Одно из самых ярких – о директоре Александре Михайловиче Базаеве. 23 ноября 2019 года ему исполнилось бы 100 лет. Сегодня рассказываем некоторые подробности из жизни этого замечательного человека.
Александр Михайлович Базаев – учитель истории, географии, участник Великой Отечественной войны, партийный работник, общественный деятель. Муж, отец, дедушка, прадедушка.
«Иметь такого отца – большое счастье, – говорит его дочь Галина. – Он умер 4 июля 1998 года, но в моём сердце всегда живой, всегда рядом. Всё в нём меня поражает и восхищает. Я восхищаюсь его силой мужества, трудолюбием, умом, добротой, необыкновенным очарованием. У него всегда была идеальная осанка и безупречная одежда. Бережное отношение ко всему и во всём. Папа – разносторонний человек: от политики до искусства, спорта, закаливания, игры на гитаре. С ним было легко в любой жизненной ситуации. Это Божий Дар».
30 июня 1961 год. Александр Михайлович с дочерью Галиной, студенткой третьего курса ВМТ
Фрагменты биографии
Александр Базаев родился 23 ноября 1919 года на святой Дивеевской земле в селе Силино. Через многие годы на Всесоюзном совещании в Москве к нему подошёл директор школы из Осетии и сказал, что он тоже Базаев и с кавказской напористостью продолжил, что они должны быть родственниками. Пригласил в гости в Осетию. Брат Александра Михайловича стал исследовать древо семьи. Оказалось их род действительно берёт начало из тех мест.
В 1937 году Александр с отличием окончил Дивеевскую среднюю школу и здесь же начал учительствовать, так как без опыта работы нельзя было поступить в институт.
Учёбу на историко-гео-графическом факультете прервала война. 14 августа 1941 года он был призван в ряды Красной армии и направлен в Ульяновское военное училище связи. Окончив его с отличием, по приказу наркомата назначен сюда преподавателем. Был командиром курсантского взвода, вступил в члены ВКП(б). После войны служил начальником связи батальона первого гвардии мотострелкового полка первой мотострелковой дивизии.
Из армии демобилизован в январе 1947 года. Награждён медалью «За победу над фашистской Германией», юбилейными медалями к 30-летию, 40-летию и 50-летию победы Советского народа в Великой Отечественной войне.
В феврале 1947 года с женой и дочкой приехал в Выксу, в дом к родителям жены, где и проживали до получения квартиры на улице Красные Зори в 1957 году. В ней в настоящее время живёт его дочь, Галина Александровна.
Александр Базаев – курсант Ульяновского военного училища связи
Умелый организатор и новатор
Александра Михайловича уважали за то, что всегда увлекал к выполнению задач личным примером. У него в крови: уметь всё делать самому, делать лучше других, вести за собой.
Работать в Выксе начал 13 февраля 1947 года заместителем директора по учебной части детского дома (директором тогда была Елена Ивановна Климова, впоследствии партийный работник, длительное время заведующая начальной школой №6 в Антоповке (существовала до открытия новой школы №4 в 1971 году), преподавателем политзанятий ремесленного училища №18 (базовое завода ДРО).
Историк, коммунист благодаря пытливому уму, величайшей работоспособности и целеустремлённости с первых дней работы в Выксе зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист. В сентябре 1948 года его пригласили на работу лектором отдела пропаганды и агитации, а в июне 1949-го назначили заведующим партийным кабинетом горкома ВКП(б). Так началась его партийная деятельность.
С августа 1950 года – секретарь горкома, через два года – второй секретарь. В этой должности работал до 1956 года. Часто исполнял обязанности первого секретаря.
Второй секретарь горкома партии – идеолог. В условиях начавшейся холодной войны идеологическая работа – важнейшее направление в деятельности партийных организаций. Основой идеологической работы являются политическое просвещение и лекционная пропаганда.
В 1948 году образовалось Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. В Выксе городское отделение под руководством Александра Михайловича Базаева было создано в октябре 1949 года, а 28 июля 1950 года Александр Михайлович выступал с докладом об опыте работы на заседании Правления Всесоюзного общества в Москве. В городском отделении зарплату не платили. Вся работа проводилась на общественных началах. На 1 июля 1950 года общество объединяло 29 действительных члена и 52 члена-соревнователя (из которых не каждый становился действительным членом) – всего 81 человек. Это учителя, инженерно-технические, партийные и советские работники, врачи. Пятьдесят человек с высшим образованием. Было создано шесть первичных организаций, восемь лекториев.
Лекции проводились циклами: международное положение, естественно-научные, научно-атеистические и технические темы. Особенно популярен был цикл «Роль семьи в коммунистическом воспитании детей», который включал такие темы, как «О воспитании воли у детей», «Трудовое воспитание в семье», «Родительский авторитет». Большой интерес вызывали лекции по литературе. За 9 месяцев было прочитано 529 лекций в трудовых коллективах, в большом зале Дворца культуры им. Лепсе, в то время единственном в Выксе, на открытых площадках по месту жительства.
Лекторы выезжали на село, в лесопункты, иногда на расстояние более 70 километров. Часто они использовали наглядные пособия, диафильмы, документальные и художественные фильмы. Самыми востребованными лекторами были Анатолий Васильевич Лавров, Борис Павлович Калинин, Анастасия Сергеевна Чаулина и др.
Такой огромный пласт работы Александр Михайлович смог поднять менее чем за год.
Конец 1950-х. Первомайская демонстрация. Александр Базаев с женой Натальей крайние слева
Профессия – любить детей
Самый плодотворный период в трудовой деятельности Александра Михайловича – руководство школой №8. Сюда он пришёл, накопив большой жизненный опыт. Ум, воля, горячая преданность делу умноженные на безграничную любовь к людям сделали его всеобщим любимцем. Его обожали и учителя, и ученики, и родители. Он был строг и требователен, но справедлив. Своей строгостью не наводил ужаса.
Говорил и строго, и ласково одновременно. Умел благодарить, в том числе и за незначительные поступки и дела. Даже для самых непослушных и неуспевающих у него находились важные слова, которые помогали ребятам изменить отношение к учёбе и поведению.
Многие преподаватели школы №8 говорили, что стали настоящими педагогами благодаря Александру Михайловичу.
В послевоенные годы в районе практически вдвое увеличилось количество сельских школ. Учителей катастрофически не хватало. Ещё будучи вторым секретарём горкома партии Александр Михайлович предложил выпускников, желающих стать учителями, направлять на работу в сельские школы и одновременно на заочное обучение в педагогические вузы. Такая практика продолжалась многие годы.
Школа №8 в то время – особая в городе. Ещё нет 11-й, 12-й. Здесь учились и дети руководителей, и выпускники 7-х, позднее 8-х классов 1-й и 2-й Ближнепесоченской, Мотмоской и других сельских школ. Здесь была особая атмосфера взаимоуважения, взаимоподдержки.
Вспоминает Роза Ивановна Тумбаева: «Мне посчастливилось работать с Александром Михайловичем много лет. С ним было легко и радостно. Тяжёлый педагогический труд превращался в творческий поиск, творческое горение, и это состояние окрылённости не покидало нас никогда.
Он сплотил наш коллектив. Мы жили одной дружной семьёй, делили вместе и радость, и горе. Проводили чудесные семейные вечера, на которых царили доброта, человечность, душевная привязанность друг к другу. И эти качества – мы, учителя-ветераны, сохранили в себе навсегда».
Неоднократно директор выступал с опытом работы на форумах различного уровня, в том числе и всесоюзных.
В конце 1950-х в школах было введено производственное обучение старшеклассников. За школами закрепили базовые предприятия. У восьмой – металлургический завод. Александр Михайлович никогда не искал лёгких путей. Выбранная для обучения ребят профессия подручный сталевара – одна из самых сложных на заводе по физическому и нервному напряжению.
Сколько пришлось обходить начальственных кабинетов, прежде чем организовать обучение. У Базаева всё получилось. В сентябре 1963 года с докладом по обмену опытом работы, он выступал на коллегии Министерства просвещения РСФСР. В этом же году он был удостоен звания «Отличник народного просвещения РСФСР».
В июле 1968 года избран делегатом Всесоюзного съезда учителей. Единицы из числа педагогов удостоены такой чести. Для делегатов и гостей съезда в Кремлёвском дворце был дан большой концерт, программка которого до сих пор хранится в семье Базаевых.
В концерте принимали участие солисты Большого театра, артисты МХАТ. Песни советских композиторов исполняли Клавдия Шульженко и Ольга Воронец.
Для Александра Михайловича в работе директора не было мелочей. Любое направление он считал важным. Организация гражданской обороны на предприятиях и в учреждениях, откровенно говоря, была помехой в деятельности многих руководителей. Они старались перепоручить подготовку мероприятий по ГО своим помощникам. Александр Михайлович занимался этим вопросом лично и также скрупулёзно и ответственно как любым другим делом. За это имеет нагрудный знак «Отличник гражданской обороны».
С первых лет работы он доказывал, что учебному учреждению нужна реконструкция. Когда открылись школы №11 и 12 со спортивными и актовыми залами, Александр Михайлович начал действовать более настойчиво. Разработка проекта реконструкции была начата при нём. Но реализовать его мечту, благодаря титаническим усилиям, удалось Вере Ивановне Лизуновой через двадцать лет после ухода Александра Михайловича на пенсию.
20 июня 1937 года. Дивеевская средняя школа. Фото на память после вручения аттестатов. Александр Базаев второй справа в нижнем ряду
Во имя мира на земле
Школе №8 Александр Михайлович отдал 22 года. В 1979 году уволился на пенсию, но не ушёл на заслуженный отдых. Общественная работа всегда была спутником его профессиональной деятельности: отличный лектор, пропагандист, агитатор, первый председатель городской организации общества «Знание», депутат городского совета многих созывов, 30 лет член городского комитета КПСС, до последних дней член городского Совета ветеранов.
Александр Михайлович почти 30 лет бессменный председатель городского комитета защиты мира. С 1987 по 1991 годы я работала зав. отделом агитации и пропаганды. И по должности была связана с организацией деятельности городского комитета защиты мира. Прекрасно помню, какие горячие, эмоциональные, глубокие по содержанию были выступления Александра Базаева на различных мероприятиях в защиту мира. Ежегодно под его руководством на предприятиях, в учреждениях, организациях проходила неделя действий за разоружение. В ходе недели проводились сотни митингов и собраний, в которых принимали участие тысячи жителей города и района. Александр Михайлович готовил и распространял по организациям тексты сценариев, сообщений.
Школьники и молодёжь также были вовлечены в деятельность комитета. Для них организовывали лекции, беседы, уроки мира, конкурсы сочинений «За мир и жизнь», конкурсы на лучшую работу клубов интернациональной дружбы.
Александр Михайлович вёл огромную разъяснительную работу по уплате членских взносов в фонд мира. Областной комитет и правление фонда мира часто ставили в пример выксунцев, вносивших крупные суммы по 100, 200 и более советских рублей (на эти деньги в то время можно было купить хороший цветной телевизор). Кроме того, организовывали массовые субботники, а заработанные на них средства также перечисляли в фонд мира.
У Александра Михайловича был большой актив, более 1000 человек. С ним было приятно работать, хотелось ему помогать, брать на себя часть его хлопот. Всей этой огромной деятельностью он занимался на общественных началах.
Я благодарна судьбе, что оказалась по жизни рядом с таким удивительным человеком – умным, душевным, обаятельным.
В 1989 году в ходе празднования 40-летия Советского комитета защиты мира областной комитет в очередной раз обобщил опыт массово-политической и организационной работы Выксунского городского комитета защиты мира. За эту большую общественную работу Александр Базаев награждён двумя почётными знаками советского фонда мира.
Середина 1980-х. На встрече учащихся с Героями Советского Союза: (слева направо) Иван Петраков, Александр Базаев, Евгений Романов, Евгения Максаковская (крайняя справа)
Счастлив семьёй
На основе биографии Александра Михайловича не напишешь захватывающую или остросюжетную повесть, но именно такие биографии принадлежат счастливым людям.
Любимое дело, любимая и любящая жена, любимые и дорогие сердцу дочь, внучка, правнучка.
С женой Натальей Лёвиной – студенткой химико-биологического факультета познакомился в институте. Брак зарегистрировали в Горьковском загсе 21 июля 1941 года. В 1944 году родилась дочь Галина.
После окончания с отличием Горьковского педагогического института, Наталья жила в Горьком и работала в органах НКВД и МГБ.Приехав в Выксу вместе с мужем была воспитателем в детском доме, позднее инспектором гороно. С 1954 по 1964 год директор средней школы №10, отличник народного просвещения РСФСР. Наталья Фёдоровна Базаева – великая труженица, прекрасный педагог, талантливый директор. Школа №10 имела лучшие показатели в учебном процессе, военно-патриотическом воспитании, спорте, художественной самодеятельности.
Труд педагогического коллектива под руководством Натальи Фёдоровны высоко оценивался областным отделом народного образования. Опыт работы школы по разным направлениям постоянно распространялся среди учебных заведений области.
Наталья Фёдоровна также как и Александр Михайлович принимала активное участие в общественной жизни – лектор общества «Знание», секретарь партийной организации в школах № 8 и 12, член Совета городского отдела народного образования, член проф-кома городского отдела образования.
В семье два директора. Дочь Галина росла среди обычных сверстников, допускала непослушание, самовольные поступки. Как-то после очередной разборки с мамой Галя спросила: «Когда же вы будете меня воспитывать?». Наталья Фёдоровна ответила: «Мы тебя воспитываем каждый день своим примером ответственного отношения к труду, доброго отношения к людям».
Галина Александровна училась в школе №3, окончила металлургический техникум, Московский институт химического машиностроения, более 40 лет трудилась на заводе ДРО. Возникает вопрос, почему родившись в семье педагогов, она стала инженером-химиком. Ответ для Галины Александровны простой: её ровесники горячо откликнулись на призыв Родины об автоматизации, механизации и химизации производственных процессов в промышленности и сельском хозяйстве. Каждый день, прожитый с родителями для неё незабываем. Жить с ними ей было легко и интересно.
Галина Александровна рассказывает: «Папа научил ходить на лыжах, кататься на велосипеде, играть в шашки, шахматы, бадминтон. Чудесные семейные поездки на юг к Чёрному морю и путешествия на теплоходе от Москвы до Астрахани. Я несколько раз была вместе с ним в столице. Мы знакомились с достопримечательностями, ходили в музеи, на ВДНХ, парки, кино, на концерты. Дома, когда он репетировал роли для школьных спектаклей, мы с мамой ему подыгрывали. В спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза» у папы была роль Тихона, я – Екатерина, мама – Кабаниха. Благодарю судьбу, что я родилась в этой семье.
Внучка Марина выбрала педагогическую деятельность – стала воспитателем детского сада. Александр Михайлович много времени посвящал ей – играл, гулял, читал, учил читать и считать. Папа Марины в поздравлении в адрес Александра Михайловича писал:
«Он беспредельно внучку любит,
Умеет с нею так играть:
Пытливый ум её он будит,
Чтоб жизни смысл весь передать».
1974 год. С внучкой Мариной
При жизни Александра Михайловича родилась правнучка Ирина. Окончила экономический факультет Высшей школы экономики. Работает в Нижнем Новгороде. Наталья Фёдоровна пережила мужа на 19 лет. Умерла в 2017 году в возрасте 96 лет. На их могиле установлен гранитный памятник в форме раскрытой книги – символа знаний, который они несли в этот мир.
Ирина Пантелеева. Фото из семейного архива Базаевых