Судьбы простое полотно, или О том, как приёмная дочь парикмахера стала великой актрисой

visibility
Странным образом переплелась судьба театральной актрисы Полины Стрепетовой и Ивана Кочетова, управляющего имением Ивана Шепелева.

…На представлении «Горькой судьбины» издательница детского журнала А.Н. Пешкова-Толиверова встретила писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

– Вы, верно, пришли поплакать? – не без иронии спросил он свою знакомую. – Женщины всегда плачут в театре.

– А вы видели Стрепетову? –  спросила она.

– Нет, Стрепетову не видел, а «Горькую судьбину» знаю, тяжёлая вещь... 

Пешкова-Толиверова не стала продолжать разговор, а решила подождать конца спектакля... И уже после первого акта увидела, как у Ивана Сергеевича лились по щекам слезы, он их не вытирал.

– Все говорят о школе... Но выучиться ТАК играть – нельзя... Это сама действительность, сама действительность... – повторял потрясённый Тургенев. 

И так каждый раз артистка проживала чужую жизнь как свою, растрачивала себя безудержно, опустошительно.




Чья приёмная дочь?

В Википедии сказано так.

Поли́на (Пелаге́я) Анти́пьевна Стре́петова (1850-1903) – русская театральная актриса.

Родители и точная дата рождения Полины неизвестны, её ребёнком подкинули на крыльцо дома Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. Детство провела в Нижнем Новгороде. Приёмный отец  – Антип Григорьевич Стрепетов, театральный парикмахер. Приёмная мать – Елизавета Ивановна – была актрисой, обладательницей сопрано. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения).

Стрепетова-КочетовПолина Стрепетова без грима


Исследователь Нина  Комовская в работе «Из истории крепостного театра на Выксе», ссылаясь на труд П.А. Стрепетовой «Воспоминания и письма» (Асademia, 1934), пишет:

«О барском «внимании», пагубном для крепостных актрис, говорит также история талантливой семьи Кочетовых, одной из немногих крепостных семей, чьи имена сохранила история в связи с Выксунским театром. Сёстры Кочетовы – Мария, Елизавета и Любовь – были старшими дочерьми Ивана Кочетова, крепостного Шепелева, управлявшего его имением. 

У них были разные амплуа: Мария выступала как драматическая актриса, Елизавета – как певица, Любовь – как балерина. Остальные члены семьи состояли при театре на ролях статистов. 

Сложный и трудный путь артистической семьи Кочетовых подробно описывается в воспоминаниях П.А. Стрепетовой, приёмной дочери Елизаветы Ивановны Кочетовой, в замужестве Стрепетовой. Этот путь связан и с именем Ивана Шепелева, владельца Выксунского театра. Кочетовым туго пришлось в Выксе. Они вынуждены были бежать оттуда, так как старшая из сестёр Кочетовых, Мария, неожиданно получила от Шепелева предложение сделаться его экономкой. Мария на это не согласилась, и вся семья во главе с возмущённым отцом должна была покинуть Выксу в 24 часа. П.А. Стрепетова подробно рассказывает в «Воспоминаниях», как они бедствовали после вынужденного отъезда из Выксы, пока им не удалось устроиться в Муроме, где на плечи второй дочери Кочетова, Лизы, легли заботы о всей семье.

Елизавета Ивановна Кочетова, певица, была наиболее одарённой из всех сестёр. Своим исполнением она настолько выделяласъ среди других, что Иван Шепелев, в бытность свою хозяином Выксы, как-то предложил ей ехать за границу учиться пению – такое количество похвал он наслушался о ней от одной заезжей итальянской знаменитости, перед которой Елизавета Ивановна выступала в Выксе. Как гласит семейное предание, Кочетов осмелился не пустить дочь за границу и, как ни странно, не получил за это никакого наказания. Зато результат отказа другой дочери, Марии, от барского предложения был плачевен: Кочетова просто-напросто выгнали из Выксы вместе с семьёй. Несомненно, театр в Выксе сильно от этого пострадал, лишившись сразу трёх талантливых артисток. У владельца же Выксы не стало преданного ему человека, никогда не злоупотреблявшего, подобно другим, своей властью управляющего. Впрочем, кто в Выксе обращал внимание на такие „пустяки”!» 

Стрепетова-КочетовПортрет Полины Стрепетовой, написанный Ильёй Репиным


Истина где-то рядом

Так что же соответствует действительности, а что – нет? В истории самой Полины Антипьевны Стрепетовой сомневаться не приходится. Мне она интересна тем, что окажись подброшенная девочка на крыльце дома, в котором проживал бы какой-нибудь кузнец с семьёй, Россия не получила бы великую драматическую актрису. Вспомните начало статьи. Плачущего Тургенева. Кроме этого, известны три художественных портрета П.А. Стрепетовой. Один из них  – кисти великого Ильи Репина. О чём-то это да говорит. 

Любовь к театру и желание лицедействовать Полина могла приобрести только под влиянием приёмной матери, Елизаветы Ивановны Кочетовой, актрисы шепелевского театра в Выксе.  

Вот здесь-то завязка кончилась и мы добрались до цели – семьи Ивана Кочетова. В конце первой четверти XIX века в Выксу для ведения бизнеса (если по-современному) прибывают бывшие родственниками купцы Леонов и Кочетов. Ими куплены два дома. Леонов обосновался по нынешнему адресу переулок Пионера, 5, а Кочетов – на улице Ратюка, 11. Что они сделали? Купили домишки у мастеровых людей, построили на этих местах два двухэтажных деревянных дома. Конечно, сразу возникает вопрос: на какие средства?   Проведёнными изысканиями удалось установить, что в соседнем городе Елатьме существовал достаточно мощный купеческий клан Кочетовых. Ну, а родственные связи, сохранявшиеся на протяжении более полутора сотен лет, позволяют предположить, что Леоновы прибыли из той же отправной точки. Кроме дома на ул. Пионера, 5, Леонов построил каменную торговую лавку на первой Выксунской базарной площади, у здания заводских контор. 

Стрепетова-КочетовДом купца Василия Леонова, ныне переулок Пионера, д. 5


Небольшое пояснение. Место первого выксунского рынка ныне заботливо укрыто брусчаткой. Это территория перед зданиями милиции-полиции и гостиницы «Баташев». Ну а саму лавку те, кто постарше, помнят. Закончила она своё существование под вывеской кафе «Орфей», а ранее, с момента строительства и до лихих 90-х, профиль не меняла, снабжая выксунцев продуктами, а затем детскими товарами. 

Иван Кочетов в торговлю не пошёл, а оказался на должности управляющего имением Шепелевых. Именно имением, а не заводским хозяйством. То есть – барский дом, парк, театр, конюшни, сады-огороды и прочая, прочая… 

Так что информация о том, что Кочетовы – это шепелевские крепостные, то там, то здесь гуляющая по разным книжным и электронным ресурсам, не соответствует действительности.

Ничего себе, крепостной… Двухэтажный особняк построен по-барски. На втором, господском, этаже потолки высокие, одним словом – апартаменты, а на первом, как обычно низеньком, огромная кухня с «царицей» печью и несколько комнат для обслуги. «Холодная» лестница соединяла эти два пространства. Двор поперёк перегораживал огромный сарай с гаражными воротами для брички или телеги, отделяя огромный огород, выходивший задами к Верхнему пруду. И только в советские времена власть сочла чрезмерными такие земельные наделы и образовала улицу Красноармейскую на берегу пруда (Порхачевка), урезав площадь огородов. 

Стрепетова-КочетовДом купца Ивана Кочетова, ныне находящийся по адресу: г. Выкса, ул. Ратюка, д. 11


Ещё одно пояснение. Кстати, от первой баташевской застройки этого района почти ничего не осталось. Помните, как всё начиналось? Здесь Баташев построил 30 домов для мастеровых. Естественно, что избушки были самые простецкие. Крутые кровельные скаты, чтобы не задерживался снег, покрытые дранкой, два или три маленьких окна по фасаду, передняя тёплая часть избы с печью и задняя – холодная.

Стрепетова-КочетовСохранившийся дом мастерового на улице Ратюка


Раз уж начали об этом, то надо бы и завершить. Почему береговую линию Верхнего, да и других прудов застроили позже? Не нравился вид на водную гладь? Всё гораздо проще. Застройка этих территорий стала возможна после перевода заводов с воды на другие источники энергии, а до этого уровень поверхности прудов не имел постоянного значения. Для обеспечения вращения колёс заводских механизмов до следующего весеннего периода необходимо было сохранить как можно больше воды, что и делалось. Ну а кому хочется жить в зоне подтопления? Поэтому концепция застройки поменялась только к концу XIX века. До этого купеческие дома в переулке Пионера имели роскошный вид на прудовую заводь, почему и были тут построены своими хозяевами. Церковь Рождества Христова стояла на полуострове, создавая совершенно роскошный вид. Ну а из барского дома и со слободок Среднего и Нижнего заводов, при желании попасть в неё, нужно было пройти именно по нынешнему переулку Пионера. 

В начале XX века с площади перед барским домом в направлении Христорождественской церкви была отсыпана песком и шлаком ещё одна часть плотины, по которой сегодня проложена современная дорога, что дало возможность застроить осушенную территорию между переулком и вновь созданным берегом пруда. Свидетелем этому является одна из первых фотографий, сделанных на Выксе с колокольни церкви. 

ВыксаВид на господский дом, завод и плотину с колокольни Большой церкви


Крепостными не были

То, что Кочетовы не были крепостными Шепелева, подтверждает часть легенды,  повествующая об изгнании семьи за ослушание старшей дочери. Вспомните, крепостное право отменили в 1861 году. До этого крепостные артистки за несогласие с пожеланиями хозяина оказались бы скорее на конюшне или в огороде, на самых грязных работах, снижающих степень строптивости, или в ожидании Юрьева дня, когда можно было поменять хозяев. А тут ну-ка, взяли да уехали. 

На самом деле, не будучи крепостными, уехали в Нижний Новгород в 1846-1847 году Елизавета Ивановна Кочетова (Стрепетова) с мужем Антипом, театральным парикмахером. Там в 1850 году на их крыльцо и подбросили будущую артистическую знаменитость. Уехали они не по причине несносного поведения барина, а потому, что театр на Выксе перестал функционировать. В 1845-м ещё вовсю работал, согласно свидетельству Андрея Ивановича Дельвига, посетившего по службе Выксу, а в 1846-м, по его же описанию, во второй приезд всё изменилось до неузнаваемости.  Ни постановок в театре, ни роскошных обедов…


Прошло 50 лет…     

Через 50 лет, на рубеже столетий, потомки управляющего имением продолжали  жить в этом же доме. Внук Ивана Кочетова, Ион Васильевич Кочетов, служил по бухгалтерской линии на заводе. В эпоху Лессинга являлся одним из акционеров общества Выксунских горных заводов. На работу его возили на служебной бричке. В начале XX века активно участвовал в организации на Выксе клуба интеллигентов. У Ионы Васильевича четверо детей – три дочери и сын. Дом, поэтажно, наследовали  двое. Сыну достался второй этаж, а одной из дочерей – первый. Наследники Кочетовых до настоящего времени живут на первом этаже, возможно, и не зная об этой истории.


Постскриптум

Думаю, что всё станет понятнее, если напишу о том, что Ион Васильевич Кочетов – мой прадед. И некоторые домашние рассказы пересекаются с историей старой Выксы. О Стрепетовой услышал в детстве от бабушки, задолго до начала активного тиражирования её жизнеописания. Возможно, что эти пересечения в дальнейшем найдут своё место в моих следующих очерках. 

Стрепетова-КочетовИон Васильевич Кочетов и его жена Олимпиада Михайловна


Фото из семейного архива и из открытых интернет-источников