Деревеньки. Неопубликованное. Часть 1

visibility
Этот и два последующих выпуска рубрики «Деревеньки» будут представлены в необычном формате. Дело в том, что из многочисленных поездок по сёлам и деревням Выксунского округа я привозил не только записанные житейские истории, но и десятки различных фотографий. К сожалению, из-за ограниченных размеров газетного разворота некоторые снимки в итоге не вошли. В стандартной статье о каком-либо загородном пункте помещались в среднем 8-11 кадров с комментариями, а остальные фотографии можно было увидеть в онлайн-версии «ВР».

Безусловно, современные интернет-ресурсы – это мощные технологии с огромным потенциалом, но вместе с тем было понятно, что ряд наших читателей (как правило, это люди пенсионного возраста или жители отдалённых посёлков, где Всемирная сеть недоступна) лишены возможности увидеть полный фоторепортаж. И я подумал: а почему бы не опубликовать эти снимки в отдельных выпусках рубрики? Отчасти тут сыграли роль творческие амбиции фотографа, всё-таки работа со снимками отнимала много времени: сортировка кадров, написание комментариев, потом ещё одна сортировка, правка текста и т.д. Мне как автору было обидно, что я искал нужные данные в огромном потоке материалов, уточнял какие-то детали, писал и редактировал, а в итоге определённая часть читательской аудитории так и не увидела некоторые «деревенские» сюжеты на страницах газеты. А ведь фотографии должны, что называется, работать, нести информацию людям. К тому же за несколько лет в моей коллекции скопилась масса интереснейших чёрно-белых снимков 1930-1970-х годов, которыми любезно делились жители различных наших выксунских пунктов. Такие исторические кадры, разумеется, негоже оставлять пылиться на полке.

И вот, набравшись наглости, несколько месяцев назад я пришёл к главному редактору «ВР» и изложил свои соображения по поводу неопубликованных кадров. Лилия Валентиновна практически всегда даёт мне карт-бланш при написании каких-либо статей (за что хочу сказать ей большое человеческое спасибо). Вот и в этот раз она выслушала меня, задала пару уточняющих вопросов и одобрительно кивнула – хорошо, мол, действуй. Спустя полчаса я скинул себе на флешку отсканированные выпуски газеты с «Деревеньками» и дома занялся сортировкой фотографий по принципу «опубликовано-не опубликовано». Процесс пошёл…

Сейчас, уважаемые читатели, вы держите в руках очередной выпуск рубрики «Деревеньки», наш коллективный проект, которому уже почти шесть лет. Я не оговорился – именно коллективный. Моя творческая задумка со временем воплотилась в нечто большее, чем простой фоторепортаж. Сегодня над ежемесячным выпуском рядовой «деревенской» статьи трудится практически вся редакция: водитель доставляет меня в очередной пункт и терпеливо ждёт несколько часов, дизайнер составляет макет будущей статьи и рисует план-схему того или иного посёлка, после чего корректор делает необходимые правки. Мы стремимся к тому, чтобы материал был доступным и интересным, и знаем, что «Деревеньки» стали любимой рубрикой многих выксунцев.

Как точно заметил отечественный исполнитель песен и актёр Игорь Растеряев, «все мы вышли из деревень». Разные люди звонят в редакцию, предлагают новые темы, оставляют номера телефонов своих знакомых, которые могут что-то рассказать об интересующих нас пунктах. Можно сказать, что проект «Деревеньки» за эти годы стал поистине народным, поскольку в материалах рубрики в доступной форме рассказывается о больших и малых выксунских загородных поселениях, о нашем прошлом и настоящем. Ну и, конечно же, о людях, которые жили в этих посёлках и были творцами и участниками российской истории.

Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Этот снимок из архива Новодмитриевской библиотеки изначально был сделан не очень качественно, но уникальный кадр заслуживает того, чтобы быть опубликованным. Итак, на фото – кавалер четырёх Георгиевских крестов Д.Е. Купцов, знаковая фигура в истории Новодмитриевки. Биография Дмитрия Ефимовича гласит, что родился он в 1884 году, отслужил в армии за себя и за своего брата (!). Демобилизовавшись, вернулся на малую родину и занимал должность председателя местного сельсовета. Купцов активно поддерживал большевиков (член ВКП(б) с 1924 года), в предвоенные годы работал земельным комиссаром и в милиции.  В период 1941-1946 гг. Дмитрий Ефимович председательствовал в колхозе «Победа», за что был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а позже – медалью «Ветеран труда».








Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Комментирует Н.А. Иванова, 65-летняя пенсионерка из Выксы: «Этот снимок начала 1930-х годов уже много десятилетий хранится в нашем семейном альбоме. Увы, мне ничего не известно о людях, запечатлённых на фото, я только знаю, что эта супружеская чета – наши дальние родственники по маминой линии. Кстати, на самом деле этот кадр постановочный, супруги находятся в окружении студийных декораций и «речного» фона, имитирующих путешествие на пароходе по Волге» .













Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Снимок начала 1950-х годов: сезонные торфоразработчики посёлка Поперечное в полном составе позируют приезжему фотографу. На заднем плане возвышается защитный деревянный каркас багерной машины. Фото предоставлено Ю.Л. Седовым, уроженцем посёлка Поперечное.


Деревеньки. Неопубликованное. часть1

На снимке середины 1960-х годов – участок грунтовой дороги между селом Чупалейка и посёлком Илькино. Расстояние между этими соседними пунктами составляло шесть километров, но местные жители, привыкшие много ходить пешком с самого детства, эту дистанцию считали незначительной: час пути – и ты на месте. Фото из архива А.Т. Ефремова, уроженца села Чупалейка.


Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Мгновение из советской эпохи: житель Указок Александр Мысягин едет на велосипеде по своим делам вдоль ряда частных домов. Ориентировочное время создания снимка – конец 1950-х годов, место съёмки – село Нижняя Верея. Фото предоставлено Н.А. Ивановой, уроженкой посёлка Указки.

Деревеньки-необубликованное10.jpg

Комментирует директор Мотмосской общеобразовательной школы Н.В. Петрова: «В нашей школе открыт небольшой краеведческий музей, которым я заведую. Многие экспонаты и фотографии для музейной коллекции в своё время были подарены мотмосскими жителями. Однажды ученица нашей школы Лена Афонина принесла нам в дар колодки для плетения лаптей и вот эту уникальную фотографию 1920-х годов, на которой запечатлены рудокопы из Мотмоса. Бородатый мужчина в фартуке (второй справа в верхнем ряду) – прадедушка нашей ученицы. К сожалению, мы не знаем его имени, но известно, что он на протяжении многих лет пользовался этими колодками для плетения лаптей и снабжал недорогой и лёгкой обувкой в первой трети ХХ века многих мотмосских жителей».


Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Рабочие сельские будни: председатель чупалейского колхоза Александр Крайнов (слева) и водитель Михаил Еловёнков возле служебного «УАЗа» (ориентировочное время создания фото – конец 1950-х-начало 1960-х годов). Фото предоставлено А.Т. Ефремовым, уроженцем села Чупалейка.


Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Илькинская учительница Екатерина Крайнова (справа в верхнем ряду) вместе со своими учениками во время экскурсии в Выксе (ориентировочное время создания фото – середина 1960-х годов). Снимок из личного архива А.Т. Ефремова.

Деревеньки. Неопубликованное. часть1

В середине прошлого столетия на этой ровной площадке в посёлке Поперечное стояли два деревянных барака, в котором жили сезонные торфоразработчики.


Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Сентябрь 2017 года. Одно из немногих сохранившихся свидетельств былой жизнедеятельности в Макаровке – растущие у дороги кусты терновника, которые в настоящее время представляют собой сплошную колючую стену длиной в несколько десятков метров. В советское время практически во всех деревнях Выксунского района можно было встретить эти морозоустойчивые кустарники подсемейства сливовых. Наши жители прекрасно знали о полезных свойствах тёрна и потому весной заготавливали из цветов терновника жаропонижающие настои, а летом варили из терпких ягод вкусное варенье и компоты. К слову, тёрн богат многими благотворными для здоровья элементами (углеводы, клетчатка, витамины С и Е, пектин, аскорбиновая кислота и пр.), а также способствует заживлению ран и быстро нормализует обменные процессы в организме.

Деревеньки. Неопубликованное. часть1




Разбитая лесовозами грунтовая лесная дорога в забытую деревню Макаровку стала серьёзным испытанием для редакционной «Нивы». На снимке: очередной труднопроходимый участок пути. Сентябрь 2017 года

 











Деревеньки. Неопубликованное. часть1







В августе 2017-го, во время поездки к заброшенному посёлку Дедовское Болото, мы решили отклониться от намеченного маршрута и посетили ещё одно соседнее урочище – Поперечное, однако проехать к этому пункту-призраку тогда помешали плохие погодные условия. 

На фото: бывший дедовский житель Николай Маскаев пытается вброд оценить риск проезда редакционной машины через реку Кунчерку.







Деревеньки. Неопубликованное. часть1







За долгие годы забвения единственная улица в заброшенном посёлке Илькино основательно заросла ивняком и луговыми травами. 

Съёмка – октябрь 2017 года










Деревеньки. Неопубликованное. часть1







Заброшенный пруд вблизи Макаровки в настоящее время представляет собой жалкое зрелище: водоём сильно обмелел, а вся поверхность застоялой воды скрыта под толстым ковром из ряски.

Съёмка – сентябрь 2017 года.









Деревеньки. Неопубликованное. часть1

Мы живём в цифровую эпоху. В быту и на производстве многие из нас уже не мыслят жизни без многочисленных приложений – специальных программ для решения самых разных задач. И одна из самых интересных программ в общем многомиллионном списке приложений – это «Карты Google», открытый сервис с картами и спутниковыми снимками нашей планеты. На данном аэрофотоснимке из упомянутого приложения запечатлён с высоты птичьего полёта сельский посёлок Фирюсиха. Этот пункт находится в 18 км в юго-восточном направлении от Выксы и ныне входит в состав рабочего посёлка Виля. В советские годы в Фирюсихе жизнь била ключом, работали столовая, баня и магазин. Кроме того, здесь находился кирпичный завод, поэтому у поселковых жителей не было проблем с трудоустройством, многие были заняты на местном производстве – добывали глину в карьерах, обжигали сырец, отгружали готовую продукцию в вагоны и т.д. После распада СССР кирпичный завод не выдержал экономических бурь и был ликвидирован вместе со складами и цехами. В 1990-2000-е люди стали мало-помалу уезжать из посёлка. На момент выхода статьи в Фирюсихе проживало 95 человек в 13 многоквартирных и четырёх частных домах. Судя по всему, в настоящее время в посёлке вырисовывается очередная картина из жизни под названием «лучше уже не будет»…


Фото автора и из архивов Ю.Л. Седова, А.Т. Ефремова, Н.А. Ивановой, Мотмосского краеведческого музея и Новодмитриевской библиотеки