О происхождении сегодняшнего «героя» нашего повествования – посёлка Ризадеевский – известно, к сожалению, очень немногое.
И если по поводу появления самого топонима всё более-менее ясно (название этому населённому пункту «подарил» простой мужик по имени Ризадей), то о проживании людей на здешней территории вплоть до середины XX столетия нашим историкам не известно практически ничего.
Краевед Алексей Зыкин в книге «Записки к истории выксунских горных заводов» писал о зарождении будущего посёлка следующее: «Первый дом здесь был у проводника-татарина Ризадея (по другой версии он был мордвином – прим. авт.), который провёл войска Ивана Грозного от Оки на 25 вёрст и дневал на речке Велетьма».
Итак, согласно старой легенде, войско Ивана IV якобы заблудилось в наших дремучих лесах во время похода на Казань, а Ризадей помог служивым и указал верную дорогу. За оказанную услугу царь щедро наградил своего проводника, подарив тому 200 вёрст (212 километров – прим. авт.) земельных угодий. Такую же версию выдвигают в своих работах и другие выксунские краеведы – Николай Голованов («Стихотворная история Выксы») и Алексей Лопатин («Из быта выксунского края»).
Ещё в одной местной легенде говорится уже о четырёх татаринах-проводниках, но вместе с упомянутым Ризадеем тут фигурируют три брата – Тоторша, Кужендей и Ардатка, которые помогли вывести войско Ивана Грозного на дорогу в сторону Казанского ханства. Лев Шестеров в своей статье «Предания старины глубокой» (краеведческий альманах «Приокская глубинка» №3, 2007г., с.3-8) приводит косвенное доказательство того, что у Ризадея были напарники, возможно, тоже получившие награду в виде больших земельных наделов – это современные посёлки и сёла Ардатово, Тоторшево (в 1646 году в перечне мордовских пунктов эта деревня называлась Торшево – прим. авт.) и Кужендеево, расположенные на территории Ардатовского района Нижегородской области и якобы названные так в честь вышеперечисленных братьев-проводников.
Весьма любопытная картинка получается, если посмотреть на карту нашего округа и сравнить расстояния между упомянутыми населёнными пунктами. В Ардатовском районе существует село Ризадеево, топоним которому, как нетрудно догадаться, был присвоен в честь того самого «царского проводника». Расположено это село в 12 км от р.п. Ардатов, а общая длина маршрута из Выксы до Ардатова составляет ровно 80 км. Так вот, если принять версию, что Ризадей со своими напарниками помог царю и получил в награду большие земельные наделы, то, скорее всего, свою территорию он обживал по соседству с землями Ардатки, Тоторши и Кужендея. Тогда данное предположение объясняет причину, почему ризадеевские земельные площади неравномерно «захватывали» часть соседствующих выксунских территорий.
Итак, если вкратце подытожить все факты и предположения, имеем следующее:
– В 1552 году полк левой руки из общего 150-тысячного войска Ивана Грозного действительно прибыл из Владимира в Муром. Там, на Оке, с царской дружиной соединились дружественные татарские отряды. Дальше вся эта армия двинулась в сторону Борончеева городища (недалеко от современного чувашского города Алатырь – прим. авт.), где должна была объединиться с царским полком правой руки. В походе воины периодически отдыхали, останавливаясь на привалы в различных пунктах. Данные эпизоды в отечественной истории задокументированы, и их легко можно найти в интернете. Но действительно ли заблудились вояки Ивана Грозного (или попросту не знали нужной дороги), что вынуждены были обратиться к услугам проводников? Или Ризадей с товарищами получили свою награду за то, что ударно трудились в качестве «обслуживающего персонала»? Во времена Грозного таких крестьян, сопровождавших войска, называли «посошными», и они были важным звеном в общей военной цепочке. Ведь на войсковом марше выступали не только государевы стрельцы, но и простые люди, которые, к примеру, заготавливали фураж, кормили лошадей, ремонтировали телеги, строили переправу через водные препятствия и т.д. Так вот, мог ли царь за какую-то особую заслугу наградить столь щедро рядовых мужиков? Возможно.
– Крайне сомнительной выглядит версия наших краеведов о том, что Ризадей получил свои 200 вёрст (опять-таки: дарственная бумага царя на данную земельную площадь ни в одном историческом документе не зафиксирована – прим. авт.) за то, что... сопровождал до монастыря опальную жену Ивана Грозного. Имя этой женщины в легенде не указывается, но замечу, что у Ивана IV было семь жён и троих из них (Анну Алексеевну, Анну Григорьевну и Марию Фёдоровну) в разное время Грозный насильно ссылал в монастыри. Однако Ризадей не мог быть в качестве сопровождающего-охранника по очень простой причине. Версия «о государевой супруге» выглядит фантастической хотя бы в силу того, что простому холопу деликатное дело государственной важности (а ссылка в монастырь опальной царской жены может считаться таковым) никто и никогда не доверил бы. На эти случаи у царя имелись приближённые лица, которым можно было поручить абсолютно любое дело и не переживать за его результат. Вспомните хотя бы Малюту Скуратова, любимого опричника Ивана Грозного, создавшего для царя весьма передовую по тем временам государственную службу безопасности. А тут – якобы мужику доверили сопровождать опальную царицу, да ещё якобы отблагодарили его столь щедро, что и приближённому боярину не снилось! Этот рассказ о Ризадее и попавшей в немилость царской супруге – красивая сказка без единого доказательства. Лев Шестеров пишет, что эта легенда «возникла не в XVI веке, а гораздо позже, и связана с отождествлением старого монастыря ... в селе Выксино Новгородской губернии, в котором действительно была заточена бывшая жена царя Мария Нагая». Проще говоря, в результате путаницы с названиями Выкса и Выксино некоторые наши краеведы с лёгкостью и без проверки «закинули» услышанную байку о неугодной супруге в «общий котёл истории». Опять процитирую Шестерова, слова которого лаконично подводят в размышлениях об «авторском праве» на здешнюю территорию:
«...Земли, пожалованные царём Ризадею «в окружности на 200 вёрст», оказались не легендой. Об этом повествуют подлинные документы, относящиеся ко времени основания выксунского завода. Когда братья Баташёвы в середине XVIII века отыскали рудные месторождения на выксунской земле, они были вынуждены арендовать обширные леса и земли поблизости с реками Выксунь, Железница и Велетьма у новокрещённой мордвы, проживающей в Кужендеево, Тоторшево и др. Жители этих сёл считали данные земли своими, наследственно-пожалованными ещё Иваном Грозным за участие их пращуров в походе на Казань... Во время межевания выксунских лесов в 1778 году названия «Ризадеевский лес» или «Ризадеевская дача» в планах не фигурируют».
...Пару веков назад тот лесной массив, что окружает нынешний посёлок Ризадеевский, был, конечно, на порядок гуще. Поэтому неудивительно, что желающих жить у чёрта на куличках не находилось – зачем жить на отшибе, когда есть возможность поселиться в городе?! Ситуацию изменил приход в нашу страну промышленной революции в начале ХХ столетия, но точное время зарождения посёлка, увы, неизвестно. Ризадеевский старожил, 77-летняя Мария Петровна Волкова рассказала, что когда она в начале 50-х годов прошлого века переехала сюда вместе с родителями, там стояло всего пять домов, в которых проживало не более 20 человек:
– Но уже в то послевоенное время наш небольшой посёлочек был электрифицирован, в каждом доме были лампочки. А Верхний пруд, что рядом с Ризадеевским, был тогда намного чище, чем сейчас, там даже раки водились! Помню, мы их прямо босыми ногами ловили: сунешь ступню под корягу, рак клешнёй за неё зацепится – и вытаскиваешь его из воды. Когда я была школьницей, соседские старики рассказывали мне о здешнем кирпичном заводике. Он располагался в начале прошлого века неподалёку от места, где сейчас пляж «Русалочка» находится. Это здание, как говорили старожилы, и заводиком-то можно было назвать с большой натяжкой – так себе, маленькое кустарное производство. Где печку глиной подмазать, где кирпичей для хозяйства обжечь – вот для мелких нужд этих мощностей как раз и хватало...
По словам Марии Петровны, все ризадеевские жители – Шамовы, Гусевы, Гришины, Шмелёвы и Волковы – жили тогда, в середине прошлого века, одной дружной семьёй. Когда надо было кому-то из соседей помочь, откладывали свои дела и спешили на выручку. Из всей инфраструктуры в посёлке на протяжении нескольких десятилетий был только небольшой магазинчик, куда завозили продукты первой необходимости – крупы, хлеб, муку.
– Асфальтированной дороги тогда не было, и в период весенне-осенней распутицы машина с хлебом иной раз останавливалась в начале посёлка, – делится воспоминаниями пенсионерка. – Приедет, посигналит, и мы бежим к ней с пустыми мешками – хлеба набирали помногу, ни в одну сумку такое большое количество не влезло бы. Отдалённость и отсутствие нормальной дороги для нас в советское время были главными проблемами. Зимой пути не чистили, приходилось пешком идти по следам. Знаете, как мы раньше до города в сезон дождей добирались? Выходили из дома в калошах, а в руках несли цивильные туфли. По грязи протопаешь до сухого участка, переобуешься, под мост обувь спрячешь – и идёшь в город. А когда обратно возвращались, доставали из-под моста калоши и снова переобувались. Раньше ведь всё намного проще было, хотя и жили беднее. Но не унывали! И, конечно, держали домашнюю скотину, в каждом подворье были поросята, куры, овцы, утки. Это сейчас на весь разросшийся посёлок всего одна корова, а в советские времена в каждом дворе кто-то мычал, блеял или хрюкал. Где-то с 60-х годов у нас был свой ризадеевский пастух, а с перестроечных времён, когда в посёлке уже около двух десятков домов стояло, наша скотинка паслась вместе с городским стадом.
«В город», «городские» – эти слова часто проскакивают в разговоре у ризадеевских старожилов и у тех местных жителей, кто застал хотя бы позднесоветские времена. Казалось бы, всего пара километров по поселковой дороге до района монастыря – и ты уже на окраине города, к чему эта ирония? Но в том-то и дело, что до конца 80-х годов прошлого века Ризадеевский словно находился на задворках цивилизации. Разбитая дорога, серенький магазинчик, к тому же в посёлок не ходил автобус (даже школьный), и поэтому местные жители добирались эти пару километров до монастырских остановок, школы или почтового отделения кто как мог. Автор этих строк сам прожил четверть века в районе монастыря, учился в школе №1 и, будучи школьником, воочию видел, с какими трудностями иной раз в непогоду добирались двое моих ризадеевских одноклассников на учёбу. Однако в начале 90-х годов прошлого века вопрос со школьным автобусом был всё-таки решён, и поселковые ученики утренней и дневной смен наконец-то могли сэкономить массу времени, а не ждать, скажем, лишний урок своего ризадеевского соседа из параллельного класса, чтобы потом нескучно было идти вдвоём пешком до дома.
...После распада СССР общая экономическая нестабильность, конечно, коснулась и здешних жителей, но посёлок не обезлюдел, выдержал. Основная часть местного трудоспособного населения работала тогда на ближайших предприятиях (лесхоз, химлесхоз и т.д.), в ризадеевском коровнике и школе №1, имея пусть и не очень большие, но всё-таки стабильные доходы. Плюс выручали, конечно, свой огород и натуральное хозяйство. К середине 90-х годов прошлого века к посёлку уже вела асфальтированная дорога, а водопровод от местной водонапорной башни «переключили» к городской сети.
Настоящий строительный бум в Ризадеевском произошёл в так называемые «сытые» нулевые годы нынешнего века, когда люди стали массово скупать доступную землю за городской чертой. Места для проживания здесь и правда сказочные: вокруг – многолетние сосны и ели, а Верхний пруд, «врезаясь» в сушу, как бы рассекает посёлок напополам, так что некоторые дома на правой стороне отделяют от водной глади буквально считанные метры. Здешние живописные пейзажи здорово расслабляют от городской спешки и автомобильного шума. В 2006 году Ризадеевский был газифицирован, примерно в это же время в посёлок начал регулярно ходить городской автобус. Также в нулевые годы окончательно была решена проблема с доставкой местных детей на учёбу: после закрытия монастырской школы №1 ризадеевские ученики перешли в школу №12, и обе смены – первую и вторую – стал возить школьный автобус.
На момент выхода статьи в посёлке было зарегистрировано 39 домовладений, в которых проживало 180 жителей. Конечно, в современном Ризадеевском есть и свои проблемы, куда же без них. Местные молодые мамы, например, сетуют на отсутствие большой детской площадки в посёлке, люди постарше указывают на необходимость подремонтировать дорогу, но эти вопросы при правильном диалоге с властью вполне решаемы. Редкий случай: все местные жители, которые мне повстречались на улице (а я опросил примерно полтора десятка человек), не сговариваясь отвечали, что очень довольны здешней жизнью и не хотят никуда переезжать.
– К моей соседке недавно в гости приезжал московский священник, батюшка Сергий, – рассказывает ризадеевская жительница Алла Еськина. – Он был просто поражён нашим бытом, всё восхищался: «Ух, как вы тут дружно живёте, даже двери не запираете!»
Священник очень точно подметил тёплые отношения между ризадеевскими соседями. Уживаясь на одной небольшой территории, они научились доверять и помогать друг другу, ведь все беды и радости каждого человека здесь на виду. Для наших горожан – отличный пример, как важно уметь выстраивать отношения с окружающими тебя людьми, особенно это касается жителей многоэтажных домов. Уверен: проведи сейчас такой соцопрос на злобу дня, и большинство людей ответят, что даже толком не знают, кто живёт в их родном подъезде...
…а это – соседняя детская площадка, средства на установку которой были выделены из городского бюджета. Что называется, найдите 10 отличий
Дмитрий Макаров. Фото автора
Дмитрий Макаров. Фото автора