Иверская обитель: вечно юная, вечно живая

account_circle
visibility
Иверский женский монастырь отмечает 145-летие. Безусловно, в сравнении, например, с Киево-Печёрской лаврой, это не возраст. И всё же… Рассказывает настоятельница монастыря монахиня Антония (Миронова).Листая прошлого страницы Несмотря на достаточно юный...

Иверский женский монастырь отмечает 145-летие. Безусловно, в сравнении, например, с Киево-Печёрской лаврой, это не возраст. И всё же… Рассказывает настоятельница монастыря монахиня Антония (Миронова).

Листая прошлого страницы
Несмотря на достаточно юный возраст обители и её сегодняшнее состояние, выксунцам есть чем гордиться. В своё время Иверский монастырь занимал значительно большую площадь, нежели Дивеевский, незадолго до закрытия в нём было 1000 сестёр. Кроме того, это был второклассный монастырь, то есть монахини в нём находились на полном обеспечении. Основное отличие от третьеклас-сного, каковым являлся Дивеев-ский, в том, что в последнем такого не практиковалось. Там монахини занимались рукоделием, выставляли свои изделия на продажу, тем и жили – одежда, обувь и т.д. Кормили их, конечно, всех, но в остальном…

Иверская обитель:  вечно юная, вечно живая
Иверская обитель:  вечно юная, вечно живая
   Всегда было много желающих стать сёстрами обители. И все – с соответствующими документами. Ни для кого не секрет, что сегодня некоторые граждане из религиозных соображений пытаются отказаться от светских документов. Это абсурд! Даже в старые времена они были основанием для проживания в монастырях, скитах и пр.
  В исторических хрониках есть данные о том, каким было монастырское хозяйство. Богатейший скотный двор – коровы, свиньи, птица. Хоть монашествующие сами и не едят мясо, продавать его могут. Вот и тогда мясо реализовывали, а шкуры выделывали с целью последующего использования. Монахини плели корзины, держали огромную пасеку, был и кирпичный завод. Необычным для того времени можно считать зимний сад, где выращивали экзотические фрукты, которые поставлялись даже на императорский стол по благословению старца Варнавы.

Основатель обители
О нём, преподобном Варнаве Гефсиманском, можно говорить и говорить. Именно его трудами и молитвами столь недолго просуществовавший до революции монастырь (после 1917-го трудовая артель, сформированная из монахинь, распалась во второй половине 20-х, незадолго до того, как взорвали святыни) снискал славу по всей Руси. Сам же старец, лёгкий на подъём, неустанный труженик, в обители бывал до двенадцати раз в год.
Иверская обитель:  вечно юная, вечно живая
   Я считаю, что батюшка Варнава – не просто монастырский человек. Это гражданин Выксы с большой буквы. То, что он сделал, сопоставимо с трудами братьев Баташёвых. Если те создали на выксунской земле оплот металлургии, то он – оплот духовности, причём менее, чем за пятьдесят лет. Он прославил выксунский край на столичном уровне. И сегодня он молится за всех своих духовных чад. А самые близкие, самые дорогие ему – выксунцы. Отрадно отметить, что уже ведутся предварительные работы по возведению ему памятника. Хотелось бы, чтобы люди понимали: это будет не простое рукотворное воспроизведением, идол. Это будет образ, восходящий к первообразу. И просить о милости Божией мы будем не металл, а самого батюшку Варнаву.

Обитель нынешняя
Старания преподобного Варнавы не пропали даром. Лишённая былого величия, обитель всё же жива. Второе рождение её пришлось на осеннюю Иверскую. Именно в этот день в 1996 году прошла здесь архиерейская служба, и ныне покойный митрополит Николай (Кутепов) с амвона объявил: четырём сёстрам из Дивеево перебраться в Иверский монастырь с тем, чтобы содействовать его возрождению. Среди названных была и я. Конечно, сестёр теперь значительно меньше, не тысяча, а всего шестнадцать. Ведём хозяйство, окормляем детей, исполняем молитвенное правило. Хочется провести такую параллель. Прежде чем пройти по хорошему асфальту, надо произвести предварительные работы. Расчистить место, положить основу…
Иверская обитель:  вечно юная, вечно живая
Иверская обитель:  вечно юная, вечно живая
    Сейчас мы закладываем основу, мы можем одновременно молиться и работать. Те, кто нас сменят, придут уже на созданные для молитвенного подвига условия. И будут молиться перед иконой Иверской Божией Матери. Не перед той, конечно, что была в своё время прислана сюда батюшкой Варнавой. Она, к сожалению, не сохранилась, данных о ней почти нет. Но осталась икона, написанная сёстрами в конце XIX века. Мы просим Царицу
   Небесную о заступничестве, благодатном по молитвам батюшки Варнавы.