У каждого свой взгляд на мир

visibility
В Доме книги открылась выставка работ Вячеслава Скороделова.

В несуетной атмосфере, в библиотечной тиши – чёрно-белые фотографии на стенах… Будто кадры старого фильма о детстве и юности. И о времени, когда Выкса была небольшим провинциальным городком. Да и зрители, пришедшие на выставку, ведут себя так, будто боятся что-то вспугнуть в своей душе. Вглядываются в снимки и тихонько вскрикивают, затем обращаются к автору и говорят: «А ты молодец, что запечатлел ту Выксу… где вот сейчас найдёшь фото ПТУ‑2 или президиума торжественного собрания в ДК им. Ленина в честь 50‑летия Советской власти…»

Переходя от фотографии к фотографии, зрители внимательно вглядываются, словно желая увидеть на них себя или своих знакомых. Одни находят, другие нет, но ничуть не огорчаются, потому что это было время их детства, когда бегали по таким широким и просторным улицам Островского и Красные зори. И деревья там были в мальчишеский рост. А День молодёжи 1986 года на стадионе запомнился тем, что парашютист приземлился и накрыл куполом трибуны.

Есть на выставке снимок, который дорог мастеру тем, что в нём заключён глубокий смысл.

– Вёл фотокружок в ДК им. Ленина. Ребятишки занимались с увлечением, и мы с ними часто выходили на объекты. У художников это называется «на пленэр». Ходили в лес на лыжах, сидели у костра, учились выстраивать снимок по композиции. Приехали однажды на выксунский аэродром. Как раз приземлился АН‑2. Ребятишки решили сфотографироваться под крылом самолёта. Щелчок затвора – готово! Обычный вроде бы сюжет. И только спустя годы понял символику снимка: самолёт для меня – несбывшаяся мечта о небе. А тут – мои ученики, на земле, не только под крылом самолёта, но и под моим крылом, – рассказывает Вячеслав Михайлович.

В тот вечер в зале собрались давние друзья фотографа, это было некое мужское братство. И разговор шёл неспешный и обстоятельный. Вспоминали его командировку в Ирак, когда там шли военные действия, а инженер Скороделов работал наладчиком оборудования. В свободное время много фотографировал, и по возвращении на родину организовал фотовыставку «Ирак – страна пребывания». Вячеслав Михайлович извлёк из запасников фотографии этой тематики, и все с интересом рассматривали их.

Зашёл разговор о его увлечении самолётами, и он с готовностью показывает работы из этой серии. В детстве и юности делал макеты из липы, много читал в журналах о самолётах и самолётостроении. Благо Саваслейка была рядом, и любознательный малец приезжал туда, чтобы из-за ограждения фотографировать миги и яки. За что в 60‑е годы представители из органов чуть не уличили мальчишку в шпионаже, но увидев макеты моделей, сконструированных им, поняли, что никакой он не шпион, а увлечённый небом и полётами парнишка.

– Страсть к самолётам у меня осталась на всю жизнь. Как только услышу гул мотора в небе, бросаю все дела и смотрю на наших красавцев. Несколько раз выезжал в подмосковный город Жуковский на проходящие там аэрошоу. Это моя стихия! И фотографий делаю множество, – делится Вячеслав.

И так почти по каждому снимку. Он становится свое-образным экскурсоводом по выставке, что составляет её особенность и добавляет информации как о самом авторе-человеке, так и о его работах. Нам, зрителям, всегда интересно, а что же за кадром?

На сей раз наше любопытство было удовлетворено. Спасибо, Вячеслав Михайлович, за ваши работы, за творчество, за увлечённость и неуспокоенность!

Фото из архива автора и Ольги поповой

Еще по теме: Общество