А в нашем парке старом... (часть 2)

account_circle ВР
visibility
В предыдущей статье («ВР» за 15.03.19) Ирина Сергеевна Сотникова рассказывала о первых детских впечатлениях о парке. Вспомнила, что в читальном зале проводились лекции, а в кинотеатре показывали фильмы. Была парашютная вышка, работал кружок «Ворошиловский стрелок». Сегодня вторая часть воспоминаний, не менее интересная, чем предыдущая.
Сотниковы-Морозовы.jpgВ воскресенье, 22 июня

Даже начало войны связано для меня с парком. В воскресенье 22 июня 1941 года тётя повела меня в летний кинотеатр на детский 12-часовой сеанс. Мы уже вошли в зал, но перед экраном появился мужчина, который объявил об отмене сеанса, потому что началась война. Мы вышли. Возле углового дома на улице Садовой толпился народ, на подоконнике открытого окна стоял радиоприёмник – транслировалась речь Молотова. 

В первые, самые трагические, месяцы войны культурная жизнь в парке замерла. Выкса довольно скоро оказалась в прифронтовой полосе. Был объявлен строжайший режим светомаскировки и экономии электроэнергии. Город и парк погрузились в темноту.

Дома освещались керосиновыми лампами, но керосин отпускался строго по норме, его хватало ненадолго, и в ход шли «коптилки» (по сути, лампадки).

Светомаскировка была необходима: каждую ночь, по-немецки методично, над городом пролетали фашистские самолёты – бомбить Горький.

В Баташёвском доме размещалось военное училище, и часть парка, непосредственно прилегающую к дому, передали в его распоряжение.

Летом в парке можно было встретить пожилых людей и детей, но они не просто гуляли, а занимались «заготовкой дров»: собирали в корзины сучья, сухие ветки, шишки, обломки старых пней. Это занятие сейчас может показаться нелепостью, но в городе – печное отопление, а дрова можно было приобрести только по ордерам и строго по норме – кубометр в месяц отопительного сезона. «Парковое топливо» летом использовалось для приготовления еды, а зимой и для отопления. За лето старались заполнить им специальные «закрома» в дровяных сараях.

Выкса – тыловой город

«Лирическое» отступление для современной молодёжи. Как приготовить чай, если нет газа и электричества? Для этого использовали самовар, отличным топливом для которого служили сосновые шишки. Задача осложнялась ещё и отсутствием заварки: чай выдавали по продуктовым карточкам в очень ограниченном количестве.

Следует отметить, что, несмотря на дефицит дров, выксунцы не допускали ни одной порубки деревьев в парке.

Парк в военные годы был ещё и поставщиком витаминов. С самой раннейвесны мы, дети, собирали щавель, молодые почки ели, сосновые «пальцы» и «кашку», молодые листья липы. В какой-то степени это сохраняло здоровье. 

Но уже весной 1942 года, после разгрома немцев под Москвой, жизнь начала налаживаться. Открылся читальный зал, посетители которого с большим вниманием слушали лекции о положении на фронте.На летней эстраде в тёплые светлые вечера проходили концерты участников художественной самодеятельности военного училища, среди которых были и профессиональные артисты. 

Менялся характер вой-ны. Наша армия выиграла в 1943 году Сталинградскую битву (самое крупное сражение за всю историю Великой Отечественной), которая закончилась сдачей в плен многотысячной группировки фельдмаршала Паулюса. Окончательный перелом в войне произошёл  после нашей победы в битве на Курской дуге – величайшем танковом сражении. Затем Красная Армия только наступала. Зимой 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.

Выкса к этому времени стала тыловым городом, что сразу же отразилось  на жизни парка. Воспитанников детсадов, как и до войны, стали водить сюда  на прогулки, зажглись фонари, ожила танцплощадка, изменилась тематика лекций – слушателей интересовали итоги тегеранской встречи, открытие второго фронта; ожил стадион. Но за годы войны обветшали парковые здания, его ограды, трибуны стадиона, а средств у города на поддержание их в надлежащем состоянии не было. 

И вот, наконец, пришёл победоносный май 1945 года. Целый день в парке множество людей поздравляли друг друга, обнимались, плакали. Настоящий народный «праздник со слезами на глазах». 

После войны

Первые послевоенные годы были очень трудными: надо было залечить раны, нанесённые войной народному хозяйству, и нельзя было не учитывать изменившуюся международную обстановку. Финансирование парка было минимальным. Например, на восстановление сгоревшего ресторана и окончательно обветшавшей летней эстрады не нашлось средств. Но ограду парка привели в порядок в первую очередь, без этого невозможно было спасти «рощу». Дело в том, что жители примыкающих к ней улиц, для сокращения времени на дорогу (автобусное движение появилось значительно позже), проложили через неё множество тропинок, что привело к гибели ряда елей, которые были украшением «рощи». Она начинала зарастать лиственным подлеском.

Нехватка средств приводила к тому, что заболачивались Лебединки, большая и малая, заболевали деревья (подлечивали только липы), погибло несколько десятков дубов и вязов.Но возродилась культурная жизнь парка. Возобновились концерты кружков художественной самодеятельности ДК им. Лепсе, которые после расформирования эвакогос-питаля снова приступили к работе.

Танцплощадку тоже привели в порядок. На стадионе проводились интересные соревнования, например, летом 1950 года прошло первенство министерства чёрной металлургии СССР по волейболу.

Регулярно шли футбольные матчи на первенство области. День физкультурника отмечался проведением парада и различных соревнований. Зимой в парке шли лыжные и конькобежные соревнования. Заливали каток, он хорошо освещался, играла музыка – катание на коньках было любимым развлечением молодёжи.


А в нашем парке старом... (часть 1)

Ирина Сотникова. Фото из архива автора и с сайта photo.myvyksa.com