Мотмос будет под защитой

visibility
Как обеспечивают экологическую безопасность производств ВМЗ.

Роспотребнадзор сказал ДА

Санитарно-защитная зона ля нового электрометаллургического комплекса, которую 16 марта согласовал Роспотребнадзор по Нижегородской области, будет не менее одного километра. И она учитывает не одно, а три производства: уже работающий в районе Мотмоса литейно-прокатный комплекс, строящийся трубопрокатный цех и планируемый электрометаллургический комплекс. Именно в отношении последнего у выксунцев в начале года возникло множество вопросов. Жителей волнует, насколько безопасным окажется предприятие и насколько спокойным соседом оно станет. На прошлой неделе специалисты ВМЗ организовали пресс-тур для выксунских СМИ, показав площади будущей санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и рассказав об особенностях стройки местных производств. Коротко о главном.

СЗЗ – это первое, что встанет между предприятиями и жилым сектором посёлка. Сейчас санитарно-защитная зона со стороны с. Мотмос представляет собой поле, позднее здесь планируют посадить деревья. Масштабы территории, на которой будут ограничены некоторые виды строительных работ, можно оценить, если остановиться примерно на середине дороги к подстанции «Радуга» – будет видно, где кончается жилая застройка и начинается производство. Пока ещё видно, потому что уже в ближайшее время по границе санитарно-защитной зоны со стороны предприятия встанет настоящая стена. 

завод-мотмос-схема-с-описанием.jpg


Электрометаллургичекий комплекс вместе с литейно-прокатным оградит шумозащитный экран, беспрецедентный для Выксы по размерам, – почти два километра длиной. Подобная защита уже опробована, например, в районе станции «Выкса-Промышленная» и ТЭСЦ-1. Это позволит снизить уровень шума на 10 децибелов – до 45 децибелов ночью и 55 днём, то есть до нормативов, которые предусмотрены санитарным законодательством. Для сравнения, 45 децибелов – примерный уровень громкости при спокойном разговоре, когда собеседники стоят рядом. А вот шум от проезжающего транспорта уже ближе к отметке в 60-70 децибелов. Кстати, экран будут строить в первую очередь, ещё до возведения комплекса, чтобы шум от стройки не мешал жителям Мотмоса.

Несмотря на свою масштабность, шумозащитный экран – вспомогательная, но не главная мера защиты. Как объяснил Александр Пивиков, директор по безопасности производства ВМЗ, решать проблему с шумом нужно непосредственно в его источнике. В случае с будущим электрометаллургическим комплексом это относится к трубе газоочистки и трубе от вакууматора, где высокий звук возникает из-за большой скорости воздушных потоков. Здесь установят специальные глушители. Это – часть системы защиты, которую обыватель не увидит, но которая играет значимую роль.

Понятно, что шум от производства – не единственное, что беспокоит жителей ближайших районов. Один из вопросов связан с выбросами в окружающую среду. Не случайно упомянута труба газоочистки. 

шумозащитный-экран.jpg
Шумозащитный экран у ТЭСЦ-1, который позволил снизить уровень шума на 10 децибелов


Эффективность газопылеулавливающего оборудования, которое сейчас установлено на высокотехнологичном ЛПК, превышает 90%. А система фильтров, которые смонтируют на электрометаллургическом комплексе, будет действенна на 99% – самое передовое, что существует на сегодняшний день. Ещё одна особенность современных систем, в том числе на ЛПК, – работа в автоматическом режиме. Если на производстве включается печь, то сразу запускается и очистка (человек к её включению и выключению отношения не имеет). Кроме того, в электрометаллургическом и литейно-прокатном комплексах установят датчики автоматического контроля выбросов в атмосферный воздух. Эти данные в режиме онлайн будут передаваться в контролирующие и надзорные органы. Проводить мониторинг чистоты воздуха на границе санитарной зоны доверено сертифицированной экологической лаборатории – в еженедельном режиме.

Выбросы в атмосферу формирует и поток транспорта, который год от года растёт, увеличивая и уровень шума. Для того чтобы снизить автотранспортную нагрузку на Мотмос и город в целом, ВМЗ предпринял ряд шагов. 

Для новых предприятий начали строить объездную дорогу – в сторону «Радуги». Сейчас она уже есть в твёрдом, но временном исполнении. Именно по ней ездит техника, которая задействована в подготовке строительных работ. В будущем она позволит добираться кратчайшим путём, не заезжая в Мотмос и город, работникам местных производств. Например, тем, кто будет приезжать сюда со стороны Туртапки.

грузовик-на-таможне.jpg
КПП-8. Прибыл очередной грузовой автомобиль


Ещё одно важное событие – открыт КПП-8, сюда же из центра города перенесён таможенный пункт. Это уводит из Выксы транспортный поток в 140 большегрузов в сутки, что поможет снизить заторы на дорогах.

Таким образом, к вопросу обеспечения экологической безопасности новых производств подошли комплексно – основные меры защиты мы постарались отразить на приведённой выше схеме. Будущее предприятие (мы писали об этом в «ВР» №49 (18264) за 13.12.2019 г.) даст более 1000 новых рабочих мест и, возможно, поспособствует тому, чтобы высококлассные технические специалисты после получения образования возвращались в родной город.

маршрут-объезда-мотмоса.jpg

Слева маршрут, по которому ездили большегрузы на завод до открытия на ВМЗ КПП-8 и переноса таможенного пункта на Досчатинское шоссе. Сейчас поток большегрузов, идущих через город, снизился на 140 машин в сутки и проходит так, как показано на схеме 2


Семь вопросов специалисту

Александр-Пивиков-ВМЗ-стройка.jpgВо время поездки по территории утверждённой санитарно-защитной зоны и к будущей стройплощадке журналисты пообщались с Александром Пивиковым, директором по безопасности производства ВМЗ, задав ему вопросы, интересующие читателей.

– Шумозащитный экран будет «мощнее», чем на станции «Выкса-Промышленная»? Исходя из чего рассчитывали его длину и высоту?

– Его длина составит 1700 метров, высота – более 10 метров, толщина шумозащитной панели – 200 мм. Достаточно серьёзное сооружение, которое, я уверен, защитит от шума близко расположенный населённый пункт. 

Впервые такой способ решения проблемы шума мы использовали на станции «Выкса-Промышленная». А сегодня у нас установлены шумозащитные экраны и в районе ТЭСЦ-3 (между ним и посёлком Строитель), и у ТЭСЦ-1. Мы добились хорошего эффекта, снизив уровень шума в среднем на 10 децибелов. 

Размеры экрана определяются в соответствии с инженерными расчётами. В них учитывается, в частности, высота источника шума над землёй – чем он выше, тем выше должен быть экран. 

Ещё один параметр – удалённость источника шума от экрана: чем он ближе, тем ниже нужно делать экран, и наоборот. То есть такая защита проектируется оптимальной для конкретного производства.

– Ночью замеры шума тоже проводились? 

– Конечно, только так мы могли понять эффективность принимаемых мер.

мотомс-лпк-поле-завод.jpg
Между последним домом жилой застройки в Мотмосе и производством расстояние более 1 км. Вы видите часть утверждённой санитарно-защитной зоны. После окончания строительства нового электрометаллургического комплекса здесь планируют высадить деревья, которые улучшат вид и дополнительно снизят уровень шума


– В Мотмосе уже есть действующие производства. Даже если фильтры современные, насколько часто их меняют, не экономят ли на этом?

– Не экономят. Разработан и утверждён график производственного контроля, регулярно делаются соответствующие замеры эффективности системы удаления газов из печи, а также эффективности очистки. Возможность несвоевременной замены фильтров исключена. Мы готовы предоставить общественности полную информацию по работе фильтров и организовать выезд СМИ на предприятия. 

– А как рассчитывается график замены? 

– На основе статистических данных, которые позволяют понять, насколько близки фильтры к выходу из строя. Соответственно, мы заранее заказываем их и заменяем в плановом режиме. Срок работы оборудования зависит от количества выплавленного металла. 

Мониторинг качества выбрасываемого воздуха происходит ежемесячно.

– Кто занимается мониторингом? 

– На ВМЗ работает своя эколого-аналитическая лаборатория. Помимо этого, сейчас с администрацией округа обсуждён вопрос о заключении договора с независимой лабораторией, которая будет делать дополнительные замеры и исследовать их. Нам важно, чтобы люди были уверены в безопасности производства и апеллировали при этом реальными фактами.

– Фильтры работают в одинаковом режиме и днём, и ночью? Есть мнение, что в тёмное время суток их отключают.

– Невозможно запустить печь в обход газоочистки. Есть один-единственный трубопровод большого диаметра от печи, который проходит через систему фильтров, других путей нет. 

– А что это за дым из трубы ЛПК виден сейчас?

– Это не дым, а пар, который выходит от кристаллизатора на машине непрерывной разливки стали – он образуется в результате охлаждения.

ЛПК-ВМЗ-дымм.jpg
19 марта 2020 года. Земляная насыпь на переднем плане – это место возведения шумозащитного экрана, который построят ещё до начала работ на ЭМК. На заднем плане – действующий ЛПК. Из трубы идёт пар, образующийся после охлаждения стали

Фото автора