На заметку потребителям

account_circle
visibility
Приёмная граждан губернатора и регионального Правительства совместно с сотрудниками управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области провели «горячую телефонную линию» по...

Приёмная граждан губернатора и регионального Правительства совместно с сотрудниками управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области провели «горячую телефонную линию» по действию на территории области Федерального закона «О защите прав потребителей». Приводим примерынаиболее часто звучавших в ходе этой горячей линии вопросов и ответов.

Вопрос: Купил некачественный сотовый телефон. Написал претензию на возврат денежных средств. Продавец её взял, но при этом отказался принять некачественный телефон. В течение 10 дней заявление не рассмотрено, деньги не возвращены. После многочисленных звонков в фирму телефон взяли на проверку качества, но в квитанции указана недостоверная информация о модели и серийном номере аппарата. Каковы права потребителя при нарушении сроков выполнения требования по возврату денег за некачественный товар?
Ответ: В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за нека-чественный товар денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Согласно ст. 23 этого Закона за наруше-ние предусмотренных ст. 22 сроков, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр), выплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Вопрос: Заказал установку пластиковых окон. Фирма нарушила срок выполнения работ, да и выполнены они некачественно. Какие права у потребителя в этом случае?
Ответ: В соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель выплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы, а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы. Согласно ст.29 того же закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы вправе по своему выбору потребовать:
– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;
– соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
– повторного выполнения работы;
– возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, повторном выполнении работы не освобождает исполнителя от ответственности в форме
неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.

Вопрос: Приобрёл компьютер ненадлежащего качества, в сервисный центр доставил его сам (вес 15 кг). В гарантийном талоне не сделали отметку о ремонте, не выдали акт выполненных работ. Можно ли получить деньги за некачественный товар?
Ответ: В соответствии с п. 7 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счёт продавца. При неисполнении данной обязанности продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров. Согласно п. 1 ст.18 в отношении технически сложного товара потребитель при обнаружении в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
– обнаружение существенного недостатка товара;
– нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (не более 45 дней);
– невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ. Компьютер в данный перечень включён.

Вопрос: Приобрёл телевизор ТМ «Ви-тек» ненадлежащего качества, отдал его в ремонт. В результате диагностики установлено, что дефект неустраним, мне предложено получить деньги - 1290 руб. (телевизор был приобретён во время акции). Я отказываюсь от получения денег, т.к. по этой цене другой телевизор не купишь, и прошу обменять товар. Правомерны ли мои требования?
Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей», при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Согласно ст. 21 того же закона требования о замене некачественного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр) обязан исполнить в течение семи дней, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара – в течение 20 дней.
Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. Если для замены товара требуется более 7 дней, по требованию потребителя продавец в течение трёх дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмезд-но предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счёт.

Вопрос: Купила зимние сапоги, разошлись швы. Правомерен ли отказ в возврате денег по причине отсутствия кассового чека, если чек при покупке не выдали?
Ответ: По п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Вопрос: Сломался телевизор, находясь ещё на гарантии. Каковы права потребителя?
Ответ: В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
– потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Олег Сухонин