На фото выше супруги Кудрявцевы с дочерью Ольгой и братом Юрием (стоит)
Так и живут здесь с той поры.
Алевтина и Александр Кудрявцевы познакомились в Ярославле. Алевтина, коренная горьковчанка, после окончания Горьковского промышленно-экономического техникума приехала по распределению в Песочное на Волге, где стала работать экономистом на Песоченском фарфоровом заводе (бывшем знаменитом Кузнецовском), а Александр работал шофёром директора этого завода. Каждый день она проходила мимо машины, за рулём которой сидел Александр. Девушка ему приглянулась. Познакомились и после трёх лет ухаживаний поженились.
В Выксу приехали к родственникам Алевтины. Их здесь встретили приветливо, и они устроились на металлургический завод. Жена – бухгалтером-экономистом, муж – в отдел капитального строительства. С той поры они и живут в Выксе. Вырастили детей. У них семь внуков и семь правнуков. Отметили бриллиантовую свадьбу. Радуются жизни. Вот мы и решили узнать, какой они помнят Выксу 50-х годов, Выксу своей молодости и зрелости. Договорились о встрече.
На звонок дверь открыла женщина никак не пенсионного возраста. Я уже собиралась спросить, дома ли Алевтина Дмитриевна, но увидела выходящего навстречу седого импозантного мужчину.
– А это Александр Фёдорович, – представила она мужа. Оба в один голос сказали: – Проходите, сейчас будем пить чай.
Так вот за чаем из чашек кузнецовского фарфора и шла наша беседа.
Активным рассказчиком выступил Александр Фёдорович. Он принадлежит к поколению юнг Северного флота, гордится этим, а потому рассказывал об этих страницах биографии подробно и в деталях.
Когда началась война, вместе с другими мальчишками Сашка подал заявление в школу юнг. В 1942 году их направили сначала в Архангельск, а потом на Соловецкие острова. И хотя они проходили обучение на мотористов, Сашке пришлось ещё и плотницко-столярными работами заниматься, потому как отец его был плотником и обучил этому ремеслу. Мальчик с 12 лет столярничал. На Соловках жили в землянках, которые вырыли в горах, укрепляя досками. В землянках стояли печки-буржуйки… В 1944 году были боевые выходы в море, но в военных действиях участвовать не довелось. После войны часть юнг отправили в Ленинград, затем в Ригу. Служба продолжилась на торпедных катерах. И только в 1951 году Александр вернулся в Яро-славль, домой.
– Каковы уроки школы юнг? – спрашиваю.
– Я в совершенстве изучил все моторы: от дизельных до автомобильных. У меня в Выксе первая машина была «Победа». И купил я её, разваленную и разбитую, за 600 рублей, хотя она по тем временам, в 1958 году, стоила 9 тысяч! Деньги для нас баснословные. Стал ту «Победу» восстанавливать. Всю перебрал, почистил, смазал. Она у меня до сих пор на ходу! Я каждый год ездил на ней на родину, в Ярославскую область. У других от таких машин остались «рожки да ножки», а моя красавица ещё служит. Никогда не отдавал в ремонт, всё делал сам. Очень люблю машины. В добрых руках они и служат долго!
– А теперь, пожалуйста, о Выксе, какой вы увидели её в 50-х годах?
– Посёлок городского типа. Дома одноэтажные, а улицы – песчаные. Когда работал в ОКСе, на песчаном пустыре перед гаражом своими силами построили для рабочих ОКСа два дома в переулке Корнилова. Там и получили квартиру. По этому переулку вверх от завода шла дорога, по которой мы ходили в баню по субботам. Отличная была баня! Она до сих пор там стоит, правда, теперь частная и называется «Баня на песках».
А ещё в те годы все увлекались футболом, а потому мы не пропускали ни одного состязания и на стадион шли как на праздник. Жена с детьми – в парк, на качели и карусели, а я – на футбол. Зимой на стадионе – игры в хоккей. Тоже не пропускали ни одного матча.
Скажу ещё о том, как я лечил свою дочку Свету. Врачи признали у неё порок сердца и запретили всякие нагрузки. Вижу, что дочка моя слабеет и слабеет. И тут в руки мне попала книга американского доктора о пользе движения. Стал дочку лечить методом движения, благо все условия к тому были: леса, стадион, пруды. Всё лето купались и загорали. Купил лыжи себе и ей, а потом обзавелись коньками и ходили на каток, который, как и сейчас, заливали на стадионе. И однажды дочь, придя домой из школы, радостно закричала: «Я – первая на лыжах!» Так мы с ней победили болезнь.
Очень люблю рыбалку, плету из ивняка корзины и собираю травы.
Выкса стала нам родной, здесь живут наши дети. Внуки, правда, разлетаются по разным городам. Это и понятно, мы тоже не сидели на месте, а искали и работу интереснее, и место комфортнее. Для нас этим местом на всю жизнь стала Выкса, – завершил рассказ Александр Фёдорович.
1962 год, городской парк. Алевтина Кудрявцева с дочкой Олей на карусели
Фото из семейного архива Кудрявцевых