Улицы Рудные... Выкса, как и Москва, не сразу строилась

account_circle
visibility
Улиц со знаковым названием Рудная в Выксе две: 1-я Рудная и 2-я Рудная. Как известно, руда вместе с лесами была главным богатством нашего края и района. Ей обязано само появление...

Улиц со знаковым названием Рудная в Выксе две: 1-я Рудная и 2-я Рудная. Как известно, руда вместе с лесами была главным богатством нашего края и района. Ей обязано само появление Выксы во второй половине XVIII века, ставшей затем крупным центром металлургической иметаллообрабатывающей промышленности России.
   Рудные идут параллельно друг другу – от парка к сосновой посадке. Они небольшие, состоят из частных одноэтажных домов. В XIX веке на их месте ещё был рудник. Позднее жители считали эту территорию лесом – бугры и ямы оплывших дудок перемежались сосновыми рощами, пустырями. Сразу за посадкой было кладбище… В 1927 году рынок с Базарной площади был перенесён южнее посадки. Территория вокруг бывшего рудника обживалась, начали строить и дома, а в 1938 году – молокозавод.
    Дом №4 по 1-ой Рудной, по воспоминаниям Е.А. Дёминой, построили её родители в 1934 году. В Выксу они приехали из-за Оки на заработки. В том же году возведён дом № 10 Артёмом Фёдоровичем Парадеевым, прибывшим на работу из д.Новосёлки Вознесенского района.
    Улица 1-я Рудная застроилась до Великой Отечественной войны, а на месте 2-ой Рудной до 1950-х был лес. Первыми построились там Курицыны – в 1952 году, а в 1956-м – Макаровы.
    Однако по свидетельству А.П. Цыбровой, приехавшей в Выксу в 1933-м, территория 2-ой Рудной с пустырями, соснами, глиняной дорогой, непролазной после дождей, была запланирована под застройку ещё в 1940-м году.
    Жители Рудных гордятся названием своих улиц, связанных с историей возникновения и развития города. И считают, что названия этих улиц должны остаться в память о рудокопах и рудниках.
    Дома стареют, обновляются, меняются люди, в них живущие, но остаются традиции. И главная из них – добрососедство!
  Все, с кем я разговаривала, с благодарностью вспоминали тех, кто жил здесь раньше. Например, Александру Сергеевну Гришину, медсестру терапевтического отделения ЦРБ, которая бескорыстно отзывалась на беды соседей (кому укол, кому совет и просто сочувствие). Или Валерия Александровича Кочеткова, 40 лет проработавшего в «скорой помощи». Он сам – как «скорая» на дому. С сердечностью говорят и о медике Галине Павловне Макаровой.
    Вера Васильевна Милованова, человек активной жизненной позиции, о соседях рассказывает так: «У нас на 1-ой Рудной живёт замечательный народ. Приходит с рыбалки Александр Иванович Витушкин и обязательно поделится уловом с соседями, а его жена, Наталья Ивановна, всегда рада угостить вкусными пирогами, блинами». Ольга Валерьевна Кочеткова благодарна соседям – Евгении Александровне Дёминой и её дочери Надежде Анатольевне Денисовой за внимание к ней и помощь во время болезни.
    Отзывчивы на добро Пивиковы, Рыдаевы, Миловановы, Нежевец, Суроегины и другие. Добрым словом вспоминают и недавно ушедшую из жизни учительницу истории Зою Александровну Дорошенко.
   Когда нынешние старожилы были помоложе, они даже Новый год встречали вместе на улице и заходили друг к другу в гости. Светло и красиво отмечали праздник Троицы. Мужчины с увлечением играли в футбол. Сборная команда Рудных улиц с переменным успехом состязалась с футболистами Ново-Базарной. В праздники, 8 ноября и 2 мая, игра проходила в присутствии болельщиков с этих улиц, когда собирались все – от мала до велика.
    В разное время на Рудных проживали и сейчас живут футболисты, защищавшие честь города и завода: В.К. Громченко, Б.П. Рыдаев, В.П. Визгунов, В.А. Муратов, Ю. Крылов.
  В доме №1 на 1-ой Рудной выросли два мастера спорта: Владимир Гришин, заслуженный тренер Юрия Баринова, бронзового призёра Олимпиады-80 по велоспорту, второго гонщика мира, и Виктор Пивиков, чемпион СССР по биатлону 1975 года.
  Сегодняшние жители Рудных живут и надеются, что мостовые их улиц покроют асфальтом и на каждой будет пешеходная асфальтированная дорожка. Ведь в рыночные дни обе улицы становятся многолюдными и пыльными от многочисленного грузового и легкового транспорта.