Светильники веры

account_circle ВР
visibility
Продолжим наше путешествие по Выксунской епархии. Наш второй маршрут мы назвали «Светильники веры».

В прошлый раз мы познакомились с городами и сёлами, с их храмами, в которых несли священническое служение те, кто в годы репрессий претерпел за свою веру до конца. Они последовали за Христом, ни на йоту не поступившись своей приверженностью Ему. Сегодня мы приглашаем вас, уважаемые читатели, побывать в храмах, которые практически не закрывались в годы советской власти. В этих церквях особенно ощущается сила веры, которую они сохранили для нас.


Надёжное укрепление Ивана Грозного

Наше путешествие не случайно начинается с села Надёжино, расположенного в Ардатовском районе. Именно здесь находится единственный в Выксунской епархии храм, освящённый в честь святого князя Владимира. Несмотря на то что это село густонаселённым не назовёшь, дорога туда ведёт вполне приличная. Особенно хороша поездка летом: окна в автомобиле открыты, а воздух наполнен ароматом полевых цветов – вокруг луга… 

По преданию, Иван Грозный, когда шёл на Казань, повелел поставить в месте, где сегодня расположено село, надёжное укрепление. Отсюда и пошло его название – Надёжино.


надежино.jpgНадёжино. Храм в честь святого князя Владимира


Каменный однопрестольный храм здесь построили в 1856 году. Ни в постреволюционный период, ни в годы Великой Отечественной войны, ни при социализме, когда значительная часть церквей была уничтожена, поругана, разорена, этот храм милостью Божией не закрывался и был сохранён.

Говорят, здесь служил священник, который не дал крестьянам,  опьянённым революционным духом, учинить расправу над барином. У последнего они просили немалую сумму денег. Священник попытался разрешить конфликт и сделал это очень просто – выплатил воинственно настроенным мужикам испрашиваемую мзду. Потому и заступились надёжинцы за своего батюшку перед большевиками, когда те пришли в село, объяснили им, что священник помогал народу. Не исключено, что это также сыграло роль при определении судьбы храма: его не разрушили. Вот священнику не повезло. В 1937-м за ним всё же пришли. Дальнейшая его судьба неизвестна. 


надежино-9.jpg Святой апостол Матфей – автор первого канонического Евангелия


А храм жив. Он сохранил всё очарование старины, чему немало способствует и атмосфера русской глубинки. Эта церковь хорошо известна среди старожилов Дивеева и Сарова: в лихолетье они ездили сюда молиться, венчаться, крестить детей. Многие и сами приняли в этом храме Святое Крещение. И сегодня прихожан из числа сельчан совсем немного, в основном – приезжие. Неудивительно, сейчас в Надёжине, не считая дачников, постоянно проживает около 100 человек. Несмотря на печальное положение села – школу закрыли, работы практически нет – прихожане поддерживают церковь в порядке. Например, в 2015 году, к её 160-летию, установили на колокольню новый купол.

В этом храме находится почитаемый образ Богородицы «Знамение» и более 50-ти ковчегов с частицами святых мощей: святого Иоанна Предтечи, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Василия Великого, преподобного Сергия Радонежского и многих других, в том числе и редко встречающихся, например, Вифлеемских младенцев. Кроме того, здесь чудесная роспись, правда, она выполнена с отступлениями от канонов.


надежино-3.jpg В храме чудесная роспись


Аномальная православная зона

Село Гремячево находится в восточной части Кулебакского района. В народе бытует интересная легенда о происхождении его названия. Здесь тоже не обошлось без Ивана Грозного, ведь через эти места вёл он свои войска. В летописях говорится, что летом 1552 года двинулся с дружиной ратной царь из города Мурома на Казань. Путь был неблизким, и, проходя многочисленные поселения, Иван Грозный давал им новые имена. В одном из сёл, расположенном на берегу реки Тёши, его удивило обилие громко журчащих родников. Так и появилось название села – Гремячево.


гремячево-5.jpgВ Гремячем четыре источника. Один – прямо у входа в Храм


Наш владыка, епископ Выксунский и Павловский Варнава, называет это село «аномальной православной зоной». Принято считать, что оскудевает вера в современной России. Однако жители Гремячева православную веру чтят глубоко. Работы в селе нет,  местные жители ездят на заработки в Москву и другие крупные города, но всегда возвращаются домой. И село не вымирает! Здесь крепкие семьи, с каждым годом всё больше и больше рождается детей, строятся дома. 

Возможно, это связано с тем, что в лихолетье, когда безбожные власти пытались разорить храмы в селе, жители с топорами и вилами их отстояли, о чём современные гремячевцы вспоминают с гордостью. Наверное, сила веры предков действует каким-то неведомым Божиим благословением до сегодняшнего дня. 


гремячево-12.jpgСлужбы в этом храме проходят при свечах


Храмовый комплекс села объединяют две церкви: летнюю – в честь Казанской иконы Божией Матери и зимнюю – в честь святителя Николая Чудотворца. Обе построены в середине XIX века, и все церковное убранство сохранилось. Особенно хороши уникальные свечные паникадила. Да-да, здесь службы проходят при свечах!

Каждый воскресный день храм полон. А престольный праздник Гремячева, день Казанской иконы Божией матери, отмечается с размахом, всем селом. Накануне во всех домах хозяйки пекут пироги, готовят угощение, а с утра семьями идут в церковь. Добираются кто как может: пешком, на велосипедах. Велосипед в Гремячем, пожалуй, самый популярный вид транспорта. После богослужения крестный ход шествует по селу. А потом – общая трапеза, песни, игры…

В Гремячем есть четыре святых источника, один из них – прямо у храма. Он вытекает из-под крутой горы, на которой стоит Казанская церковь. Другие источники названы в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», святого Иоанна Богослова и Архистратига Божиего Михаила. Казанский и Михайловский – оборудованы, при них сделаны купальни. Интересно, что температура воды в святом источнике иконы Казанской Божией Матери постоянна и летом, и зимой – плюс 4 градуса. Купальни находятся посреди водоёма, а ключи бьют из-под берега. В Крещение здесь особенно многолюдно.


гремячево-16.jpgКрестный ход завершает праздничное богослужение


И название тому озеру Свято

Дорога в соседний Навашинский район, в Дедово, не займёт много времени. В это село мы заедем познакомиться не только с храмом в честь Нерукотворного Образа Спасителя. 

Особую чтимую святыню храма составляет чудотворная древняя икона «Нерукотворный Образ» Господа Иисуса Христа. Не будем приводить сохранившуюся на ней надпись полностью, лишь её фрагмент: «… сия чудотворная Спасова икона принесена в царствующий град Москву при державе Феодора Алексеевича ...для вечного поминовения Государя Алексея Михайловича и всех православных христиан». Когда и как эта икона попала в Дедовский храм, не установлено. Здесь же находится ещё одна икона, «постарше», – святителя Николая Чудотворца. И у неё на обороте тоже есть надпись: «лета 7070 (1562 года) декабря, а в новь поновлена сия икона Святителя и Чудотворца Николая в 1656 году при державе великого государя царя Алексея Михайловича…». 

Сохранились также другие старинные иконы, напрестольное Евангелие в серебряном окладе-печати 1657 года. И это неудивительно – этот храм, который в 2018 году отметит своё 350-летие, никогда не закрывался. В том, безусловно, заслуга как священствовавших в нём, так и людей, приходивших сюда молиться.

В течение 40 лет настоятелем храма являлся протоиерей Александр Аменицкий. При нём были собраны данные об истории села, что нашло отражение в 1894 году во «Владимирских губернских ведомостях». Известно, что именно протоиерей Александр помог в получении образования одарённому юноше Ивану Губкину, будущему академику, имя которого сегодня носит Российский университет нефти и газа.


дедово-3.jpgУ чудотворной древней иконы Спасителя


О своём служении оставил память и митрофорный протоиерей Пётр Миртов. До октябрьского переворота он был духовником Воскресенско-Покровского Лужинского монастыря под Санкт-Петербургом. В Дедове говорили о нём как о замечательном проповеднике. Коммунистов не боялся, его было забрали, но потом отпустили. Якобы из-за того, что отец Пётр когда-то учился вместе с Лениным.

Напомним, что именно в этой никогда не закрывавшейся церкви диаконствовал с 1915-го по 1927 год Николай Восторгов, канонизированный новомученик. Сейчас здесь хранится икона его имени. 

По поводу того, как исхитрились прихожане сберечь чудотворную икону Спасителя, легенд и версий существует немало. Но все они сводятся к одному: дедовские крестьяне её отстояли. 

Недалеко от церкви есть ещё одно место, которое следует посетить – озеро. Оно необыкновенно красиво и называется Свято. Как гласит местное предание, в здешних водах когда-то затонул храм. С тех пор с озером связано много легенд. А в 2007 году, 21 сентября, на праздник Рождества Богородицы на прибрежном песке проступил образ иконы Пресвятой Богородицы в полный рост. Образ оставался неразрушимым в течение двух недель. С тех пор к этому месту съезжаются многочисленные паломники.


Где-то здесь Заидомская Слобода

Наш маршрут продолжается. Впереди  Вачский район, село Арефино. В далёком прошлом оно было самым крупным в Нижегородской губернии и состояло из следующих самостоятельных селений: село Арефино, сельцо Озябликово, Зяблицкий Погост и Заидомская Слобода, то есть расположенная за речкой Идомкой. Потрясающие в своей самобытности названия, правда? Эти селения были объединены в одно крупное Арефино уже после революции. 

Сегодня его население составляет чуть больше 3 000 человек. Главная достопримечательность и украшение села – храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Построенный в 1702 году, он закрывался лишь однажды и всего на пять лет. Службы здесь прекратили в суровом 1938-м, этому предшествовала череда арестов духовенства храма. Так, в 1930-м священника Алексия Магницкого приговорили к трём годам концлагерей, священников Александра Воскресенского, Феликса Козельского, Владимира Соколова и диакона Василия Орлова расстреляли в 1937-1938 годах. А храм закрыли, на иконстасе сняли драгоценные оклады с икон, но дальнейшее разорение внутреннего убранства храма сумел предотвратить церковный староста Николай Варламов. Он запер церковные врата, а ключи «потерял». Так и отвечал староста представителям власти на их требование открыть церковь. Как ни запугивали они его, трясли за грудки, как ни пытались отомкнуть тяжёлые двери, ничего не смогли добиться. 

Символично, что богослужения в храме возобновились в 1943-м, в год интронизации патриарха Сергия (Страгородского), 150-летие которого мы отмечаем в этом году. Трудами и молитвами патриарха Сергия деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны была «легализована». 

В Арефинском храме много древних икон, одна из которых – образ святителя Николая Можайского, датируется XVI веком. Также есть иконы, очень похожие на письмо Симона Ушакова, хотя точных документальных свидетельств этого не имеется. Особо почитаемы иконы Пресвятой Богородицы: Боголюбская и Иверская. Ансамбль Троицкой церкви – объект исторического и культурного наследия федерального значения. Сам храм, а также сторожка, которую построили в середине XIX века, являются памятниками архитектуры. При церкви создана замечательная воскресная школа, в которой занимаются дети разного возраста, получают начальные азы духовного образования.


вид-на-арефино.jpgРазмеренно несёт свои воды река Ока, по берегам которой много городов и сёл


По убеждению главы Выксунской епархии епископа Варнавы, в случае духовного возрождения России обязательно произойдёт подъём экономики, демографии и социальной сферы: «Древние храмы со старанием строили наши благочестивые предки, и в них многое живёт с былых времен. А самое главное, что в таких храмах многие люди рождались как христиане от благодати Святого Духа и просвещались ею в Таинствах Церкви. И поныне эти храмы продолжают нести своё служение людям.

После празднования 1000-летия Крещения Руси наша страна снова начала просвещаться духом истины. Многие люди в Православной Церкви обрели Бога, и есть надежда, что Русь восстанет духовно, а затем исправится и всё остальное… Как говорили наши благочестивые предки, «без Бога не до порога».

Татьяна Снегирева, Татьяна Щукина. Фото пресс-службы Выксунской епархии