Почему не надо бояться комиссии?

visibility
Известие о том, что ребёнку надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), наводит ужас на родителей и детей.

От мамы к маме передаются истории о том, как её абсолютно нормального ребёнка заставили пройти комиссию, которая его «забраковала» и отправила в коррекционную школу или «вывела» на надомное обучение. Эти рассказы больше напоминают страшилки.

О мифах и правде про ПМПК корреспондент «ВР»» побеседовала с руководителем территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию Еленой Ледяевой.

– Елена Павловна, так почему всё-таки родители боятся прохождения детьми этой комиссии?

– Так было всегда, и не только у нас. К сожалению, родители, приводя ребёнка на комиссию, часто не готовы услышать, что у него есть проблемы. Им сложно принять, что ребёнка придётся лечить, обучать по специальным адаптированным образовательным программам, посещать занятия логопедов, дефектологов, тифло- или сурдопедагогов и т.д. Многие мамы и папы не хотят понять результат комиссии, а то и просто боятся взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего сына или дочери. Ведь проще думать, что у ребёнка нет проблем, что он ещё маленький, что не тот учитель учит, либо воспитатель «придирается», всё пройдёт само собой, и что эти «проблемки» временные. Но комиссия – это межведомственный коллектив специалистов, педагогов и врачей, имеющих специальное образование, стаж и опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Все специалисты ТПМПК имеют высшую и первую категории.

– Могут ли родители отказаться от прохождения комиссии их ребёнком?

– Конечно, обращение в ПМПК носит заявительный характер, заставить родителя против воли привести ребёнка никто не имеет права. Даже если комиссия пройдена, её результат выдаётся на руки родителям (законным представителям), а уж они сами решают, передавать заключение в образовательное учреждение или нет. Только родители могут решить, в какой форме будет получать образование их дитя: инклюзивно – в обычном классе, интегрировано – в отдельном классе (например, для детей с задержкой психического развития), в общеобразовательной школе либо в коррекционной. Или вообще в форме семейного образования.

Выбор и окончательное решение всегда остаётся за родителями.

– Скажите, на комиссию могут направлять любого ребёнка?

– Есть чёткое определение для тех детей, которым могут порекомендовать пройти ПМПК – это прежде всего дети, испытывающие трудности в освоении программы, либо проблемы в своём развитии и адаптации. Если говорить о школьниках, то инициировать направление на комиссию можно только при условии, что у ребёнка есть академическая задолженность. Например, двойки в четверти или за год, системная неуспеваемость как по одному предмету, так и по нескольким. При этом не учитываются ситуации, когда эта неуспеваемость обусловлена отсутствием интереса у ребёнка. Как правило, ПМПК предлагают пройти детям, у которых на это есть клинические показания, затрудняющие освоение образовательной программы: детям при оформлении или переосвидетельствовании инвалидности.

– Кто может инициировать прохождение комиссии?

– Из личного опыта работы могу сказать, что проблемы развития у ребёнка начинаются далеко не в школе. Поэтому сейчас основной акцент делается на раннюю диагностику у детей от рождения до трёх лет. В таких случаях рекомендацию на прохождение ПМПК могут дать доктора, которые наблюдают малыша: невролог, педиатр, отоларинголог, офтальмолог, кардиолог и другие. Предложить родителям обследовать может воспитатель в детском саду либо учитель в школе, если ребёнок затрудняется или не осваивает основную образовательную программу. Сами родители тоже могут быть инициаторами прохождения ПМПК, если считают, что у их малыша есть проблемы в развитии или освоении школьной программы.

– Известно, что с каждым годом становится всё больше проблемных детей. С чем это связано?

– К сожалению, это так. Ежегодно количество обращений увеличивается. Изучение данного вопроса показывает, что одной из причин является улучшение демографической ситуации в стране – детей стало больше, но в то же время увеличилось и число тех, кто нуждается в специальной помощи в обучении и воспитании. И, конечно, здесь тоже много слухов. Например, некоторые родители ошибочно считают, что так много детей проходят ПМПК потому, что педагогам надо выполнить некий план, или что сильно завышены требования к успеваемости учащихся. Или от ребёнка хотят избавиться по разным причинам, начиная с того, что так прикрывается непрофессионализм педагога, и заканчивая тем, что на его место в школе или саду есть более «выгодный» ребёнок. С этим я не согласна.

– Как проверяется обоснованность рекомендации по прохождению комиссии?

– Если, например, учитель даёт такую рекомендацию, то он должен инициировать обследование ребёнка на психолого-медико-педагогическом консилиуме самой школы, а воспитатель – в детском саду. В состав консилиума во всех образовательных учреждениях входят учитель-логопед, педагог-психолог, а если есть, то и учителя-дефектологи, и сам инициатор. Специалисты проводят предварительную диагностику и дают заключение. Если клинических показаний на прохождение ПМПК не выявлено, а неуспеваемость ребёнка связана с несложившимися отношениями или школьной дезадаптацией, тогда ребёнку просто порекомендуют занятия с педагогом-психологом в школе или посещение семейного психотерапевта.

– Если на родителей оказывают давление, заставляя отвести ребёнка на ПМПК, что им делать?

– В первую очередь, попытаться решить вопрос с администрацией учреждения. А уже потом, если ситуация не изменилась, обратиться в вышестоящие инстанции, например, управление образования, прийти к нам на комиссию, проконсультироваться. Это самые правильные решения.


На сайте управления образования администрации округа есть страничка ПМПК, где размещается информация для родителей и педагогов о наиболее важных и значимых вопросах о работе ПМПК, наиболее часто возникающие вопросы о специфике образования детей с особыми возможностями здоровья, детьми-инвалидами.

Фото из архива Елены Ледяевой