ЛЕС - ДО НЕБЕС. ПРУДЫ - ДЛЯ ЧИСТОЙ ВОДЫ

visibility
«Всё преходяще, а природа вечна…». Давнее расхожее выражение сегодня произносится с вопросительной интонацией. На пороге третьего тысячелетия мы пронзительно осознали беззащитность окружающей среды, которая в отчаянии взывает к человеку: сбереги,...

«Всё преходяще, а природа вечна…». Давнее расхожее выражение сегодня произносится с вопросительной интонацией. На пороге третьего тысячелетия мы пронзительно осознали беззащитность окружающей среды, которая в отчаянии взывает к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И личное активное пространство каждого, помноженное на тысячи, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством Земли.
   Новое экологическое мышление – это мальчик ХХI века, который, увидев мазутные пятна на реке и не обнаружив поблизости взрослых, вылавливает их своей белой рубашкой. Только такое осознание природы может спасти людей, реставрировать зелёные луга и леса, отмыть облака, вернуть забытую свежесть городам. Только при таком условии у каждого должно быть подобное осознание окружающей среды, в том числе и у детей. В том числе и у каждого дошколёнка, учащегося Выксунского района.

Услышать голоса цветов
Как научить ребёнка трёх-пяти лет от роду бережному отношению к окружающей среде? В детском саду №32 «Журавушка» экологическое образование начинается уже в ясельных группах. Заведующая учреждения Нина Заонегина рассказывает, что воспитатели работают по программе Светланы Николаевой. Суть её методики: все объекты природы – это живые существа. В сознании детей формируется представление о том, что она, подобно человеку, может радоваться или огорчаться. Следовательно, и обижать её нельзя.
   Нина Кирилловна – руководитель районного методического объединения по воспитанию начал экологической культуры. Проект «Дети за чистый город» представляла на семинаре в Москве, неоднократно выступала на областных конференциях по природоохранной тематике. Форм, с помощью которых можно обучать ребятишек с экологической точки зрения, в «Журавушке» разработано множество. Это экскурсии в природу (с акцентом на положительные и отрицательные поступки взрослых); оформление вместе с родителями природоохранных плакатов, стенгазеты «Росточек»; участие в экологических акциях «Украсим землю цветами», «Посадите деревце», конкурсе рисунков «Город будущего»; ежегодном празднике «День Земли», районной выставке «Дары природы»; проведение различных викторин, конкурсов на экологическую тематику.
   Какие практические результаты приносит подобное воспитание? Есть ли реальная отдача? Да, безусловно. Дети из «Журавушки», например, не сломают ветку, чтобы отмахиваться от комаров, да и взрослым по этому поводу сделают замечание: «Дереву больно!».

Научные исследования юных
Научное общество учащихся в Выксунском районе работает шесть лет. Руководит им ведущий специалист управления образования Ирина Евгеньевна Быкова. Одна из секций общества – экологическая. Учащиеся школ №№ 3, 6, 8, 9, 11, 12, гимназии представляли свои научно-исследовательские работы для обсуждения на заседаниях секции. Исследования юных актуальны: они рассматривают проблемы «голубого ожерелья» района, загрязнённости воздуха, последствий «огненного» лета 2010 года.

Лесные пожары, Лебединка и СМС
ЛЕС - ДО НЕБЕС. ПРУДЫ - ДЛЯ ЧИСТОЙ ВОДЫК данным темам обращались учащиеся школы №12 (руководитель Надежда Алексеевна Сорокина). У восьмиклассника Алексея Шерунтаева любимые места – окрестности Ризадеевского озера, их он отлично знает, не один десяток километ-ров здесь исходил. Как больно было подростку видеть ставшие неузнаваемыми лесные участки после пожаров 2010 года! Поэтому темой исследования выбрал следующую – «Влияние лесных пожаров на окружающую среду». Алексей проделал большую работу, сравнивая участки растительного покрова, поражённые огнём в той или иной степени. А выводы получились такие: там, где пожар перешёл в верховой, пострадало гораздо больше деревьев, почвы. Готов, как и другие ребята из школы, участвовать в посадке саженцев для восстановления выксунских лесов.
   Насколько влияют синтетические моющие средства (СМС) на экосистему пруда? Об этом решила узнать Наталья Забродина, выбрав объектом изучения Ризадеевский пруд. В результате опытов узнала, что СМС разрушают поверхность акватории, так как обладают кислотной и щелочной средой. А какие из синтетических моющих средств наиболее опасны для водных обитателей? Оказалось, что жук-плавунец в прудовой воде с добавлением хозяйственного мыла жил в течение суток, а с раствором «Фэйри» – всего три часа! Вывод: попадание моющих средств в воду увеличивает опасность загрязнения экосистемы водоёма. Как этого избежать, если зачастую граждане, пользуясь укромностью, отдалённостью этого места от города, моют здесь автомобили? Да и сам пруд настолько обмелел из-за недостаточной подпитки водой от лесных речушек, что напоминает большую грязную лужу. А ведь он соединяется с Верхним прудом – местом отдыха выксунцев...
   А десятиклассницы Елена Майорова и Юлия Дёмина работали над проектом по восстановлению Лебединки. Изготовили макет паркового пруда: с мостиками, ведущими к острову, красивыми скамьями рядом с ним. Именно такой представляется юным экологам обновлённая Лебединка. Старшеклассники также участвовали в очистке водоёма. Согласно результатам проведённого ими опроса, в дальнейших мероприятиях по благоустройству Лебединки готовы участвовать многие выксунцы.

Где чище воздух –
на ул. Октября или Салтанова?

«Сколько нового и необычно интересного узнала я в процессе написания своей работы «Влияние автомобильного транспорта на степень загрязнения воздуха», – пишет в аннотации к своему труду ученица школы №10 Анастасия Жаркова (руководитель Лариса Викторовна Давыдова).
   Настя пыталась решить следующие задачи: научиться определять степень загрязнения воздуха; найти пути, позволяющие уменьшить загрязнение воздушного океана. Она всё лето 2010 г. проводила исследования пыли на листьях деревьев на разных улицах; узнала, что степень загрязнённости на ул.Салтанова значительно выше, чем, допустим, на ул.Слепнёва, Октября. Для её уменьшения предложила посадить у домов деревья-пылеулавливатели: акацию, рябину, боярышник. Свою работу Анастасия отправила на творческий фестиваль «Портфолио» (издательство «1 сентября»). Обо всех проектах и работах юных экологов рассказать невозможно. Отличные исследования проводят ученики школы №8, призёрами регионального конкурса «Родники Нижегородской области» стали ребята из школы №3, победителями Всероссийских конкурсов – воспитанники школы №9.  Самое главное, что они искренне, по мере своих сил стремятся помочь окружающей среде.

От семени – к дереву
ЛЕС - ДО НЕБЕС. ПРУДЫ - ДЛЯ ЧИСТОЙ ВОДЫВ школе №11 интерес к экологической тематике проявляют многие. Представители общеобразовательного учреждения – участники различных конкурсов по данному направлению, в том числе и международных. В октябре 2010 года директора Евгения Юрьевича Мезина пригласили на конференцию в Москву, в университет леса. Это событие во многом определило тему проекта, над которым решили работать, – «Возрождение выксунского леса». Как известно, в результате пожаров 70 000 гектаров лесных угодий в нашем районе было пройдено огнём. Какой вклад может внести общеобразовательное учреждение в восстановление зелёных территорий?
   Той же осенью в школу №11 приезжали представители региональной общественной экологической организации «ЭКА». Они привезли в подарок саженцы сосны в количестве 1000 штук для организации школьного питомника. В рамках реализации проекта он и был создан. Посадка саженцев в открытый грунт запланирована на май 2011 года, затем (в августе-сентябре) совместно с лесничеством – на землях нашего района.
Данный проект реализуется на базе МОУ СОШ №11 учащимися Ангелиной Ковтун, Викторией Кочерыгиной, Юлией Демашовой, Натальей Сизовой, другими старшеклассниками под руководством Е.Ю. Мезина в период с ноября 2010 по сентябрь 2011 года. Ребята уверены, что выполнение проекта послужит частичному восстановлению выксунских лесов, тем более, что финансовую поддержку благородному начинанию согласны оказывать несколько наших предприятий.

Экологический фонд возродится?
ЛЕС - ДО НЕБЕС. ПРУДЫ - ДЛЯ ЧИСТОЙ ВОДЫС 2004 года за счёт средств платы за негативное воздействие на окружающую среду в Выксунском районе ежегодно финансируются экологические отряды в летний период, туристические экспедиции, палаточные лагеря. В 2008 г. на такие формы работы было выделено 439 800 руб., в 2009 – 423 254 рубля, в 2010 – 358 000 руб. Изучение животного и растительного мира, особенностей водоёмов, почв – все эти направления интересны ребятам, они видят значимость создаваемых ими проектов, возможность их практического применения. Число детей, участвующих в экологических отрядах, могло бы увеличиться за счёт средств экологического фонда.
   Он существовал до 2007-08 гг. В чём был его огромный плюс? Всё, что в него поступало, отправлялось на нужды экологии и природоохранной деятельности, в том числе и на организацию такой работы в учебных заведениях. Сейчас же эта норма закона упразднена, и муниципалитеты расходуют средства по своему усмотрению.
   В итоге получается, что из всего количества собранной платы за негативное воздействие на окружающую среду в местный бюджет поступает только 40%, столько же идёт в областной и 20% – в федеральный. Но из 40%, привлечённых в местный бюджет (это 17 млн рублей) в 2010 г. на экологические нужды было потрачено всего лишь 4% (!).
   В 2011 г. на финансирование экологических отрядов запланирована такая же сумма, что и в 2010 г. Но интерес к природоохранной деятельности у детей растёт. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в марте текущего года 16 юных экологов из Выксунского района будут защищать свои иследовательские работы на областном уровне, на конкурсе, организованном региональном Центром детского технического творчества. Значит, число желающих работать в экоотрядах возрастёт.

Проект Лидии Козоедовой. Фото Ольги Поповой и из архива школы № 11