НА ПОРОГЕ УЧЕБНОГО ГОДА

visibility
Лето как всегда проходит стремительно. Не успели оглянуться, а вот уже пора и в школу собираться. А значит, проводить «ревизию» учебников, тетрадей, ручек. У родителей проблема иная – во что...

Лето как всегда проходит стремительно. Не успели оглянуться, а вот уже пора и в школу собираться. А значит, проводить «ревизию» учебников, тетрадей, ручек. У родителей проблема иная – во что одеть, где купить, как уговорить чадо сходить на примерку. У директоров школ и учителей свои заботы. У специалистов управления образования – свои.
   Нынешнее аномально жаркое лето с его катаклизмами разного уровня внесло свои коррективы и в подготовку школ к началу учебного года. Однако оно показало, что учителя могут не только давать знания подопечным, воспитывать в них чувства добрые, но и мобилизовываться на работу в чрезвычайных условиях. Успокаивать эвакуированных, вселять надежду, таскать матрацы и обустраивать временный быт пострадавших.
   Несмотря на катаклизмы, школы методично готовились к началу учебного года. Где требовалась покраска – красили, где нужна была замена отслужившего оборудования на новое – меняли. Ситуация во многом напоминала военную, даже само слово «эвакуированные» вызывало дрожь, а напряжение от работы было ничуть не меньше.
   И в очередной раз – выдержали, вынесли, выстояли. О том, как – узнаете из материалов сегодняшнего выпуска. Слово начальнику управления образования Ольге Муратовой.

– Подготовка к учебному году велась на основании соответствующих нормативных документов: распоряжения правительства Нижегородской области и администрации Выксунского муниципального района. Меро-приятия предусматривали ряд направлений: обеспечение условий для проведения образовательной деятельности, наличие лицензии, оснащение учебниками, укомплектованность педагогическими кадрами.
   Лицензии имеют все школы, кадрами укомплектованы пол-ностью, учебники по предметам закуплены за счёт областной субвенции на 4 млн 307,5 тысяч рублей.
   Относительно условий. У нас изменена сеть наших образовательных учреждений. Она сократилась. Закрыта начальная школа № 13, сделано это в соответствии с поручением президента РФ о передаче зданий, которые раньше были заняты под детские дошкольные учреждения, а затем перепрофилированы.
   Школа № 13 занимала здание детского сада, мы возвращаем его после небольшой реконструкции под дошкольное учреждение на 220 мест. Дети вместе с их любимыми учителями распределены в школы №№ 6 и 9. Обучаться будут по тем же программам, что и в школе № 13, а её педагоги продолжат развивать творчество своих детей, реализовывать наработанные программы. Относительно групп продлённого дня: изыскиваем возможности для их открытия на базе этих школ.
   В связи с чрезвычайной ситуацией приостановлена деятельность Верхневерейской, Тамболесской, Грязновской сельских школ. Дети из Верхней Вереи 1 сентября станут учиться в Досчатинской школе: пока они вместе с родителями живут в «Лазурном», им удобнее ездить туда. До завершения реконструкции в Проволоченской дети будут обучаться в Вильской.
   Ребята из Грязной и Тамболеса будут учиться в школе № 4. Относительно транспорта: району выделят дополнительно пять автобусов специально для перевозки детей.
НА ПОРОГЕ УЧЕБНОГО ГОДА   Несмотря на сложности с финансированием, все учебные заведения готовы к новому учебному году и приняты комиссией. Особое внимание обращали на ремонт школ №№ 3, 8, Новодмитриевской, где находились эвакуированные. 2 млн 300 тыс. рублей выделено на текущий ремонт, ремонт и замену санузлов, оборудования и т. д. На противопожарные мероприятия и оборудование израсходовано 2 млн 769,5 тысяч рублей.
   Администрацией района сделано всё возможное, чтобы в нынешней непростой ситуации все учреждения образования к началу учебного года были подготовлены. Ни один наш вопрос, с которым мы обращались к представителям местной власти, не оставлен без внимания. Большую помощь и поддержку оказывает министерство образования Нижегородской области.
   Заботясь о восстановлении детей после психологических стрессов, организовали их отдых на море, в оздоровительных центрах. 258 детей отдохнут и поправят здоровье в лучших здравницах.
   Отрадно, что помощь пострадавшим от пожаров идёт и от частных предпринимателей, и от компаний. Так, представительство компании «Шотт» (Германия) перечисляет средства на расчётный счёт Верхневерейской школы. От Законодательного собрания детям начальных классов и среднего звена вручены ранцы со школьно-письменными принадлежностями.
   Первого сентября двери школ города и района откроются и примут своих учеников. В каком режиме будут работать учреждения образования, в укороченном или обычном, покажет ситуация.

НА ПОРОГЕ УЧЕБНОГО ГОДАА что в ранце у ребёнка?
Этот вопрос всегда хочется задать маленькому ученику, идущему с огромной ношей за спиной. А «перегруза» не должно быть. Вот что по этому поводу говорят медики.
   Школьная сумка-рюкзак, нагруженная учебниками, спортивной формой, первокласснику не подойдёт. Бесформенный рюкзак неправильно распределяет нагрузку на спину, что может привести к деформации позвоночника. Пользоваться мягким рюкзаком можно только с четвёртого-пятого класса. Для первоклассника же лучшим вариантом будет ранец. Сторона, прилегающая к спине, должна быть плоской и достаточно мягкой. Выпускают и ранцы со специальной ортопедической спинкой. Крепления должны быть металлические или из достаточно прочного пластика, способного выдержать частую подгонку. Желательно не покупать ранец из пластика или кожзаменителя. Такой материал быстро потрескается. Лучше всего подходит плотная синтетика или джинсовая ткань с пропиткой.
   Но даже в самый удобный ранец врачи запрещают класть вес больший, чем 10% от веса школьника. Если ранец весит больше, это ведёт к искривлению позвоночника, нарушению осанки, болям в пояснице. Однако на деле дети носят гораздо больше. Поэтому выбирайте самый лёгкий ранец, который должен плотно прилегать к спине, не давить на бёдра, иметь мягкие ремни шириной минимум 40 мм, регулируемые по длине. Это обязательные требования. Желательно, чтобы на ранце были светоотражающие элементы для большей безопасности на дороге.

Что лучше: брюки или джинсы?
Рассказывает Светлана Калмыкова, заместитель главного государственного санитарного врача по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах:
– Во многих школах есть определённая форма. Но как одеть первоклассника, если в школе нет таковой? Одежда школьника должна быть гигиеничной и удобной: в ней придётся много двигаться, сидеть как минимум четыре часа. Нижнее бельё ребёнка – только из натуральных материалов, хлопка и шерсти. А вот в пиджаке допускается не более 45% синтетических волокон. Мальчику достаточно на неделю две-три рубашки под пиджак, на зиму – шерстяной джемпер, жилет или толстовку. Брюк на смену нужно купить две пары. Если в школе допускается ношение джинсов, то только строгого фасона с минимумом декоративных деталей. Праздничный костюм покупайте по собственному желанию – он понадобится три-четыре раза в год.
НА ПОРОГЕ УЧЕБНОГО ГОДА   Девочки одевают в школу, как правило, юбки и сарафаны с блузками и водолазками. Но без брюк и джинсов им зимой тоже не обойтись.
   Особый вопрос – обувь. Для детей до 11 лет по санитарным нормам не допускается обувь без задника. Стопа должна фиксироваться во всех суставах, так как неравномерная нагрузка на неё ведёт к деформации. Открытая обувь типа лодочек для детей недопустима. В «правильной» детской обуви обязательно присутствует ремешок. Нос должен быть широким. У детей пальчики на ногах расставлены шире, чем у взрослых, и обувь не должна их деформировать. Подошва – обязательно гибкая, потому что твёрдая не даёт стопе амортизировать при ходьбе. И, конечно, не слишком гладкая, скольз-кая. При примерке проследите, чтобы перед большим пальцем стопы оставалось пространство в 1-1,5 см. Если обувь неудобна, ребёнок может даже не замечать этого, но его ноги будут быстро уставать.

Проект Елены Липатовой, Ксении Абдулхаковой. Фото Ольги Поповой