Зачем нужна реклама лекарственных препаратов?

visibility
Включаешь телевизор – тебе с ходу говорят о лекарствах. Включаешь радио – то же самое. Заходишь в Интернет, забиваешь в поисковике симптомы и получаешь ответ, как снизить давление и холестерин, избавиться от паразитов, что делать при болях в спине. Советы дают доктора и неизвестные, и с мировым именем.

Например, доктор Мясников. Он ведёт передачи на ТВ, у него много книг, к его мнению прислушиваются и врачи, и мы, простые люди. Вдруг замечаю, что этот уважаемый доктор начинает рекламировать препараты. Потом доктор Бокерия разразился рекламой неизвестного лекарства. Даже Бубновский не преминул сказать своё весомое слово! Фантасмагория, да и только! Тогда зашла на сайт Мясникова и прочитала там следующее. Цитирую:

Обращение доктора Мясникова

Мясников-Александр.jpg

«С удивлением стал встречать в Интернете свои изображения. За кадром написаны слова, где я рекламирую всякие безумные вещи: какой-то чай от гипертонии, средства от паразитов, что-то от боли в спине и другой бред. Это прямой подлог, естественно, во всём этом я не участвую, хотя бы потому, что эти средства не просто безобидны. Одно дело, когда рекламируется препарат, допустим, с недоказанной эффективностью. Но тут жулики напрямую обманывают, нарушают закон и пользуются чужим именем. Мошенник не может распространять безвредные средства. Если вы из его рук покупаете лекарства, для вас это может быть смертельно опасно. Поэтому если где-нибудь в очередной раз увидите мою физиономию, то знайте: это прямой обман. 

Никогда не покупайте то, что рекламируется рядом с моими фотографиями. Всё это бред, и в приличном обществе за это бьют морду. А вся правдивая информация имеется на официальном сайте».

 

И ещё одно опровержение – от Елены Малышевой

Малышева-Елена.jpg

«Используя моё имя, неизвестные стали продавать так называемый липокарнит. Они копируют выпуски программы «Жить здорово» и прямо в них монтируют рекламу неизвестного нам средства. Со стороны это выглядит так, будто я и мои коллеги рекомендуют прямо в программе эти средства для похудения.

Ни я, ни мои коллеги, ни «Первый канал» никакого отношения к этому не имеют и никогда в жизни в эфире нашей программы это не выходило. Между тем сотни тысяч, а может быть, миллионы людей этот препарат купили в надежде на то, что они похудеют. Вы не похудеете от этого средства, вас обманывают».

А что думают те, кто занят продажей лекарств: фармацевты и провизоры 

Наталья Тимержанова, провизор

Тимержанова-Наталья.jpg

– Приходит пациент в аптеку и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, ибуклин». Спрашиваю: «Что случилось?» Ответ: «Меня ломает, высокая температура». У человека явно гриппозное состояние, необходимы противовирусные средства, которые продаются без рецепта. Но пациент не хочет слышать о других лекарствах, говорит, что по ТВ видел отличную рекламу этого препарата. И он ему тоже поможет. Ибуклин снимет жар и боль, но не вылечит от гриппа! Однако человек остаётся при своём мнении. Раньше люди упорствовали из-за невежества, теперь – из-за излишней информированности.

Я к рекламе отношусь нейтрально. Мы, фармацевты, понимаем, что реклама – это информация о препарате, о том, что он есть. Рекламируются те, что отпускаются без рецепта. Любой пациент может купить их в аптеке. Но выписываемые врачом купить самостоятельно (без рецепта) нельзя. Закон не позволяет аптекам их продавать.

Широко рекламируются БАДы, которые, строго говоря, не являются лекарством, а лишь сопутствуют лечению. Поэтому надеяться, что можно выздороветь только с их помощью – наивно. Или, например, препараты от кашля – они лечат только кашель. Однако это лишь симптом какой-то болезни, и выяснить какой именно, может только доктор. Может быть, начался воспалительный процесс в лёгких и нужно принимать антибиотики, которые назначает врач. Круг  опять замкнулся. 

Каковы мои советы относительно лекарств? Если у вас поднялось давление, нужно, как минимум, пойти в поликлинику (а не советоваться с соседкой или подружкой). 

Купить тонометр, контролировать давление. Пить те таблетки, что прописал доктор. А если вы увидите рекламу нового препарата, не бросайтесь сразу его покупать, а посоветуйтесь с лечащим врачом. 

ПОМНИТЕ, что лечением занимается только врач, а не реклама! И даже не фармацевт. Мы можем предложить пациенту аналог лекарства, если того, что выписал доктор, нет в данный момент в продаже.

Ольга Кочеткова, провизор:

Кочеткова-Ольга.jpg

– Реклама лекарственных средств даёт ошибочное представление, что по некоторым симптомам можно самому поставить себе диагноз и назначить лечение. Да, лекарство поможет решить сиюминутные проблемы: облегчит боль, устранит изжогу, снимет тяжесть в ногах. Обо всём этом мы слышим, читаем, видим на экране телевизора. В этом заключается положительная сторона рекламы. 

Однако не стоит забывать, что рекламируемое не есть лучшее, и что для каждого пациента правильным будет то, что подберёт ему врач с учётом особенностей его организма. 

Следующая ситуация. Человек узнал из популярной телепередачи о здоровье, что есть чудодейственное средство как раз от его болезни. И он быстренько отправляется в аптеку, чтобы его купить. Очень удивляется, когда фармацевт сначала спрашивает рецепт и кто назначил препарат, а потом рекомендует пойти к своему врачу, который скажет, подойдёт ли это лекарство именно ему. Надо помнить, что с экрана телевизора никто лечение не назначает. А прозвучавшая информация о препарате – это не более чем информация, а не призыв к действию! Считаю, что рецептурные препараты не должны рекламироваться. Их назначают доктора, и только они имеют право их рекомендовать. Лечить должны врачи, а не реклама.

 

Официально мнение Минздрава

Рекламу лекарственных препаратов необходимо запретить во всех СМИ, считают в Министерстве здравоохранения.

Скворцова-Вероника.jpg

«Реклама лекарств должна исключаться»

Вероника Скворцова, министр здравоохранения

Какие именно меры будут предприняты для обеспечения запрета, Скворцова не уточнила.


Точка зрения врачей:

Марина Абдуллаева, терапевт:

Абдуллаева-Марина.jpg

– Пациент на приёме жалуется, что выписанные лекарства не помогают. Выясняется, что он увидел рекламу нового препарата, купил, стал принимать. Его привлекли отзывы людей в комментариях. Стала выяснять и оказалось, что в том лекарстве из рекламы есть составляющие, которые снижают действие препарата, назначенного врачом. В данном случае произошло меж-лекарственное взаимодействие. 

Любая реклама – это двигатель торговли. И она отражает только положительные стороны товара. В случае с лекарствами она не говорит о побочных эффектах последних, о противопоказаниях, о межлекарственных взаимодействиях, которые могут усиливать или снижать эффект от другого препарата. Врач всегда обращает на это внимание, прежде чем сделает назначение. 

Считаю, что надо совсем запретить рекламу лекарств. Везде, на всех носителях, бумажных и электронных. От неё один вред. Ну что за бред можно услышать: купите вот эту мазь, потрите суставы, и вы оставите костыли. И люди в это верят! Натирают, мажут, а время идёт, болезнь прогрессирует. И к врачу человек приходит с запущенной формой заболевания. 

Лекарственный препарат – это инструмент в руках врача, а не продукт питания. Об этом всегда нужно помнить. 

Валерий Федорец, врач функциональной диагностики:

Федорец-Валерий.jpg 

– Лично у меня нет претензий к СМИ, рекламирующим лекарства. Фармацевтический бизнес один из самых стабильных и прибыльных, поэтому компании, производящие лекарства, имеют возможность тратить большие средства на рекламу, заполняя ею телеэфир и печатные СМИ, законом это не запрещено. Всё, что рекламируется, находится в аптеке в свободной продаже, эти лекарства мы часто приобретаем и без рекламы, пользуясь своим опытом или советом фармацевта. Реклама рецептурных препаратов запрещена, также мы не видим рекламы сильнодействующих препаратов и лекарств для лечения состояний, требующих врачебного вмешательства. Конечно, раздражает, когда прерывается интересная передача, но зато в это время можно, например, пойти поставить чайник…

Излишнее доверие людей к рекламе в вопросах лечения свидетельствует о том, что доступность и качество медицины в нашем государстве ещё на недостаточном уровне. Если нет возможности при необходимости позвонить своему доктору и получить квалифицированный совет, естественно, приходится искать информацию в доступных местах – в телевизоре, в газете, или лечиться тем, что помогло соседке.

Анастасия Котова, офтальмолог:

Котова-Анастасия.jpg

– Рекламируемые лекарственные препараты подразделяются на профессиональную аудиторию и на широкую. Для нас, медиков, она содержит полную информацию о препарате, его свойствах, побочных эффектах, что помогает врачу выбрать эффективную схему лечения. Такую рекламу мы получаем на медицинских конференциях, конгрессах. Я за такую рекламу. 

То, что рекламируется для всех, тут я против. Вредно то, что пациенты, начитавшись о чудодейственных свойствах препарата, занимаются самолечением. Даже если это «безобидные» витамины, у них тоже есть побочные эффекты. Иногда пациент «назначает» себе и более сильные лекарства, увидев их в рекламе, не думая о том, что многие рассчитаны лишь на симптоматическое лечение, а не на борьбу с причиной заболевания. Решение своих проблем надо доверять профессионалам, а не рекламе. 

Только пройдя обследование, получив рекомендации лечащего врача, можно начинать бороться с болью. Именно врач учтёт и стадию заболевания, и особенности вашего организма, и выпишет рецепт, и вы будете спокойны, что ничего худого с вами не произойдёт. Глаза – такой хрупкий орган, и доверять его лечение сомнительной рекламе категорически нельзя.


Запрет нанесёт очень сильный урон бюджетам региональных СМИ 

Так считает главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев: 

– В случае если запрет на рекламу лекарств введут, он очень сильно ударит по доходам региональной прессы. Это странное заявление, потому что в России лекарственные препараты продаются свободно и так же свободно они должны рекламироваться.


Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подсчитала 

В случае принятия законопроекта, запрещающего рекламу лекарств на радио и телевидении, российские телеканалы и радиостанции лишатся около 30 млрд рублей в год.

Производителям будет сложнее выводить на рынок новые лекарства, а их реклама уйдёт в слабо контролируемый властями Интернет, предупреждают участники рынка.

Сейчас на телевидении и радио нельзя рекламировать только рецептурные препараты. Участники отрасли неоднократно предлагали снять это ограничение, но власти настаивают на ужесточении регулирования рекламы лекарств.

В конце января законопроект о её запрете на радио и телевидении внесли в Госдуму депутаты ЛДПР. Они пояснили, что 60% россиян предпочитают самолечение, которое, по данным ВОЗ, занимает пятое место среди причин смертности. А самолечению, считают авторы законопроекта, во многом способствует реклама препаратов по телевидению и радио.


Шуляк-Сергей.jpgСергей Шуляк, гендиректор маркетингового агентства DSM Group (ежемесячно проводит аудит фармацевтического рынка России):

– Запрет рекламы лекарств в СМИ – это политический ход, который не решит реальных проблем, в том числе не сможет решить проблему самолечения. Сейчас разрешено рекламировать только безрецептурные препараты, и один из важных критериев таких лекарств – низкий процент побочных эффектов и отсутствие возможности передозировки. Не все люди могут позволить себе пойти в больницу при лёгкой простуде. В таких случаях при покупке антипростудных препаратов они ориентируются на рекламу. Но это не имеет отношения к самолечению: в аптеках люди покупают антибиотики без рецепта врача, и они действительно могут нанести ощутимый вред своему здоровью.Это политический шаг, который призван продемонстрировать заботу о здоровье граждан, но реальных проблем, таких как очереди в больницах и самолечение, он не решит.



Очень неоднозначное отношение к рекламе лекарственных препаратов в СМИ. Фармацевты и доктора озабочены тем, что от неё больше вреда, чем пользы. Фармацевтические ассоциации обеспокоены падением выручки у федеральных и региональных телеканалов и радиостанций от запрета на лекарственную рекламу. Нам, потребителям лекарств, остаётся одно: выбирать, что ценнее – реклама или всё-таки здоровье. А мы выбираем жизнь!

Фото автора и из открытых интернет-источников