Известно, откуда пошло первоначальное название (Гибловка), нашли мы и примерное время создания этого населённого пункта, но кто и зачем основал, сколько изначально там было народу и как он жил – об этом местная краеведческая летопись может сказать немного. Поэтому будем из тех отдельных кусочков, что у нас есть, складывать, словно мозаику, целостную картину.
Село Верхняя Верея было образовано во второй половине XVIII века, ориентировочный возраст – 220-250 лет. Точных данных нет, однако село не могло быть основано раньше заводов братьев Баташёвых, и вот по какой причине. Дело в том, что первоначально Верхняя Верея имела совсем другое название – Гибловка (Погибловка). Топоним красноречив: село окружали со всех сторон дремучие леса и топкие торфяные болота, сгинуть в которых было проще простого. Торф добывался в тех местах в промышленных масштабах как горючее для нужд баташёвского завода и, по преданию, нередки были случаи, когда люди проваливались в заброшенные карьеры. Потому и не может Гибловка по возрасту быть старше завода, иначе для каких нужд тогда в таких больших объёмах торф добывали?
Существует несколько версий о происхож-дении названия Верхняя Верея, и здесь я сделаю небольшую паузу и подробнее опишу их, поскольку каждая догадка в большей или меньшей степени имеет право на жизнь. Самое главное – не запутаться, поэтому для удобства версии пронумерованы и в конце каждой указана вероятность правдоподобности.
Версия №1. Название села происходит от реки Верея. В верхней точке реки располагалась, соответственно, Верхняя Верея, ниже по течению – Нижняя Верея. Этот вариант – самый правдоподобный, ибо первые упоминания о деревне Нижняя Верея (тогда церковь там ещё не построили, и название изначально было другое – Верья) встречаются в конце XVIII века, а в книге «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (составитель В.Г. Добронравов) в 1897 году уже указывается топоним Нижняя Верея. Если смотреть по датам, то получается, всё сходится – оба населённых пункта появились примерно в одно время и могли получить название от реки. Вероятность правды – 80%.
Версия №2. Эта догадка о происхождении названия села тоже связана с местной речкой: якобы всё подмечающий народ заметил, что русло Вереи, изгибаясь на неровной местности, было чем-то похоже на верёвку. Маловероятно, конечно, но не будем сбрасывать со счетов и этот вариант. Вероятность правды – 5%.
Версия №3. Краевед и основатель местного сельского музея Галина Астраханцева рассказала о третьем варианте происхождения топонима «Верхняя Верея», который вполне может претендовать на историческую правду. Читаем в словаре Даля: «Верея – у одностворчатых ворот один столб верейный (навесной), другой – притворный». Речь идёт о воротах, которые стояли тогда на въезде во многих деревнях. Верейский старожил, 84-летняя пенсионерка Нина Дашкина, в беседе с корреспондентом «ВР» рассказала легенду, которую ей в детстве поведала бабушка. Это история о тех далёких временах, когда местные верейские земли ещё только-только обживались и там стояло всего несколько домов, включая избу лесников-стражников.
Будем объективны: народные пересказы – это зачастую вольная трактовка событий, где рассказчики за неимением каких-то конкретных фактов могли что-то добавить от себя. Но в данном случае мы приводим все варианты, связанные с происхождением топонима «Верхняя Верея», а потому эту версию с въездным столбом тоже приведём в нашем списке. Вероятность правды – 15%.
В городской библиотеке «Отчий край» мне удалось сделать копии с рукописных воспоминаний безымянного старожила Верхней Вереи, где была изложена альтернативная версия создания села. Якобы первыми, кто обжил здешние места, стали беглые крепостные, участвующие в восстании Емельяна Пугачёва. Вспомним из курса школьной истории, что этот донской казак поднял на бунт тысячи крепостных по всей России. Итак, годы жизни Пугачёва – с 1742 по 1775-й, и вплоть до самой казни он был предводителем знаменитой Крестьянской войны (1773-1775 гг.). Сопоставляя эти даты с деятельностью баташёвского завода (официально металлургическому производству выксунского промышленника на тот момент было уже полтора десятилетия), можно предположить, что данная версия о происхождении Верхней Вереи имеет право на жизнь. А дальше в рукописи указывается, что беглецы сколотили свою банду, которая стала настоящей головной болью для всех жителей округа:
«Среди всех этих людей особо выделялся главарь шайки. Русоволосый, крепкого телосложения, подпоясанный красным кушаком, он не был лишён изящности манер и выглядел величественно. Звали его Кошмур (уж не от слова ли «кошмар» приклеилось в народе это имя? – прим. авт.), и все говорили, что этот предводитель – явно не из простых людей.
…Проезжих купцов грабили умело. Главарь шайки действовал грамотно, хорошо работала разведка. Люди Кошмура появлялись в самых неожиданных местах. Баташёв посылал своих людей, те – выставляли засады; губернатор отправлял полицейские экспедиции, но всё было напрасно – Кошмур и его сподвижники были неуловимы. Днём разбойники превращались в мирных жителей – пахали, сеяли, в общем, вели обыкновенную крестьянскую жизнь. А ночью становились отчаянными грабителями, и купцам не было пощады. Кто добровольно со своим добром не расставался, вилы в бок – и делу конец. Основной отряд жил в селе около речки (церковь построили только в 1894 году, потому селом на тот момент Верхняя Верея никак не могла быть – прим. авт.), там же и прятали награбленное. Сам Кошмур жил в двух верстах от своего отряда со своими приближёнными…»
Далее в записях неизвестного верейского рассказчика повествуется о том, как в здешних местах нашли пристанище скрывающиеся от правосудия беглецы, участвующие в народных волнениях 1858-1859 годов. Не без иронии замечу – получается, Верхняя Верея была тогда прямо каким-то магнитом для бежавших крестьян-бунтарей. Конечно, часть информации из этих записей – лишь красивая легенда, но народ любит такие байки, к тому же эта история про Кошмура не лишена определённой романтики.
От сказаний и легенд перейдём к краткому описанию действительных исторических фактов. 10 сентября 1897 года в Верхней Верее была построена церковно-приходская школа. Стоит отметить, что на тот момент село входило в состав Шиморской волости Меленковского уезда (вплоть до февраля 1921 года, когда был образован Выксунский уезд). В конце XVIII – начале XIX века большинство верейских жителей работали в местном лесу, где жгли уголь для печей металлургического завода. Для производства одного пуда чугуна предприятию требовалось от 4 до 6 пудов угля, для выработки одного пуда железа – 5-7 пудов угля. Насколько потребность в угле была большая, судите сами: на выксунском заводе в 1888 году было выплавлено 593,539 пуда чугуна, железа – 248,678 пуда, железных и стальных изделий – 5,320 пуда, чугунных изделий – 1,431 пуда («Материалы к оценке земель Нижегородской губ.» (вып. VI, Ардатовский у.); «Нижегородский сборник» (т. 2 и 3)).
…Спокойный ритм здешней жизни не менялся десятилетиями, даже с приходом к власти большевиков тут мало что изменилось. Всё закрутилось-завертелось в начале-середине 30-х годов прошлого века, а заделом больших перемен послужило переименование в 1929 году Гибловки в Верехнюю Верею. Для многих местных семей основным кормильцем по-прежнему был лес. Только после образования в 1936 году выксунского лесоторфоуправления (ЛТУ) рабочие уже не жгли уголь, а добывали торф (в качестве горючего для нужд завода) и древесину. Ежегодно в окрестном верейском лесу вырубали около 3 тысяч десятин леса.
В начале тридцатых годов прошлого века в селе был образован колхоз «Путь Ленина». Забегая вперёд, скажу, что «Путь Ленина» в начале 50-х годов, когда государством был взят курс на укрупнение колхозов, объединили с ляпуховским и нижневерейским колхозами, и центральное управление объединённым хозяйством перенесли в Нижнюю Верюю. А вот в Верхней Верее колхозных построек было раз-два и обчёлся, поскольку крупный рогатый скот сюда пригоняли лишь на летнее пастбище. На сельских полях, что находились за старым зданием школы, сажали картофель, на окраине села выращивали рожь, пшеницу и капусту.
В 1936 году в Верхней Верее была построена новая школа (старое здание церковно-приходской школы к этому времени демонтировали). Местный педсовет тут же (первым в области!) выдвинул лозунг – сделать это новое заведение образцово-показательным и, надо заметить, добился своей цели: в будущем верхневерейская школа неоднократно завоёвывала первые места в области организации учебного процесса, успеваемости учащихся и внешнему виду.
В этом же 1936 году была окончательно закрыта местная церковь, которая находилась в разорённом состоянии.
В годы Великой Отечественной войны были призваны на фронт большинство верейских мужчин в возрасте до 50 лет, из них более сотни человек погибло на полях сражений. На верхневерейском обелиске, посвящённом павшим воинам, выбиты фамилии 125 бойцов Красной Армии, однако и здесь при составлении общего списка не обошлось без досадных ошибок. В прошлом выпуске нашей рубрики («ВР» от 29 апреля 2015 г.) я писал о несовпадениях в списках фамилий на покровской стеле и в местном клубе, а теперь и в Верхней Верее удалось, что называется, с ходу найти оплошность. Так, на обелиске в отчестве павшего воина Алексея Балдина указан инициал «С», хотя по отцу он – Игнатьевич. Местный краевед Галина Астраханцева рассказала, что ошибки при составлении списков были ещё в советские времена. Память о погибших в ВОВ – святая для нашего народа, и потому выражаю надежду, что рано или поздно фамилии всех бойцов на верейском обелиске проверят согласно архивным данным. Вполне возможно, что список будет исправлен и дополнен. Всем читателям на заметку: тысячи фамилий погибших в годы Великой Отечественной войны ежедневно появляются на сайте «Мемориал», где в удобной поисковой системе можно найти интересующего тебя человека. Документов для сканирования у создателей сайта ещё множество, но к делу подключаются десятки добровольцев, так что списки постоянно обновляются.
…В 50-60-е годы прошлого века в Верхней Верее насчитывалось порядка 300 домов, в которых проживало примерно 600-650 жителей. В 1958 году в селе был преобразован сельсовет, а в начале 60-х в Верею пришла долгожданная электрификация. В советское время здесь действовали следующие объекты инфраструктуры: почта, две пекарни (кстати говоря, местная выпечка славилась на всю округу), кузница (частная), пожарная часть (существовала до 70-х годов прошлого века), сельский клуб, два магазина, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Имеются данные, что в местной школе в 1960 году обучались 405 школьников. Сельские жители трудоспособного возраста трудились в основном на ВМЗ и в колхозе. Стоит, пожалуй, ещё упомянуть про бригады из местных жителей, занятых на работах в здешнем лесу по сбору живицы – густой смолистой сосновой массы. Живица, как гласит Википедия, застыв на выходе, предохраняет древесину от жуков-вредителей и «заживляет» рану на дереве. Использовалась она в отечественной промышленности для приготовления канифоли, скипидара и различных бальзамов. Добывалась живица следующим образом: в сосне делалось несколько надрезов в виде одной вертикальной линии и отходящих от неё вверх диагональных прорезов (надрез был похож на перевёрнутый вверх ногами простейший детский рисунок ёлки), внизу вставлялась воронка для сбора смолы. Масса стекала очень медленно, но сбор вёлся в промышленных масштабах и, по словам 65-летнего верейского жителя Алексея Пятака, все сосны в местном лесу были в таких надрезах. По уверениям верейской пенсионерки Нины Дашкиной, которая сама работала в такой бригаде, артели сборщиков удавалось собирать до двух тонн живицы за сезон. И платили за эту работу вполне сносные деньги, о совмещении двух работ местные жители тогда и не думали.
…Тихо-мирно прошли застойные времена, наступила перестройка, а дальше, как известно, рухнул СССР. Местное отделение колхоза закрыли, поля пришли в запустение. Однако даже нестабильная экономика в стране не нарушила спокойную жизнь села, и в последующие два десятилетия общая численность проживающих в Верхней Верее жителей сократилась не очень сильно, хотя некоторая часть народа, конечно, переехала. Настоящее испытание для верхневерейцев было впереди. Вечером 29 июля 2010 года, во время мощных лесных пожаров, которые бушевали тогда в Нижегородской области, огненная волна обступила Верхнюю Верею с трёх сторон и буквально за час стёрла с лица земли 337 домов из 341, в огне тогда погибло девять человек. Трагедию людей трудно описать словами. На следующий день, 30 июля, в сгоревшую Верхнюю Верею приехал президент РФ Владимир Путин и пообещал местным жителям до 1 ноября того же года восстановить село. Все, кто внимательно следит за жизнью округа, знают, что через три месяца после трагедии Верхняя Верея родилась заново. Были возведены здания ФАП и почты, проложен газо- и водопровод, отремонтирован чудом не сгоревший во время пожаров Дом творчества, в котором сейчас действуют многочисленные кружки и библиотека. Кроме того, сейчас в селе работают три магазина и детский сад, а всех любителей активного отдыха ждёт современный спортивный корт. Правда, нет своей школы, и местные ребятишки обучаются в соседнем селе Проволочное. На момент написания статьи в Верхней Верее насчитывалось 437 домов, в которых проживало 1142 человека.
Во время поездки в село я хотел поподробнее узнать о недовольстве верхневерейцев по поводу многочисленных недоделок, когда осенью 2010 года строители сдавали новые дома. Жалоб тогда было множество, и когда я задал вопрос о браке в строительстве местному жителю Алексею Пятаку, услышал следующее:
– У некоторых людей, проживающих в низине, подвалы домов действительно были затоплены. Но поймите: после пожара у здешнего народа вообще не было жилья, а тут за три месяца всем погорельцам государство построило новые дома в кратчайшие сроки. Конечно, торопились всё сделать до зимы, какой-то брак в строительстве был. Но ведь дом-то новый, занимайся им, доводи, так сказать, до ума! Я лично так и делал – и ничего, не жалуюсь! Моё мнение таково: если есть голова на плечах и руки не крюки, все эти перечисленные недоделки устранимы.
…Подводя итог своей поездки в село и пройдя «по путинскому маршруту», делаю уверенный вывод, что Верхняя Верея – это современный населённый пункт с заново построенной инфраструктурой после пожаров 2010-го. Приукрасившись новыми домами и построенной в 2011 году деревянной церковью в честь преподобного Сергия Радонежского, село вместе с жителями будто заново родилось и в духовном плане, стало чище, светлей, и подтверждение этому – добродушные люди на здешних улицах и многочисленные фестивали и конкурсы, которые организует директор местного ДТ Надежда Мудрик. Уже далеко за пределами Выксунского округа известны верхневерейские фестивали близнецов и «Играй, гармонь!», а ближайшее интересное мероприятие в селе назначено на 1 июня. В этот первый летний день, когда во всём мире проводятся акции в защиту детей, в Верхней Верее проведут свою необычную конкурсную программу «День рыжих» – массовое развлекательное мероприятия для людей с солнечным цветом волос. Верхневерейцы приглашают на этот праздник всех желающих, приходите – будет весело!
Фото автора