Досчатинское общеобразовательное учреждение в хорошем смысле слова «прогремело» на областных сайтах, где его природоохранной деятельности даны самые высокие оценки. «ВР» неоднократно рассказывал о различных направлениях работы юных экологов школы под руководством преподавателей, их достижениях на областных, всероссийских и даже международных состязаниях.
Смотр-конкурс проводили министерство экологии и природных ресурсов региона, Нижегородское отделение Всероссийского общества охраны природы при информационной поддержке министерства образования области. Учредители состязания выставили достаточно много жёстких требований для участников. Когда учителя школы, непосредственно занимающиеся проблемами эковоспитания и образования, познакомились с условиями конкурса, то решили, что могут побороться за пальму первенства в творческом состязании. Почему? Да потому что по всем оценочным требованиям учреждению было что достойно представить – наработка экологических материалов здесь успешно идёт в течение многих лет.
– Один из основных показателей оценки (всего их восемь) экодеятельности школы – это практическая природоохранная работа. Мы ежегодно проводим акции «Чистый берег», «Живи, родник!» и многие другие. Год назад участвовали в акции «Вода России», – рассказала учитель географии Ольга Дроздова. Под её руководством школьники проводят исследования качества воды в Оке, биоразнообразия поймы реки.
Очень многое для экологического воспитания и образования детей делается в летнем лагере труда и отдыха «Зубры», программа которого называется «Тропинки малой Родины». Основные формы работы лагеря – походы, конкурсы, соревнования, экскурсии – помогли ребятам отдохнуть интересно и познавательно. Учащиеся занимались научно-исследовательской работой, расширяли свои знания о природных и исторических объектах родных мест, проводили трудовые десанты.
Итогом летней экопрактики, исследовательской природоохранной деятельности является создание учащимися творческих работ, которые занимают призовые места как на районных, так и на региональных, всероссийских конкурсах.
В этом году деятельность экологического отряда организовали по-новому: объединили теорию с практикой (исследовали показатели воды и облагораживали прибрежные территории и родники); создавали этноэкологическую тропу, путь которой начинается от окраины Досчатого, где протекает Железница. Здесь находится берёзовая роща, так называемая Бочиха. Школьники очищали эту местность от мусора, брали на исследования воду из реки и выясняли, откуда и почему появилось это «имя» – Бочиха, его этимологию. Как оказалось, оно означает «бок», «забока» и, согласно данным словаря Мурзаева, это слово встречается только в Нижегородской области. Для многих школьников подобное узнавание своей местности стало настоящим откровением. Этноэкологическим направлением в Досчатинской школе намерены заниматься и далее, ведь детям становится вдвойне интересно, когда они не только убирают мусор с родной территории, но и изучают её особенности.
Экологическое образование и воспитание влияет и на самоопределение учащихся при выборе ими будущей профессии. Многие выпускники Досчатинской школы продолжают учёбу по специальностям, связанным с биологией, экологией и пр., в медицинских вузах, сельскохозяйственной академии и др.
В подготовке материалов к смотру-конкурсу активно участвовали заместители директора Наталья Кудряшова и Наталья Калашникова, учителя Ольга Дроздова, Оксана Кузнецова. Валентина Подставнягина и другие педагоги. И в том, что досчатинская школа получила звание самой экологичной в области, заслуга всего коллектива учреждения и его юных экологов.
Фото автора и из архива Досчатинской школы