О котлетах, мороженом и дороге из красного кирпича

account_circle
visibility
Александр Баикин рассказал о самом вкусном и интересном из детства.

Фото в заголовке : конец 1970-х годов. Район 52-го квартала, рядом с детским садом, в здании которого сейчас находится наркология. Эти две фотографии сделаны в одном и том же месте с разницей в шесть лет

К руководителю туристско-информационного центра мы пришли поговорить не просто о прошлом города и его достопримечательностях, а чуть ли не впервые за его собственными воспоминаниями о старой Выксе. Причём, в преддверии Дня защиты детей, попросили поделиться именно детскими и, по возможности, вкусными историями. Итак, рассказывает Александр Баикин:

– У меня сохранилось несколько ярких воспоминаний о Выксе 1970-1980-х годов. 

Мне было примерно шесть лет, когда бабушка с дедушкой получили квартиру в м-оне Гоголя и я в этом районе начал проводить очень много времени. Там, где долгое время находились «Закрома», тогда был просто продмагазин. Первый этаж разделялся на две части. С одной стороны была единственная в городе теле-радиомастерская, а с другой – сам магазин. Около него всегда стояла тётушка то ли с коробкой, то ли с ведром и продавала пирожки. А ещё – пользующиеся особой популярностью котлеты. К каждой давался кусочек хлеба. Стоило всё вместе 10 копеек. Вкуснее этой котлеты, которая съедалась на улице, ничего не было.

Ещё в магазине в то время начали продавать порошковый крем. Сейчас это нормальное явление, а тогда казалось чем-то невообразимым. Естественно, смесь мы ели сухой. Главное – не чихнуть в процессе. Ощущения были потрясающие – чего-то запретного, что дома делать не будешь. Как с теми же котлетами – дома котлеты тоже готовили, но они были не такие, обычные.

Особенными были и макароны, но в другом месте города. В здании Дома Баташёвых на первом этаже располагалась столовая, в которой, как правило, ели работники автостанции, водители, приезжие. Погуляв по парку, накатавшись на катке, на лыжах, мы шли именно в эту столовую и за 4 копейки покупали обычные макароны – без котлет и мяса. И если дома макароны чаще всего подавали тоненькие, то там были – толстые и буквально плавали в масле. После гуляния на улице их вкус казался потрясающим. 

Ещё хорошие воспоминания связаны с горкой в сторону ТИМа, от которой уже практически ничего не осталось, как и от магазина «На горе». Зимой мы с неё катались. Шиком было съезжать на подносах. Рядом находилось овощехранилище, и счастьем было поймать момент, когда оттуда выбрасывали эти списанные подносы. Из стеклопластика, коричневые, где обломанные, где треснувшие, но скользили великолепно. С горки на них доезжали до самой речки.

Но чаще всего использовали санки или делали буера: ходили на завод, на шихту, куда ещё можно было попасть, брали там бракованные коньки и крепили их на доски – одну длинную и две поперечных. Такое катание было очень популярным. 

Вообще, с овощехранилищем связано много воспоминаний, потому что здесь всегда можно было найти досочки. А из досочек мы делали себе ружья и пистолетики, поэтому почти у каждого мальчишки в кармане лежал складной ножик (чтобы мастерить). 

Ещё одно воспоминание тех лет. В магазин №2, ныне не существующий, ходил за молоком. С бидончиком. Обратно нужно было идти аккуратно, чтобы не запнуться или не поскользнуться и не разлить молоко. Бидоны, по-моему, уже никто не использует, всё стало проще.

Недавно в чьих-то заметках встретил фразу, что в 1970-е годы был заасфальтирован парк. Как это делали, я не помню, а вот то что центральная аллея парка от оврага до микрорайона была полностью выложена красным кирпичом, прекрасно сохранилось в памяти. И когда недавно прокладывали новые бордюры, эти кирпичи можно было увидеть. (Они до сих пор лежат под асфальтом). 

Если шёл дождь, то одно удовольствие было пройти по центральной аллее, шлёпая по красным лужам. Иногда этой дорогой мы возвращались с дедом после рыбалки на Верхнем пруду. Там водились, кажется, караси –точнее не скажу, потому что мне был важнее процесс, чем результат.

Помню выксунское мороженое. Как правило, его продавали во время демонстрации. Рядом с беленьким магазином (там сейчас аптека) вставала тётушка с большим фанерным ларем. Пломбир стоил 19 копеек. И большая проблема для неё была каждому найти копейку сдачи, возможно поэтому через некоторое время мороженое стали продавать по 20 копеек. Оно было в невысоких, но широких бумажных стаканчиках. Если честно, по вкусу не очень. Но мы-то воспитывались на советских фильмах и мультфильмах, в том же «Старике Хоттабыче» нам показывали эскимо, которое в Выксу на тот момент не привозили. Но из-за того что стаканчик для выксунского мороженого делали большой, можно было по периметру выесть это мороженое, воткнуть палочку и вытащить его из упаковки. Получалось похоже на то, что нужно. С привозными пломбирами такого не получалось.

Выкса – мой любимый город. Да, провинциальный, но по сравнению с другими удалёнными от центра городами – на другом уровне. По благоустройству в том числе. Видно, что за ним ухаживают. И как у многих выксунцев, у меня любимое место отдыха – парк. Мне очень нравится, как за последние годы изменился парк. Он ожил.

Александр Баикин рассказал о самом вкусном и интересном из детства.

Начало 1970-х, район 52-го квартала. Юный Александр Баикин идёт заливать горку

Фото из архива Александра Баикина