стать мерилом качества подготовки абитуриента в национальном масштабе, другие борются за то, чтобы его убрать. Найти истину на данной стадии эксперимента сложно. Однако все согласны с тем, что система школьного образования нуждается в реформировании. Но в каком?
   О преимуществах и недостатках ЕГЭ высказала своё мнение преподаватель по физике школы №8, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Захарова:
   – Отношение к Единому госэкзамену складывается двоякое. Рассмотрев всю систему ЕГЭ, можно выделить как преимущества, так и недостатки. Положительным моментом и, пожалуй, самым важным является объективность оценки знаний учащихся. Благодаря введению ЕГЭ повысились и престижность знаний, и мотивация к учёбе, что немаловажно. Кроме того, у учащихся освобождается летнее время, поскольку не нужно сдавать вступительные экзамены в один или несколько вузов. Теперь учащийся может отправить свои результаты ЕГЭ по электронной почте, не тратя времени и денег на поездки в высшие учебные заведения. Кстати, если говорить о деньгах, то с введением ЕГЭ главным критерием при поступлении в вуз являются знания абитуриента, а не финансовые возможности и связи его родителей, что исключает развитие коррупции в системе образования.
   Поскольку ЕГЭ в Нижегородской области проводился единожды, и, стало быть, опыт его проведения в нашем городе невелик, то учащиеся и их родители ещё не осознали всей серьёзности и ответственности, которая ложится на плечи учащегося в 10-11 классах. Не говоря об огромной нагрузке… ЕГЭ не позволит спокойно отсидеться в выпускных классах, надеясь на удачу и счастливый случай. Чудес не бывает, а посему каждый ученик должен определиться в направлении, в котором он будет специализироваться и получать более глубокие знания. Только в случае серьёзной подготовки можно надеяться и рассчитывать на положительный результат.
    На учителей, разумеется, тоже ложится огромная ответственность. Уроков, которые проходят по учебному плану, для подготовки к ЕГЭ недостаточно. Так, например, базовый уровень по физике в 10-11 классах предполагает всего два часа занятий в неделю. Причём он (базовый уровень) вообще не предназначен для сдачи экзамена по физике и для обучения в вузе технического профиля. Тем не менее, детей, желающих поступать в учебные заведения именно такой направленности, много, а значит, им приходится заниматься по дополнительной программе, для отработки навыков и улучшения знаний. Благо сейчас современные компьютерные технологии позволяют черпать информацию из Интернет-ресурсов и проверять свои знания с помощью функции контроля. Специальная программа показывает, где были совершены ошибки и сколько баллов было набрано при работе над тестом.
   Если говорить о минусах, то главенствующим является тот факт, что за отработкой определённых навыков и алгоритмов мы теряем талантливых детей, ребят, которые мыслят нестандартно. Последствием навязывания ЕГЭ мы губим их индивидуальность, ведь за тестами не видно творческой направленности конкретного учащегося.
   Что бы я изменила в системе сдачи Единого государственного экзамена? Наверное, в первую очередь дала бы учащимся возможность пользоваться ограниченными справочными материалами, чтобы не «зазубривать» огромное количество формул. Ведь главное – умение с ними работать и правильно применять.
   В целом же ЕГЭ – это испытание, проверка, проба... Этот экзамен хоть и единый государственный, вот только общего, единого мнения ещё не вызывает. А уж каким он будет через год, сказать точно никто не сможет…

Родители
   «В прошлом году моя дочь сдавала ЕГЭ по математике и русскому языку. Очень волновалась, как и многие, наверное. На экзамене нельзя было лишний раз выйти – за каждый повторный выход ставили галочку, в общем, строго всё было. Я переживала больше за сдачу русского языка, с математикой у дочери всё в порядке было. Но в итоге вышло наоборот – по русскому 79 баллов, а по математике лишь 58 (имелись арифметические ошибки). Я, конечно, понимаю, что это недопустимо, но когда от волнения ребёнок ставит вместо знака «минус» «умножить» и школьные учителя говорят, что это грубейшая ошибка, то мне остаётся от негодования лишь руками разводить. Неужели теперь способ решения и конечный результат ничего не значат?
   Напрашивается вывод: если бы дети знали, что в случае неудовлетворительной оценки они смогут пересдать ЕГЭ, то волновались бы меньше и ошибок глупых у них, возможно, поубавилось бы. Ведь раньше, если не поступил в один вуз – попробовал сдать в следующий поток или в другой вуз. А теперь если ты плохо написал, то с этим результатом и иди… И никого не волнует, что ты мог в этот день плохо себя чувствовать или ещё что. На мой взгляд, институт должен давать возможность ещё раз пересдать экзамен, если у ребёнка есть такое желание. Так было бы справедливо!»
Анастасия Воронкова

   «Единая форма экзамена – неверный подход к знаниям. Я не утверждаю, что тест не имеет права на жизнь. Он показывает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и верно принимать решения при неполном анализе исходных данных. Тест такого типа как раз подходит в качестве вступительного экзамена по математике в лётное училище. А вот, положим, на мехмат МГУ нужно проводить не тестирование, а давать учащимся возможность решать задачи повышенной сложности плюс устный экзамен. Ведь выявить способность человека к абстрактному мышлению без устного экзамена невозможно. А у нас опять гребут всех под одну гребёнку!»
Дмитрий Гришин

Ученики
   «На сегодняшний день очень много дискуссий на тему ЕГЭ. Вопрос на самом деле «живой». Но нам, ученикам, никто не может сказать, зачем вообще нужен этот Единый государственный? Вот мы и пришли к выводу, что всех нас призывают мыслить по алгоритму. Не встречал ещё ни одного выпускника, который бы опроверг это мнение. ЕГЭ – это не показатель знаний и умений. Это лишь ещё один метод заставить мыслить шаблонно. И не будет в нашей стране литераторов и поэтов, покуда есть ЕГЭ по литературе. Введение Единого госэкзамена не получило признания ни у докторов наук, ни у профессоров, ни у учителей, ни у учащихся. ЕГЭ нужен только для того, чтобы свести всех абитуриентов к одному знаменателю: приравнять заправского двоечника и хорошиста. Вот пример: я в прошлом году сдавал ЕГЭ – многие, кто в школе учился хуже меня, написали либо на одном уровне со мной, либо лучше. А постоянная участница олимпиад по математике (моя сестра) набрала лишь 63 балла по предмету! Согласитесь, это явно не та оценка… Процедура проведения ЕГЭ – отдельный разговор. Ходить со сдающим в туалет – это что-то из ряда вон выходящее… Получается явное ущемление прав человека. «Заточение» его на 3-4 часа в аудиторию без права выхода более одного раза не скажется благоприятно но ни на психическом, ни на физическом здоровье».
Александр Дёмин

    «Может, ЕГЭ и полезен. Но я не могу до сих пор понять, почему автоматически попадаю в категорию «неучей», если не знаю наизусть таблицу Брадиса, и не помню, какого цвета было платье на Наташе Ростовой. Разве недостаточно того, что я знаю о существовании таких таблиц и умею ими пользоваться, и разве не самое главное в литературе заставить задуматься над произведением, чтобы оно оставило след в душе, даже если я и не согласна с автором? Не в этом ли цель образовательного процесса?».
Ольга Меньшова

От редакции. Таковы мнения наших респондентов о новой форме проверки уровня знаний будущих абитуриентов. О результатах ЕГЭ этого года узнаем совсем скоро.

Проведение ЕГЭ
Начало в 10.00.
Продолжительность:
математика, литература, информатика и ИКТ – 4 часа (240 мин);
физика, история, обществознание – 3,5 часа (210 мин);
русский язык, биология, география, химия – 3 часа (180 мин);
иностранный язык – 170 мин.
На ЕГЭ разрешается пользоваться:
математика – линейка;
физика – линейка, непрограммируемый калькулятор;
химия – непрограммируемый калькулятор;
география – линейка, непрограммируемый калькулятор, транспортир.

Елена Липатова, Юля Сиденькова. Фото Ольги Поповой