Помогают Оке и дружат с Гринписом
В Досчатинской школе я побывала после того, как её юные экологи вернулись со второго этапа областного конкурса, состоявшегося в Лукоянове. Ребята заняли третье место – до второго не хватило буквально полбалла.
Дети на творческом состязании выступали с презентацией по теме «Пал травы, его влияние на экосистему», побывав при этом в роли докладчиков, оппонентов и рецензентов. Учащиеся рассказали, что было интересно отстаивать свою точку зрения. А ещё, как высказал общее мнение Федя Мирошкин, им очень нравится в составе экологического отряда ходить в походы, отыскивая заброшенные родники, расчищать берег Оки, то есть делать то, что даёт наглядный результат труда.
Очень важно, что творческие сочинения учащихся традиционно занимают призовые места как на районных, так и на регио-нальных, всероссийских конкурсах. Потому что наработка экологических материалов здесь успешно идёт в течение многих лет. И совсем не случайно, что по итогам 2016 года Досчатинская школа стала победителем областного смотра-конкурса на лучшую постановку эковоспитания и образования.
Как рассказала учитель географии Ольга Дроздова, под руководством которой ребята проводят исследования качества воды в Оке, биоразнообразия поймы реки, школа сотрудничает и с международной неправительственной организацией «Гринпис». В частности, дети принимают участие в одной из проводимых ею акций «Возродим лес». В её рамках в апреле пройдёт акция «Остановим поджог травы», продолжится исследование Железницы, создание этноэкологической тропы.
В целом же школа, отметила заместитель директора Наталья Кудряшова, постоянно работает по пяти экологическим направлениям. И очень многие их составляющие будут реализовываться весной. Это увлекательное путешествие по экостанциям, особое внимание экологической тематике на всех проводимых уроках, посадка деревьев. И самой массовой акцией станет озеленение территории школы, посёлка, которое учебное заведение намерено провести совместно с родителями, поселковой администрацией.
Большое внимание уделят и раздельному сбору мусора. Один из мастер-классов по данной теме проведут для родителей.
Юные экологи Досчатинской школы под руководством учителя географии Ольги Дроздовой исследуют и восстанавливают родники, расположенные в окрестностях Оки
Сделай мир немного лучше
Под таким девизом в школе №3 в течение нескольких лет на грантовой основе действует летний экологический лагерь «Зелёный мир». В рамках работы, как рассказала инициатор создания лагеря, заместитель директора Вера Махова, ребята расчищают парк, помогают подготовить его территорию к проведению «Арт-Оврага», высаживают цветы. Под руководством учителей проводят исследования по определению качества воды в Лебединке, разнообразия флоры и фауны. Полученные данные используют в своих работах, которые представляют на школьных, районных научно-практических конференциях.
Очень запомнился учащимся масштабный летний фестиваль, прошедший в парке – яркая составляющая «Зелёного мира». В его рамках состоялась акция «Добрые дела – городу», замечательные выступления юных артистов школы и ДК им. Лепсе.
В этом году лагерь продолжит работу. Важно, что если ранее его деятельность финансировалась министерством образования области и администрацией округа, то в 2017-м только за счёт средств местного бюджета. Помимо экологического, в нём будут реализованы и другие направления. Пройдут увлекательные квесты, связанные с местной тематикой, а также встречи, акции, концерты, конкурсы. По итогам работы будет оформлена фотовыставка в музее истории ВМЗ.
Нужно отметить, что в мероприятиях лагеря запланировано проведение мастер-классов по раздельному сбору мусора. И дети, получившие определённые навыки в селективном обращении с ТБО, могут обучить сверстников тому же.
Представители «Киви клуба» проводят мастер-классы по изготовлению поделок из природных материалов в летнем эколагере «Зелёный мир» школы №3
Экологическую культуру – с детства
Каким образом сделать экологическое образование непрерывным, сформировать у учащихся экологическое мышление и культуру?
Например, в школе №8 ведётся курс «Экология» (7-11 классы). учитель географии Ирина Скучилина рассказала, что на основе полученных знаний организуются экологические недели и создаются экологические бригады. Подготовка к проведению начинается с создания оргкомитета из учащихся. Он вырабатывает стратегию и тактику эконедели. Ребята продумывают всё до мелочей, распределяют обязанности для реализации задуманного. И в результате «создаётся» целый комплекс, в который входят беседы, конкурсы, диспуты, встречи, экскурсии и многое другое, где участвовать ученикам действительно интересно.
Воспитанники Дома творчества мыслят креативно, разгадывая ребусы на экологическую тематику
Вот как выглядит план одной из недель. В понедельник у ребят проходит тематическая политинформация в форме пресс-конференции «Наш город на карте Нижегородской области и его экологические проблемы». Во вторник они реализуют свои творческие способности, участвуя в конкурсе поделок «Природа и фантазия», выставке фотографий и рисунков «Боль городов», макетов антропогенных и природных ландшафтов. В среду состязаются на геологическом КВН, где демонстрируют компьютерные презентации «Выксунские предприятия и окружающая среда». Четверг посвящается общественному смотру знаний учащихся 9-11-х классов. Проходит круглый стол по теме «Экологическая политика и экобезопасность в области». В пятницу узнают интереснейшие факты о природе на устном журнале «Занимательная география и экология», состязаются в конкурсе знатоков. Суббота проходит под знаком Дня охраны природы, когда совершаются экскурсии в городскую посадку, парк, Выксунское районное лесничество с целью наблюдения за состоянием природных комплексов.
Кроме того, оргкомитет организует проведение классных часов, в которых участвуют сотрудники природоохранных структур округа, Роспотребнадзора, руководители предприятий; конкурсы рефератов, мини-сочинений на темы «Как я отношусь к природе». «Чистый город», «Накорми птиц» и пр.
Сочетание разнообразных, креативных форм работы и позволяет создавать непрерывность экологического образования, формировать экокультуру мышления учащихся. Самое главное, что сами дети получают такие знания с удовольствием.
Ученики школы №8 с педагогом Ириной Скучилиной убирали территорию возле парка КиО
Зелёное наследие
Очень приятно было наблюдать, как проходило награждение учащихся на научно-практической конференции в школе №9. Порадовало то, что отмечено очень много авторов работ экологической направленности. Труды ребят действительно интересны, познавательны, и многие учащиеся защищают честь школы на районных и областных конкурсах.
В этом году продолжились занятия на экоплощадке «Наш край» (руководитель Наталия Кулагина) при летнем оздоровительном лагере. Вот уж где можно пройти настоящий курс обучения экологической грамотности! Школьники традиционно принимают участие в уборке леса в микрорайоне Жуковского, намерены участвовать в посадке деревьев в городском парке.
В ходе сотрудничества с комплексным центром социального обслуживания населения, как рассказала заместитель директора Елена Шевчук, волонтёры внесут свою лепту в озеленение территории КЦСОН, а также проведут с его подопечными и детьми, занимающимися в центре, увлекательную эковикторину. Запланированы и мастер-классы по созданию украшений из вторичного сырья для зелёных территорий. Теме раздельного сбора ТБО уделяется особое внимание. Информационные беседы по данному вопросу проведут с родителями как школьников, так и воспитанников подшефного детского сада в м-оне Жуковского.
«Ключевые темы Года экологии – внедрение новой системы управления отходами, внедрение наилучших доступных технологий, защита Байкальской природной территории, сохранение водных и лесных ресурсов, развитие заповедной системы и сохранение биоразнообразия».
Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии России
Экология – это жизнь в дружбе с природой
В детско-юношеском центре «ТЕМП» реализуется 19 программ дополнительного образования! И в структуре каждой, как рассказала заместитель директора Елена Чураева, имеются блоки, касающиеся экологического образования и воспитания.
В этом году во все творческие конкурсы входит экосоставляющая. Например, в состязании «Лучший учащийся» обязательным условием выполнения экопроекта является реализация девиза «Экология – это жизнь в дружбе с природой».
Вообще, тематика работ, которые ребята представляют на конкурсы исследовательских и проектных работ, поражает. Темы настолько актуальны, что не оставляют равнодушными и взрослых. Кроме того, мальчишки и девчонки раскрывают идеи своих творческих презентаций на местном материале, используют рассказы земляков и яркое оформление.
Например, на проходивших в марте конкурсах «Природа и традиционная культура», «Юный исследователь», «Я познаю мир» учащиеся представляли такие интересные презентации, что я не отрываясь слушала выступления воспитанников центра. Вот названия только некоторых работ: «Вред спортивного питания: миф или правда?», «Тайны комнатной пыли», «Забытое искусство: филейная вышивка», «Вред дрожжевого хлеба: миф или реальность?», «Влияние физических упражнений на биологический возраст человека», «Престольные праздники п. Досчатое: ис-тория и современность», «Русская прялка – магический инструмент сотворения полотна жизни».
В таких конкурсах участвуют сотни юных выксунцев. Состязания развивают у них интерес к исследовательской, проектной деятельности, формируют креативность мышления и воспитывают уважение, бережное отношение к природному и культурному наследию округа, области, России.
Иван Шепырев, призёр экологического конкурса «Я познаю мир», проводимого ДЮЦ «ТЕМП»
Марафон добрых дел
В Доме творчества обучение детей бережному отношению к природе красной нитью проходит через все организуемые мероприятия, встречи, конкурсы. Ежегодно дети участвуют в акции «Ненужная бумага на нужное дело», «Посади цветок», «Чистый город» и др. Особый интерес вызвала у ребят интеллектуально-познавательная игра «Живи, Земля», состоявшаяся в феврале. Постоянно проводятся уборка и благоустройство прилегающей к Дому творчества территории. А «Марафон добрых дел» включает конкретную помощь окружающей природе и её обитателям. Это акции помощи зимующим птицам, экорейды, мастер-классы под названием «Вторая жизнь ненужных вещей», посадка деревьев и другие природоохранные мероприятия.
238 млрд рублей запланировано на финансирование экологических проектов в РФ в 2017 году
Звери, птицы, лес и я – вместе дружная Земля
Под таким названием объявлен конкурс рисунков в детском доме культуры «Радуга». Не менее интересным стал для воспитанников мастер-класс «Птицы – наши друзья». К Году экологии также приурочен конкурс чтецов «Этот разноцветный мир», проведение литературной гостиной «Наш дом – планета Земля». Много интересного и необычного подарит ребятам игровая программа «Жалобная книга природы». И, как всегда, изумительными творениями удивят и обрадуют авторы работ, созданных в рамках конкурсов поделок «Природные фантазии».
Дети из ДК «Радуга» помогают птицам, изготавливая кормушки
В ракурсе ЭкоВзгляда
Как рассказали в управлении образования администрации округа, все образовательные организации принимают активное участие в различных мероприятиях экологической направленности. Это интеллектуальная викторина «Экоформула», Всероссийский смотр-конкурс на лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся «Судьба природы в твоих руках» (у Досчатинской школы – первое место), областной конкурс проектных работ по энергосбережению «МалоВаТТов», региональная научно-практическая конференция «Успехи, проблемы и перспективы развития федеральных особо охраняемых природных территорий нижегородского Поволжья», посвящённая 100-летию заповедной системы России, областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодёжный мониторинг природных объектов», дистанционная экологическая олимпиада для учащихся 5-11-х классов, проводимая НИРО (Нижегородский институт развития образования).
На протяжении многих лет в нашем округе действует общество учащихся, созданное в рамках реализации муниципальной программы «Одарённые дети». Одной из форм работы является научно-практическая конференция. В естественно-научное отделение общества входит экологическая секция, где тематика научно-исследовательских работ учащихся очень разнообразная. Она затрагивает актуальные экологические вопросы: «Изучение проблем бездомных животных», «Проблема утилизации мусора в XXI веке», «Влияние Луны на организм и жизнедеятельность человека», «Заброшенные здания – зона особого риска» и другие.
Ежегодно в рамках Всероссийской олимпиады школьников управление образования проводит муниципальный этап по экологии. В этом учебном году в ней приняли участие 32 человека (10% от числа участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников).
В Год экологии особое внимание уделяется природо-охранной тематике. Во всех школах запланировано проведение масштабных акций по очистке территорий и их озеленению. Одно из главных направлений природо-охранного года – обучение детей необходимости раздельного сбора ТБО. Юные выксунцы продолжат развивать свою экологическую культуру, создавать новые проекты по охране окружающей среды.
Итогом Года экологии для каждого школьника должны стать конкретные дела во имя сохранения нашей природы. Пусть это будет участие в субботнике или раздельно собираемый мусор, посаженное деревце либо облагороженный участок реки, леса… Главное, чтобы был результат.
Фото автора, Ирины Скучилиной, из архивов школы №3 и Досчатинской, ДДК «Радуга», Дома творчества