Рождение на Покров

account_circle
visibility
Экскурс в историю и нынешняя жизнь Покровки – деревни Выксунского округа со 102-летней историей

Покровка – весьма распространённое название среди деревень и сёл в нашей стране. По общим данным, в Российской Федерации насчитывается 103 населённых пункта с таким топонимом.

Кроме того, на территории бывшего Советского Союза и ныне существуют 20 украинских сёл с названием Покровка, одноимённое село есть в Молдавии, азербайджанское село Гюнешли до момента переименования в 2001 году тоже называлось Покровкой, и даже в далёком Казахстане есть девять таких сёл.

Деревня Покровка, что находится в нашем Выксунском округе и о которой сегодняшний рассказ, расположена по соседству с Малиновкой (2 км) и Пустошкой (8 км) и примерно в 32-х километрах от Выксы. До момента её основания на здешней территории была пустошь, пока в 10-х годах прошлого века жители Новодмитриевки не стали осваивать местные земли. Причина, по которой крестьяне начали переезжать, проста как сама жизнь – перенаселённость Новодмитриевки и, как следствие, нехватка земли.

Общепринятая дата основания Покровки – осень 1912 года. Считается, что именно на славянский праздник Покров (1 октября по старому стилю, когда в народе отмечали встречу осени с зимой и обычно начинали топить печи в домах) выпал «день рождения» новой деревни. Эту версию подтвердил местный 80-летний старожил Алексей Цыцулин, которому в детстве историю о происхождении названия Покровки рассказывал дед.

С момента основания и следующие несколько лет царского правления местные жители занимались обработкой земли на своих участках. В принципе, мирная жизнь здешних крестьян мало изменилась и в 1918 году, когда в деревне установилась власть Советов. В самом деле, что такого необычного привнесли в деревенский быт большевики в первый год правления? Кроме обещаний, никаких конкретных улучшений в своей жизни покровские землепашцы не наблюдали. Хотя установление новой власти произошло мирным путём, были в деревне и такие жители, кто упрямо отказывался принимать и воплощать в жизнь большевистские идеи. Однако в данной ситуации крестьянское сословие тем и отличается от городских рабочих и интеллигенции, что времени на политические дебаты у земледела попросту нет.

В самом деле, как бы упорно ты не отвергал все эти лозунги о социализме и диктатуре пролетариата, трудно выступать на протяжении долгого времени против большинства, к тому же, когда у тебя на носу посевная, полный дом детей и большое подворье. Надо заметить, что скорое примирение всех несогласных покровских жителей с новой властью – знаковый результат деятельности местных активистов. Своими энергичными действиями они сумели убедить сомневающихся, что от сотрудничества с партией власти выиграют все. Так в деревне началась советская эпоха правления. Позже, вероятно, многие жители (даже те, кто с энтузиазмом принял большевистские кричалки о светлом будущем), не раз жалели об этом. Новый обдирающий продналог, «кризис ножниц цен», НЭП и раскулачивание – всё это будет впереди, и наивно полагать, что в Покровке жизнь в 20-30-е годы XX века была малиной, а вышеперечисленные реформы местные жители каким-то чудесным образом не заметили…

В 1933 году в Покровке образовался колхоз им. Кирова. Понятное дело, что и тогда далеко не все жители горели желанием трудиться в новообразованном едином хозяйстве, но, как мы знаем из истории, добровольно-принудительная большевистская система прекрасно зарекомендовала себя в действии. Не хочешь – заставим, не умеешь – научим. Поэтому дальнейшее вступление всех покровских жителей в местный колхоз было лишь делом времени. Архив сохранил нам имена первых покровских колхозников: Е.В. Бычков, П.А. Сазонов, П.К. Андрианов, С.А. Бычков. Спустя несколько лет, в период с 1936 по 1937 годы, в колхозе им. Кирова появились первые тракторы, которые существенно облегчили работу на полях. Известны также фамилии первых трактористов в деревне: Е.И. Аксёнов и П.А. Аксёнов.

Рабочий день во время посевной начинался обычно в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом уставшим жителям надо было ещё успеть засадить свой собственный огород. Неудивительно, что, постепенно увеличивая минимальную норму трудодней для своих работников, в последние довоенные годы местный колхоз стремительно набирал обороты. Начавшаяся война и последующая мобилизация покровских мужчин на долгие годы вперёд нарушили привычный жизненный уклад в деревне. В общей сложности на фронт было призвано несколько десятков человек, 42 (по другим данным – 43) местных жителя не вернулись с полей сражений. Читаешь в покровском Доме досуга некоторые биографии погибших фронтовиков и видишь, что за сухими строчками проглядывают чёрным пятном большое человеческое горе и покалеченные судьбы вдов и их детей.

Из воспоминаний Татьяны Алясьевой, дочери погибшего бойца Красной Армии Ивана Андреевича Сазонова:

«Наша семья жила своим хозяйством. Я была совсем маленькой девочкой, когда нашу семью раскулачили, папу посадили в тюрьму как врага народа. Позже прямо из тюрьмы папу забрали на фронт. Он попал в штрафной батальон, дошёл до Берлина, погиб в последний день войны…»

Из воспоминаний Клавдии Цыцулиной, дочери погибшего бойца Красной Армии Ивана Степановича Вилкова:

«В 1941 году папа ушёл на фронт. Был ранен, позже из-за этого ранения приехал домой на побывку. В 1943 году снова был призван на фронт и уже не вернулся. Погиб в бою у деревни Лужки (Псковская область), похоронен в Твери. Дома осталась мама с семью детьми на руках. Было много слёз».

К слову говоря, разглядывая снимок покровской стелы памяти погибших в ВОВ, при увеличении фото я случайно обнаружил, что И.С. Вилкова среди павших в боях на табличке нет. Есть другие – А.П. Вилков, И.М. Вилков, В.П. Вилков, а фамилии вышеуказанного бойца нет. Такая же ситуация с И.А. Сазоновым: на табличке стелы указан В.П. Сазонов. Где ошибка – на стенде в покровском Доме досуга или всё-таки на стеле? В любом случае, надеюсь, что она будет исправлена. Не обязательно к очередному празднованию Победы, точная дата не играет роли. Но установление истины важно, ибо память о наших дедах и прадедах – это то немногое, что осталось у нас сейчас.

…В послевоенное время жизнь в Покровке понемногу возвращалась в привычное русло. Заметный рост сельскохозяйственного производства практически не дал никаких новых социальных благ колхозникам. Народ трудился, но он не был слеп и видел: деревенская жизнь далека от того идеала, что рисовали на плакатах, показывали в фильмах и говорили по радио. Ну да, если говорить о местном покровском колхозе (кстати, позже переименованном в им. Дзержинского), то в 50-70-е годы прошлого века он был довольно богатым по меркам нашего округа.

В советский период председателем колхоза долгое время был Н.Ф. Ладёнков, после него – В.А. Цыганов. В разные годы в Покровке были построены мельница, акушерский пункт, клуб, кузница, начальная школа, котельная, детский сад. На полях сеяли и получали неплохие урожаи овса, гречихи, кукурузы, подсолнечника, ячменя, ржи. Кроме того, в ведении колхоза числились поросятник, овчарня, конный двор, курятник.

В 70-е годы в местном коровнике насчитывалось порядка 400 бурёнок, а десятилетие спустя общее число крупного рогатого скота перевалило за тысячу голов. Примерно тогда же, в середине 70-х, в деревне началась прокладка водопроводных труб, хотя многие жители сумели подключиться к общей системе водоснабжения лишь годы спустя. Колхозники по-прежнему работали в большей степени на государство, ведь даже переход в 1966 году на гарантированную оплату (вместо трудодней) не мог в целом изменить скудный быт местных жителей.

Если бы современный городской тинейджер, никогда не видевший воочию деревенской жизни, перенёсся бы на 50-60 лет назад и заглянул в обычную покровскую избу, он был бы удивлён, как тогда бедно жили. Некрашеные стол и лавки, печка, простая кухонная утварь, несколько железных кроватей да пара обитых железом сундуков для хранения вещей. Из-за отсутствия электричества крестьянам приходилось освещать своё жильё самодельными керосиновыми лампами да лучинами. Это может казаться невероятным, но электричество в Покровку провели только… в 1964 году! Днём света не было, поскольку считалось, что все жители находятся в школе или на работе. Электричество подавали вечером на несколько часов, и школьникам за это короткое время нужно было успеть выучить уроки. После вечерней дойки свет сразу отключали. И вся эта экономия – в стране, где стремительными шагами развивалась кибернетика, ракетостроение и химия, а отечественные академики Патоны оставили далеко позади все страны мира в области техники сварки!

В середине 80-х годов прошлого века покровский колхоз стал понемногу чахнуть, а с развалом СССР и вовсе канул в небытие. На тот момент (1991 г.) в Покровке проживало 268 человек, и большинство трудоспособных жителей числились его работниками. По силам ли было спасти все эти поля и постройки, когда ещё только прозвенел первый тревожный звоночек? Кто-то посчитает эти размышления пустыми, ибо упор в организационной работе многих хозяйств была сделан не на развитие, а на отчётность. Интересную точку зрения на эту тему недавно высказал директор Института научной информации по общественным наукам Юрий Пивоваров:

– Советские колхозы страдали от непроизводительности и возникли по идее Сталина на трупе сельской общины. Но к 70-м годам прошлого века наш народ их худо-бедно обжил: они перестали быть казармами, как когда-то перестала быть сама сельская община. Так появились своя инфраструктура, свой уклад жизни, зачатки собственности. И всё это снесли без разбора, отодвинув развитие села на несколько лет назад…

На сегодняшний день в Покровке часть объектов инфраструктуры уничтожена или заброшена. Уже нет детского сада, кузницы, многих животноводческих построек, пустует здание местного управления. В числе действующих объектов – Дом досуга, библиотека, ФАП и райповский магазин. Кроме того, на территории деревни расположено отделение агрофирмы «Металлург», есть частный магазин, пилорама.

На момент написания статьи в Покровке числилось по прописке 204 человека. Фактически проживало не более 170, из них 29 детей (13 – школьного возраста). Видеть гуляющую детвору на деревенских улочках приятно, поскольку это первый неофициальный показатель того, что деревня жива. Как знать, уедет эта детвора со временем или останется здесь, в деревне? Вопрос остаётся открытым.

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Рождение на Покров

 

Дмитрий Макаров. Фото автора.
Использованы материалы с сайта http://rodonews.ru/news_1296502778.html