Мотмос – один из старейших населённых пунктов Выксунского округа, история которого затерялась в глубине веков. О хронике мотмосских событий до начала XVIII века имеются лишь обрывочные сведения, а уж когда речь заходит о зарождении данного поселения, то в местной летописи фигурируют, как правило, предположения и косвенные факты. Точная дата появления села до сих пор не установлена, нет и стопроцентных доказательств, объясняющих происхождение необычного для нижегородской провинции топонима. Это сейчас, в нынешнюю цифровую эпоху, когда все мотмосские новости можно прочитать в Рунете, повседневные эпизоды скрупулёзно фиксируются на сайтах. Но вот о событиях, которые происходили, скажем, лет эдак 400 назад на территории Мотмоса, известно очень мало, тут в летописи зияют сплошные исторические провалы.
Село Мотмос, улица Ленина. Съёмка – май 2017 г.
Русский лексикограф и учёный-энциклопедист Иван Лепёхин (1740-1802), побывав в середине XVIII века в наших краях, оставил описание Мотмоса в третьем томе «Записок путешествия…» (книга вышла в 1821 году после смерти учёного – прим. авт.). Автор писал: «Вёрст за шесть от Оки переезжать нужно речку Мотмос, при деревне того же имени». Лепёхинское описание старой мотмосской территории – один из немногих сохранившихся документов, который может пролить свет на появление интересующего нас топонима. Получается, название напрямую связано с гидронимом «Мотмос» (другой вариант – «Мотмосска»). В свою очередь, исконное обозначение местной реки имеет финно-угорские (мордовские) корни. Также стоит напомнить о двух небольших старинных речушках Пуклей и Буклей, протекающих ныне по окраине Мотмоса, названия которых – подтверждение теории, что, якобы, мордва заселяла местные территории издавна.
Если детально изучить карту нашей области, можно сделать интересный вывод: гидроним «Мотмос» – диковинный только для нижегородских мест, зато вполне типичный для Рязанщины. В этой соседней области многие названия рек и деревень имеют характерные окончания «ос», «ус» или «ес». Опять же: Рязанская область на северо-востоке граничит с Нижегородской, а на востоке – с Мордовией. «Мот» на древнем финно-угорском языке означает «черника», а «мос» – «родник, водный источник». Якобы название здешней реке (а позже – и поселению) присвоили из-за обилия низкорослых кустов черники, растущих у берегов водного потока. На сегодняшний день это – основная версия, наиболее внятно объясняющая происхождение гидронима и топонима «Мотмос».
Существует ещё одна гипотеза, что название селу «подарили» татарские первопоселенцы, некие братья Мот (по иной версии – Мота) и Мос (или Моса). Но данное предположение – откровенно слабое с точки зрения документальных доказательств и ныне живёт лишь в народных сказаниях, поскольку ни в одном научном трактате упоминаний о братьях-татарах не встречается.
В мотмосском школьном краеведческом музее находится любопытнейшая экспозиция, посвящённая теме житейского быта в России в конце XIX-начале XX веков. Предметы для музея собирали, что называется, всем миром и ныне коллекция представленных здесь вещей весьма разнообразна. В музее можно увидеть старинную мебель, раритетный граммофон с пластинками, столетний веер, зингеровскую швейную машинку, набор кухонной посуды, предметы домашнего декора. Особое место в данной экспозиции занимают два стеклянных витража, на которых представлены изделия народных промыслов – расписные матрёшки и самовары, глиняные чашки, кувшины и пр.
Топонимика – наука удивительная, и местные названия лесов или природно-ландшафтных областей вблизи Мотмоса иной раз скрывают в себе целые истории. Вот, например, участок в районе нынешней сельской улицы Братьев Епифановых ранее назывался «Пуловские ворота». Эти ворота были сделаны из жердей в форме арки и обложены дёрном. Местные жители прогоняли через этот проём домашних животных и считали, что данный обряд помогает уберечь скот от падежа – якобы земля забирала всю хворь.
Мало кто из мотмосских жителей сейчас знает, что дремучие леса в сторону железнодорожной станции Выкса-Промышленная раньше называли Канышево и Черновской землёй. А ведь была ещё когда-то в местном лесу вырубка, которая вела прямёхонько от Мотмосского рудника в сторону Иверского женского монастыря, и название у этой просеки было очень звучное – Фомина сеча…
Коли речь зашла о местном руднике, следует обязательно рассказать о таком мрачном периоде в XVIII-XIX веках, когда практически всё тогдашнее население Мотмоса работало на дудках – глубоких (до 22 метров!) шахтах для подземной добычи полезных ископаемых. А началось всё с того, что в 1722 году чиновники Берг-коллегии (государственный орган, созданный Петром I в целях управления горнорудной промышленностью – прим. авт.) внесли в общий реестр залежи мотмосской железной руды. В начале 1760-х годов магнаты Иван и Андрей Баташевы, развивая свою металлургическую империю в наших краях, обратили взор на мотмосскую территорию и арендовали в этом районе у проживающей новокрещённой мордвы большой участок земли с лесами.
Бригада животноводов мотмосского колхоза им. Красной Армии (дата съёмки не указана, ориентировочно – 1930-1940-е годы)
Итак, руда найдена в изобилии, источники воды – непременное условие для тогдашнего металлургического производства – тоже есть, дело осталось за малым. И в 1765 году братья-промышленники начинают строительство Выксунского завода (ВМЗ). Примерно в это же время в паре километров от нынешней территории села и открылся Мотмосской рудник. Баташевым требовалось множество людей для основных и черновых работ на заводах, поэтому они со временем просто-напросто выкупили деревню Мотмос вместе со всеми её жителями – вот и нашлась в одночасье готовая рабочая сила. «Производственный оброк» мотмосяне отрабатывали в основном на заготовках дров, угля и руды. Да, во времена крепостного права с простым народом не церемонились. В мотмосском краеведческом музее сохранились следующие записи о жизни местных рудокопов в те далёкие годы:
«Работа на руднике была тяжёлой и низко-оплачиваемой. Рудокоп работал в штольне, согнувшись, в грязи и духоте, используя зубило, молоток, кайло, бадью, канат и во́рот… Вместе с отцом на работы ходили дети в возрасте 10-12 лет. Они по жёрдочкам таскали руду до бадьи и потом грузили в телеги. Работали и женщины. Труд был тяжёлый и изнурительный, вся работа проводилась вручную. И, конечно, женщинам и детям приходилось особенно трудно, к тому же их труд ценился дешевле мужского.
В начале XX века за пуд добытой руды платили три копейки. Мужчина в день мог заработать до 40 копеек, женщина – до 20. А работать приходилось по 12-14 часов. Очень часто крестьяне, работавшие на Мотмосском руднике, подвергались мученическим истязаниям. Тяжёлые условия, низкая оплата труда и обсчёты приводили к частым возмущениям и бунтам…»
Масштабная добыча руды в районе Мотмоса привела к тому, что в начале ХХ века здешние запасы минеральных образований практически иссякли. Да и на других выксунских добывающих площадках ситуация складывалась критическая. Дальнейшая разработка местных рудников была признана нерентабельной, и с 1922 года началось постепенное закрытие выксунских шахт. Впрочем, рудник в Мотмосе ещё сослужил добрую службу нашим металлургам спустя пару десятков лет, когда началась Великая Отечественная. В тяжёлые военные годы здесь добывали небольшое количество руды, которую в основном использовали на ВМЗ. В 1946 году сельский рудник окончательно закрыли.
Малоизвестный факт: оказывается, неподалёку от Мотмоса свыше двух веков назад был найден минеральный источник! В 1801 году вокруг него соорудили специальный колодец. Химический анализ местной воды, правда, тогда не проводили, но, по всей видимости, она была богата сернистыми и железными частицами. Согласно сохранившимся материалам, заводской штаб-лекарь Генненберг «часто с пользой применял её для больных с различными болезнями». В 1811 году рядом с минеральным источником построили два дома для принятия ванн – «один домик побогаче, чистый, с диванами, а другой – победнее, для простолюдинов». Минеральная вода для процедур поступала по трубам внутрь помещений. Впрочем, существовал источник недолго, чуть больше полувека – из-за близкого соседства с шахтами целебная вода попросту ушла вглубь земли. В мотмосском краеведческом музее сохранились воспоминания местного старожила Т.С. Викуловой, которая рассказывала, что после отмены крепостного права обозлённые крестьяне сожгли оба лечебных дома.
Первый магазин в Мотмосе появился только в 1960-х годах. В послевоенное время большинство советских торговых точек, расположенных в небольших деревнях и сёлах, были схожими и лишёнными всякого изыска: жестяная крыша, деревянный корпус, тамбур-крыльцо, минимум ассортимента на полках и – обязательные железные решётки на окнах во избежание кражи товаров
В течение многих десятилетий крестьянский быт в Мотмосе оставался неизменным. Деревянные избы местных жителей были, как правило, однотипными и состояли из двух основных помещений: холодного (сени) и тёплого (собственно, самой комнаты с печью). В многодетных сельских семьях каждая копейка была на счету, родители не имели возможности покупать одежду и обувь каждому своему быстрорастущему ребёнку. Поэтому крестьяне обеспечивали сами себя домотканой продукцией и плетёными лаптями. Стулья, полки, сундуки, столы, лавки – мебель в избах простых мотмосян была сплошь деревянной и самодельной. При этом часть предметов в домашней крестьянской обстановке использовалась по двойному назначению. К примеру, полати (лежанки) на печи, скамейки и сундуки в больших деревенских семействах по ночам превращались в импровизированные кровати…
Ну а как обстояло дело с численностью населения в XIX-ХХ веках в Мотмосе? Есть данные, что за пару лет до официальной отмены крепостного права (то есть в 1859 году) в Мотмосе проживало ровно 1 100 человек (мужчин – 502, женщин – 598) в 118 дворах. И далее количество местных жителей год за годом увеличивалось. В 1897 году в селе проживал 1 751 человек. В «Алфавитном списке населённых пунктов Нижегородской губернии» (1925 г.) указано, что в Мотмасе (так в документе – прим. авт.) Шиморской волости Выксунского уезда числилось 2 385 человек.
Уникальное фото 1920-х годов: деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на окраине села (ныне – это район конечной остановки автобусного маршрута №3 на Советской улице). Храм в Мотмосе был открыт во второй половине 1896 года и до прихода к власти большевиков в нём проводились обычные богослужения среди местных прихожан. Всё круто изменилось 23 февраля 1922 года – после подписания Лениным исторического декрета «Об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих». К середине 1920-х годов мотмосской приход пришёл в запустение, а в 1931 году сельская церковь полностью сгорела при таинственных обстоятельствах
…В 1896 году в селе была открыта церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Кажется странным: в стремительно разрастающемся населённом пункте, каким являлся Мотмос в конце XIX столетия, так поздно был возведён православный храм. Но не всё так просто. Строительство церкви по инициативе Выксунского Иверского женского монастыря в здешнем районе было в какой-то степени вынужденной мерой. Дело в том, что на протяжении многих лет в Мотмосе жили старообрядцы, то есть представители религиозного течения, упрямо отвергающие никоновскую церковную реформу в 1650-1660-х годах. Раскольники – люди с активной жизненной позицией. Поэтому возведение храма в Мотмосе в известной степени предупреждало дальнейшие возможные конфликты между старообрядцами и большинством местных православных верующих.
В 1897 году в селе была открыта церковно-приходская школа, в которой было три помещения для занятий. В это учебное заведение каждый год поступало в среднем по 60-65 детей, в основном – мальчики. В 1915 году мотмосскую школу сняли с баланса Выксунского женского монастыря и передали в дальнейшее ведение Меленковского земства, после чего она стала называться земской.
Снимок советского периода: Дом колхозника (двухэтажное здание справа на фото) в Мотмосе в 1960-х годах
В начале XX века Мотмос считался довольно крупным населённым пунктом в составе Досчатинской волости Меленковского уезда. После революции 1917 года начались постепенные изменения во всех сферах здешней жизни. 13 января 1921 года был образован Выксунский уезд, в результате чего село стало числиться нижегородским (до этого свыше 200 лет территория Мотмоса относилась к Владимирской губернии). В 1923 году местный сельсовет принял постановление о строительстве новой школы, поскольку компактные классы местного учебного заведения уже физически не выдерживали наплыва учеников. Прежнее школьное здание решили переоборудовать в сельский клуб. В 1928 году в Мотмосе был образован колхоз «Красная Армия», а с 1929 года село официально числилось центром Мотмосского сельсовета в составе Выксунского района. В 1938 году в местной школе открыли 5-7 классы обучения, после чего учебное заведение получило статус семилетки.
Удивительно, как в небольшом помещении мотмосского краеведческого музея
удалось разместить сразу несколько интереснейших исторических экспозиций,
которым позавидуют и большие городские музеи. К примеру, на этом фото
представлены множество предметов военнослужащих времён Великой Отечественной
войны: макеты пистолетов-пулемётов Шпагина и МР-40, красноармейская форма, переносная
радиостанция, солдатские медали и походный котелок, маскировочная сеть и – куда
ж без неё! – знаменитая русская гармонь, на которой, вероятно, сыграли не одну
мелодию в честь Великой Победы
Послевоенный период в селе главным образом характеризуется стабильным социальным положением местного общества. Люди вкалывали на полях и на заводах, сдавали нормы государству, учились, женились, строили дома, а в свободное время – массово отмечали праздники, ходили на танцы и в кино, часами копошились на своих огородах. В общем, всё как у всех. В 1959 году мотмосской колхоз преобразовали в пятое отделение совхоза «Выксунский». В начале 1960-х в селе построили первый магазин, а в 1965 году на окраине Мотмоса возвели подстанцию «Радуга», которая принимала, преобразовывала и распределяла электроэнергию по юго-западному направлению Горьковской и (частично) соседней Владимирской областей.
Так выглядел деревянный клуб в Мотмосе в послевоенные годы (здание сгорело в 1975 году)
Аккурат перед распадом Советского Союза на стыке границ между Выксой и Мотмосом началось строительство нового микрорайона. Этот жилищный комплекс, полностью состоящий из пятиэтажных домов и ныне обозначенный на городской карте как микрорайон Мотмос, возводился при прямом участии ВМЗ. Часть заводчан (к примеру, работников железнодорожного и трубоэлектро-сварочных цехов) перед получением ордеров на квартиры привлекали на местную стройку.
В 1996 году в Мотмосе было сдано в эксплуатацию современное здание школы на 260 человек. Позднее в селе произвели реконструкцию старого корпуса школы – в 1998 году были возведены столовая, пристрой, спортивный и актовый залы. На момент выхода статьи в мотмосской школе значатся 314 школьников.
1969 г. Снимок брежневской эпохи правления: мотмосские
жители позируют на крыльце местного сельсовета
Данные о количестве населения в Мотмосе за последние 20 лет: в 1999 году в селе было зарегистрировано 1 582 жителя, в 2002-м – 1 683, в 2010-м – 1 858 человек. В 2011 году, после того как Выксунский район был переименован в Выксунский округ, микрорайон Мотмос вошёл в состав города. По состоянию на 1 января 2017 года в селе числилось 2 080 жителей и 868 домохозяйств.
Сегодняшний Мотмос – газифицированный населённый пункт, на территории которого расположены ряд современных объектов инфраструктуры: почта, офис врача частной практики, художественная и общеобразовательная школы, салон красоты, библиотека, несколько продуктовых магазинов, строится вместительный супермаркет. Одним словом, село благополучно развивается, а уж как в дальнейшем будут складываться события – покажет время.
Эпизод из жизни мотмосского совхозного отделения: новая сельхозтехника на
полевых работах
Поворот на окраине Мотмоса в сторону посёлка Дружба считается коварным
препятствием для водителей. Дорога на этом участке круто поворачивает на 90
градусов, к тому же сильно уменьшают обзор трассы всем автовладельцам расположенные
у обочины частные дома
В ежедневном расписании городских автобусов, следующих до Мотмоса из Иверского
монастыря, значатся свыше 30 рейсов и примерно столько же маршрутов до села – из
м-на Жуковского. А если к этому добавить ещё десятки проходящих мимо Мотмоса пригородных
рейсов, то получается, что проблем с поездками до Выксы у местных жителей не возникает
На конечной остановке маршрута №3 в Мотмосе установлена детская игровая
площадка. К слову, в разные годы ХХ века на этом небольшом участке произошло три
события, связанных с пожарами. В 1931 году здесь сгорела местная церковь, осенью
1975 года сильно пострадал от «красного петуха» сельский клуб. Наконец, построенный
в данном районе книжный магазин также был уничтожен огнём в 1990-х годах – как
тут не вспомнить народную молву про заговорённое место!
Екатерина Чернышёва (25 лет, крановщица) с сыном Даниилом: «Я – коренная жительница Мотмоса, здесь родилась, закончила местную школу и, повзрослев, вышла замуж. Супруг мой, кстати, тоже мотмосской. Наше село постоянно развивается, но сегодня всё же видны два явных недостатка в Мотмосе – магазины с небольшим ассортиментом товаров и отсутствие развлечений для детей. Вот и приходится периодически наведываться в Выксу, а это, конечно, не совсем удобно. И всё же плюсы загородной жизни перевешивают минусы. Село компактное, все тут друг друга знают, к тому же в Мотмосе нет такого постоянного шума как в городе. В общем, жить здесь мне очень нравится, и в ближайшее время я никуда переезжать не собираюсь»
В просторном светлом помещении мотмосской библиотеки хранятся 11 643
книжных экземпляров, а количество подписчиков на момент выхода статьи составило
свыше 500 человек
На фото – экспозиция в местном краеведческом музее, посвящённая школьной форме времён позднего СССР. Читатели, заставшие систему советского образования, вероятно, сразу вспомнят, как в первом классе их торжественно принимали в октябрята, а в третьем – в пионеры. В старших классах возрастала и ответственность школьника за внешний вид: костюм должен быть чистым, а галстук – выглаженным и аккуратно завязанным, иначе ученик рисковал получить нагоняй от преподавателя. И хотя сейчас во многих школах нашей страны стараются придерживаться определённого дресс-кода одежды, всё-таки это уже не то время – нравы стали более свободными, да и страна уже 26 лет как сменила своё название…
Мемориал, посвящённый памяти погибших жителей Мотмоса в Великой Отечественной войне, был установлен 9 мая 2010 года. В суровые годы ВОВ из села на фронт были призваны более 600 человек, 237 из них не вернулись с полей сражений. На шести плитах выбиты фамилии 170 мотмосских защитников Родины, и до сих пор этот печальный список постоянно пополняется новыми данными
Фото автора и из архива мотмосского краеведческого музея