«Все мы родом из деревни» – эта известная фраза имеет для Выксы своё, особое значение. Спроси любого нашего горожанина о семейных корнях, и окажется, что либо он сам, либо его отцы-деды жили когда-то в селе. Выкса и сейчас находится в плотном кольце больших и малых деревень и посёлков, хотя за последние десятилетия, конечно, число загородных пунктов в нашем округе заметно поубавилось. Жизнь безжалостна по отношению к человеку, а уж к месту его обитания – тем более. Цивилизация не терпит сюсюканья: сегодняшнее сытое благоденствие может обернуться завтрашним безденежьем и голодом, но homo sapiens за тысячелетия научился находить для себя и своих близких тёплые и спокойные места. Да, иной раз безумно жаль не по своей воле покидать родное жилище, однако приходится отбрасывать чувства и слушаться голоса разума. Но всё равно – как бы далеко ты ни уехал, как бы уютно ни устроился на новом пристанище, ностальгия по отчему дому всегда тебя подкараулит и в самый неожиданный момент схватит за кадык. Сожмёт, разбросает вихрем мысли, и так тошно станет где-то в области груди. А спустя годы вернёшься в то место, где протекало твоё детство, туда, где, казалось бы, ещё совсем недавно кипела жизнь и соседи по утрам выгоняли домашнюю скотину в стадо, смотришь – а ничего и не осталось. Дремучий бурьян встал в полный рост и закрыл, как одеялом, все твои надежды и воспоминания.
- Эти песчаные участки среди лесной травы на Раздолистой указывают место,
где стояло здание железнодорожной станции до страшного пожара весной 1970 года
Разве кто-нибудь из нынешней молодёжи знает об исчезнувших деревнях и посёлках Барские Печи, Дедово, Макаровка, Новое Пятово и Михайловка, которые существовали в прошлом веке в нашем округе? Хорошо, если один человек из сотни ответит утвердительно на этот вопрос. А кто-нибудь слышал про Сабан – посёлок, появившийся в начале 1930-х годов в результате масштабных лесо- и торфоразработок для производственных нужд ВМЗ? Хм, тут, пожалуй, даже старики задумаются и не сразу вспомнят, в каком направлении этот пункт находился. А сколько их таких, ныне забытых деревень и посёлков было в нашем крае, богатую историю которых судьба-злодейка безвозвратно зачистила в людской памяти?!
Каких усилий стоило мне создание данной статьи! Задумав сделать фоторепортаж о ныне заброшенной железнодорожной станции Раздолистая (которая, к слову, являлась одновременно и крохотным населённым пунктом), я столкнулся с труднейшей задачей: что написать о бывшем поселении, когда информации вообще нет? Непонятно было, с какой стороны заходить, с чего начинать. Допустим, узнаю фамилии бывших жителей, но на поиски уйдёт не одна неделя, да и не факт, что найду этих людей в добром здравии. А время поджимало. Выход нашёлся сам собой. Неожиданно на мобильный мне позвонил житель деревни Старая 74-летний Александр Александрович Иванов (герой репортажа «Старая история, знакомый сюжет», «ВР» №48 от 6 июля 2016 г.) и сообщил, что у Межонского пруда живёт бывшая жительница Раздолистой Клавдия Васильевна Антонова. Точного адреса не было, но я сам живу неподалёку (у стадиона «Авангард»), так что шанс найти эту женщину был. И вот, захватив фотоаппарат и блокнот, я пошёл искать её наобум. Ткнулся на одну улицу – там Антонову не знают, постучался в дом на соседней улице – посоветовали поискать левее. И нашёл-таки! Позвонил, объяснился и после беседы с Клавдией Васильевной получил первый результат. Адрес второй бывшей жительницы Раздолистой – 76-летней Галины Васильевны Сонновой (в девичестве Шаниной) – мне подсказал коллега по основной работе. Тут, конечно, снова можно благодарить удачу: я совершенно случайно обмолвился в беседе с ним про запарки с будущей статьёй, и оказалось, что Галина Васильевна – родственница моего коллеги (тётя жены), самая что ни на есть коренная жительница Раздолистой. Записал адрес и в последующие дни взял ещё одно интервью. Вот так, шаг за шагом, сверяя услышанное и соединяя кусочки фраз в единый текст, по крупиночке собирал материал.
- На снимке запечатлён ныне не существующий участок железнодорожной линии Раздолистая – 72-й километр (вид со стороны Раздолистой). Расстояние между этими пунктами составляло шесть километров, по деревенским меркам – сущие пустяки
...Станция Раздолистая появилась на карте Выксунского округа в начале 1930-х годов в связи с масштабным расширением выксунской узкоколейки. Здешнюю инфраструктуру создавали с нуля: при постройке были вырыты несколько питьевых колодцев, установлены соответствующие семафоры, проложен телефонный кабель в комнату дежурной, а также возведены дом-станция на пять семей, небольшая складская база и два барака для рабочих, занятых на торфо- и лесоразработках (после Великой Отечественной эти казармы снесли). Кстати, строительство склада на Раздолистой было запланировано изначально при проектировке станции, поскольку в округе были расположены несколько отдалённых деревень (Новая, Ягодка, Старая, Солнце I и Солнце II). Буквально к самому краю разгрузочной площадки базы строители подвели железнодорожную линию, и в дальнейшем все товары народного потребления (крупы, сахар, мука, консервы, водка, треска в бочках и т. д.) сюда вплоть до середины 1960-х годов привозили в вагоне. А дальше несколько штатных развозчиков из соседних пунктов приезжали на лошади с телегой, перегружали продукты на свои повозки и развозили по деревенским магазинам. Так непрерывно работала эта логистическая цепочка на протяжении нескольких десятилетий, но незадолго до пожара в 1970 году базу на Раздолистой закрыли из-за введения в строй новой сети автомобильных дорог. После этого за продуктами местные жители стали ездить на вагонетке на ближайшую станцию – Димару.
- На месте бывших огородных участков и хозяйственных построек на Раздолистой сейчас растёт высокая, с человеческий рост, трава. В центре этой поляны установлена табличка на деревянном шесте, оповещающая любого забредшего путника, что здешние земли находятся в ведении охотничьего хозяйства «Озёрное»
Стоит отметить, что выксунская УЖД к моменту строительства Раздолистой существовала почти четыре десятилетия (основана в 1894 г.), изначально имела ширину колеи 630 мм и длительное время находилась в ведении ВМЗ. Самое интересное, что первый паровоз появился на нашей «железке» лишь в 1912-м, а до того момента все вагоны с грузами и пассажирами перемещали при помощи обычных лошадей. Сохранились сведения, что общая протяжённость таких гужевых узкоколейных дорог в своё время составляла порядка 60 км.
И ещё пару слов о специфичном расположении станции Раздолистая (на некоторых советских картах указывается «разъезд Раздолистый», что, в принципе, тоже верно). Итак, данная железнодорожная точка находилась в последней четверти знаменитого маршрута Выкса – Сарма. Строительство этой магистрали, которая в итоге связала наш район с посёлком Куриха Вознесенского района, началось ещё до Октябрьской революции, а в период 1917-1918 гг. вся выксунская узкоколейка была оперативно «перешита» на стандартную ширину 750 мм. В 1922 году нашу УЖД наконец-то соединили с вознесенской линией, и с того момента железнодорожные перевозчики заработали в полную силу. Из Выксы локомотив с 10-12-ю пассажирскими вагонами отправлялся в сторону Сармы ровно в 19.50, стоял примерно полчаса на станции в посёлке Унор (там паровоз заправляли водой и углём), а в Раздолистую состав прибывал примерно в 23 часа. Любопытно отметить, что по понедельникам и четвергам перевозку пассажиров не осуществляли, а вот грузовые поезда ходили ежедневно. По словам бывшей жительницы Раздолистой Галины Васильевны Сонновой, работавшей в 1960-е проводницей на нашей УЖД, большинство вагонов в пассажирском составе Выкса – Сарма были польского производства, в каждом плацкарте были оборудованы 32 сидячих места и железная печка для отопления в холодный сезон. При этом штатные проводники находились в каждом вагоне, а в хвосте состава всегда цеп-ляли багажный вагон. В пиковые годы (1930-1970), когда нагрузки на выксунскую узкоколейку были максимальными, багажный отсек всегда был забит под завязку поклажей деревенских жителей: кто-то вёз городской рынок грибы-ягоды или свежее молоко на продажу, а кто-то наоборот – из Выксы молочных поросят или запас продуктов в мешках. Из Вознесенского района поезд в сторону Выксы проходил мимо Раздолистой примерно в час ночи...
- Последние участки знаменитой местной узкоколейки были демонтированы в 2002 году, но до сих пор на месте разобранной линии железнодорожного маршрута Выкса – Сарма ещё можно встретить полуистлевшие шпалы и торчащие из земли костыли (снимок сделан на перегоне Димара – Раздолистая)
Вообще, наша узкоколейка в своё время была примечательна ещё и тем, что по соотношению протяжённости железнодорожных путей к общему числу проживающих в округе жителей опережала большинство промышленных районов Советского Союза. Достаточно сказать, что уже в 1930-е годы общая протяжённость выксунских ж/д путей составляла порядка 300 км (вместе с временными «усами» для разработок торфа и леса), а в середине 1950-х – свыше 400 км!
Вкратце опишу расположение исчезнувших с лица земли здешних объектов инфраструктуры. Как уже было сказано, при строительстве Раздолистой была построена деревянная станция с жилыми помещениями для обслуживающего персонала. В небольших одно- и двухкомнатных квартирах жили: Антоновы, Шанины, Богатовы, Быковы и дежурная по станции Анастасия Мазурина. Вход в станционное помещение, где находились комната дежурной и билетная касса, «смотрел» на железную дорогу; входы в квартиры были с боковых сторон здания. В середине прошлого века народ со всей округи постоянно толпился у окошка здешней кассы – личный транспорт в былые времена был у немногих. По словам Г.В. Сонновой, в очереди за железнодорожными билетами стояли не только жители соседних пунктов Ягодка, Старая и Солнце, но и бывшие обитатели деревень Знаменка и Калиновка Вознесенского района.
- Рядом с несуществующей линией узкоколейки на Раздолистой расположен крохотный прудик, густо заросший ряской. В былые годы местные жители следили за этим водоёмом и перио-дически чистили его, но после закрытия станции пруд сильно обмелел, а в отдельные засушливые сезоны и вовсе пересыхал. В этом году, как видно на фотографии, уровень воды держится на довольно высокой отметке
– Ближе к осени мордва из нашего района всегда на поезде добиралась к своим родителям помогать убирать урожай, – рассказывает Галина Васильевна. – Но и в другие дни на станции почти всегда кто-то был – например, частенько сидели в ожидании поезда грибники или рабочие, которые трудились в лесу.
За станционным зданием были построены несколько сараев для домашней скотины, тут же находились небольшие огородные участки местных жителей. Напротив станции (через железнодорожный путь) стояли три отдельных дома. пожар, случившийся в 1970 году, не затронул их, однако позже хозяева этих строений перевезли при переселении свои избы на новые места проживания. Этим-то и объясняется сегодняшнее полное отсутствие домов на Раздолистой.
– Обстановка в наших квартирах была самая простая, – делится воспоминаниями 88-летняя Клавдия Васильевна Антонова. – Простенькие обои, кухонная утварь, печь, стол, сундуки, на которых мы спали до размена квартиры из-за тесноты. У всех в домах было одно и то же, потому что зарабатывали все примерно одинаково. Копошились в огородах, скотину держали. Вокруг станции – сплошной лес, ходили за малиной, черникой, грибами. Живности в лесу водилось в те времена, конечно, много. Один раз я в тёмное время отказалась ехать на вагонетке и пошла с работы домой пешком. Гляжу – а передо мной кабанье семейство железнодорожную линию переходит! Напугалась тогда страшно! Себя потом долго корила – чего не поехала, ведь предлагали же довезти!
- На территории, где когда-то располагались огороды местных жителей, ещё
стоит цепочка чахлых садовых деревьев. На проверку здешние яблоки оказались
мелкие и жестковатые, а терновник в конце августа ещё полностью не созрел
На мой вопрос, водились ли в станционных квартирах тараканы (во многих наших деревнях в то время от них спасу не было), Клавдия Васильевна ответила следующее:
– Нет, тараканов не было, но одно время были клопы. Нам привезли какое-то средство, мы поморили, после этого клопы пропали.
В ходе бесед с бывшими жителями Раздолистой я с удивлением узнал, что станция, как и большинство загородных населённых пунктов нашей страны, оказывается, тоже имела свой престольный праздник. В неподалёку расположенной деревне Старая таким днём был Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), а в Раздолистой и соседней Ягодке (расстояние между этими пунктами – два километра) общим престольным праздником был День Казанской иконы Божьей Матери, отмечаемый 4 ноября.
– Во времена СССР наш православный праздник на станции был накануне годовщины революции, – продолжает рассказывать Клавдия Васильевна. – Отметишь Казанскую и ждёшь – скоро начальники заставят выходить на «красную» демонстрацию. Помню, на Первомай и 7 ноября нас с мужем постоянно вызывали на эти шествия. Не любила я эту показуху! Начальство за углом напьётся-нажрётся, у них-то проблем нет, а мы целый день теряли с этими митингами, когда обратно-то доберёшься! Дома дел куча, выходной бы на свои нужды использовать, а мы в Выксу мотались флажками махать...
- На этом участке (с правой стороны от железнодорожной линии) несколько десятилетий назад стояли три деревянных дома: два принадлежали местному лесничему Василию Семёновичу Царёву и его сыну Алексею, в третьем жил сторож Митрофан Ленькин 1904 года рождения. Былое присутствие человека на Раздолистой сейчас скрыто сплошным растительным ковром
После этих слов пенсионерки как тут не вспомнить Солженицына! В романе «В круге первом» классик описывал точно такую же ситуацию, когда заключённому «шарашки» Дырсину писала письмо его несчастная жена: «Хоть бы на праздниках отоспалась – так на демонстрацию переться». Казалось бы, где персонажи солженицынского романа, а где – сегодняшние герои нашей статьи, но, оказывается, в жизни всё было намного проще и ближе к действительности. И потому, наверное, выглядело трагичнее.
– Все мы жили тогда очень просто: не то что телевизоров, даже радио не было, – эти слова принадлежат бывшей жительнице Раздолистой, Галине Васильевне Сонновой. – Мне в детстве на станции скучновато было, играть не с кем, из ровесников – только родная сестра. Ещё помню, как после школы устроилась работать сюда же, на Раздолистую, и первое время зажигала освещение на стрелочных переводах и семафорах. Электричества на станции не было до начала 1960-х, все жители до этого пользовались семилинейными и десятилинейными керосиновыми лампами. У этих ламп были разные по длине фитили и светили они по-разному – как различаются ныне по мощности современные лампочки.
- Неожиданная находка: по соседству с несуществующей станцией стоит
одичавшая яблоня. Ветки этого деревца прогнулись от урожая и сплошь были усеяны
красными и золотистыми плодами
Спокойную жизнь на Раздолистой в одночасье перечеркнул большой пожар, случившийся на станции весной 1970 года. Точную причину возгорания не установили, но для старенького деревянного дома было достаточно одной искры, чтобы пламя стремительно разошлось по всему периметру. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. В отдалении от цивилизации никакой помощи от пожарных ждать, конечно, не стоило, пятиквартирная постройка буквально за час сгорела полностью. Что было дальше, в телефонной беседе рассказал бывший коренной житель Раздолистой, 59-летний Александр Алексеевич Царёв:
– После пожара на Раздолистой построили что-то наподобие барака, куда путейцы, обслуживающие перегон, складывали свой инвентарь. Сюда же приходили коротать время жители соседних деревень в ожидании поезда, но через некоторое время этот барак снесли. А погорельцы после пожара в 1970-м сразу разъехались кто куда. Антоновы переехали на Димару, тётя Паня и дядя Ваня Быковы купили дом в Горьком и даже корову взяли с собой отсюда. Поселились Быковы на Автозаводе, до сих пор помню их адрес – улица Рабочая, дом №49. Мы, Царёвы, после отъезда всех жителей остались к середине 1970-х на станции одни. Осенью 1975-го меня призвали в армию, но ещё летом того года я мысленно прощался с Раздолис-той, поскольку родня усиленно собирала деньги на покупку жилья. Я отслужил год, когда моя семья переехала в новый дом. Вот и вся история...
Сейчас, по прошествии 40 лет, трудно сказать, дожила бы Раздолистая до начала нынешнего века, ведь благополучие местных жителей зависело от работы узкоколейки. Большинство проживающих на станции людей числились путейцами, а в лихие 1990-е объём перевозок на выксунской УЖД упал до минимума. Так что не факт, что после распада СССР удалось бы удержать людей от переезда из здешней глухомани. Впрочем, всё это – лишь размышления, не более. Судьба в итоге распорядилась так, что Раздолистая прекратила своё существование в 1976-м, хотя ещё долгие годы пассажирский поезд Выкса – Сарма делал на сгоревшей станции кратковременные остановки, чтобы высадить или забрать людей из соседних, ещё живых и здоровых на тот момент, деревень...
- Клавдия Васильевна Антонова (88 лет): «На Раздолистой я жила почти четверть века, но родилась и выросла в соседней деревне Ягодка. Как было дело: в 1948 году я вышла замуж, тогда и переехала в местный станционный дом. С нами ещё жила свекровь, и когда я со временем родила четверых детей, то в однокомнатной квартирке нам, семерым, было, конечно, очень тесно. В середине 1960-х мы обменяли «однушку» на двухкомнатную квартиру в этом же доме – стало полегче. А вообще на Раздолистой я прожила 22 года – до 1970-го, пока ранним утром по весне не случился пожар. Наверно, кто-то поджёг... Дом-то сухой был, ещё до войны построен, поэтому и вспыхнул моментально. Во время пожара все жители станции выпустили домашнюю скотину из загонов – чтоб животные не погибли. А тушить было бесполезно, никто из нас ничего не спас из вещей. Наутро моим детям надо было в школу идти, а у них и обувки-то не было – всё сгорело! От переживаний у меня даже ноги отнялись, но потом, правда, всё пришло в норму... В качестве временного жилья нам, погорельцам, тогда привезли вагоны, и мы в них жили до самой осени. А позже всем пострадавшим семьям выделили жилплощадь, нам достался дом на соседней станции – Димаре. Мало-помалу обжились, я устроилась работать стрелочницей на станции 72-й км, работала сутки через двое. В середине 1980-х ушла на пенсию, сразу переехала в Выксу, и вот уже больше 30 лет живу в городе, на улице Красные зори...»
- Галина Васильевна Соннова (76 лет): «Я родилась на Раздолистой и до замужества жила в местном деревянном многоквартирном доме. Мой папа, Василий Фёдорович, работал путейцем здесь же, на станции, а в начале Великой Отечественной был призван на фронт. Отец погиб в 1942 году, с того момента нас с сестрой воспитывали мама с бабушкой. Сначала я училась в ягодской школе-четырёхлетке, потом перешла в городскую школу №3, а с 16 лет стала работать на нашей станции. Для меня это было трудное время: жизнь в отдалении от города, безотцовщина, денег постоянно не хватало. Вот и пришлось вместо дальнейшей учёбы с ранних лет добывать копеечку. В конце 1950-х я вышла замуж и переехала в Выксу, а потом мы с супругом укатили на заработки в Магаданскую область. Обратно вернулись в 1970 году, и надо же – только приехали в родной край, сестра рассказала мне, что станция на Пасху сгорела. Вот читаю в «ВР» рубрику про деревни и каждый раз жду, когда же вы про Раздолистую напишете. Я с 1970-го года живу в Выксе, но постоянно вспоминаю своё детство там, в лесу, рядом с железной дорогой. А ведь сколько времени уже прошло – и Раздолистая давно исчезла, и узкоколейки нет...»
Фото автора