Об экологии бедной замолвите слово

account_circle
visibility
Всякий раз, когда речь заходит об охране окружающей среды и о штрафах тем, кто губит природу вредными выбросами, несанкционированными вырубками лесов, загрязнением воды и воздуха, каждый из нас понимает, что...

Всякий раз, когда речь заходит об охране окружающей среды и о штрафах тем, кто губит природу вредными выбросами, несанкционированными вырубками лесов, загрязнением воды и воздуха, каждый из нас понимает, что дальше разговоров дело не пойдёт. И выбросы, и загрязнение, и вырубка всё останется на кругах своя. Познакомившись с докладом министра природы и экологии Ю.П. Трутнева, поняла, что мы все, уважаемые, были правы и недалеки от истины. А дабы вы сами в том убедились, пересказываю этот достойный вашего внимания доклад.

Оказывается (такое открытие делает министр), на протяжении последних ста лет (!) вопросы охраны окружающей среды находились в России на обочине государства.
   Огромная территория и уникальные запасы природных ресурсов позволяли стране не думать об экологии. Советский Союз оставил в наследство более 2 млрд тонн опасных отходов, устаревшие очистные сооружения, необорудованные свалки по всей стране. В 90-е годы ситуация в РФ не изменилась. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду не менялись 20 лет. А штрафы за нарушение природоохранного законодательства до смешного низки – 3-5 тысяч рублей. Да любому предприятию выгоднее заплатить штраф, нежели вкладывать деньги в новые технологии, позволяющие работать экологично! В то же время и сама экономика России и мировые тенденции ставят – и всё более остро! – вопросы перехода на устойчивое развитие и повышение качества жизни людей за счёт улучшения состояния окружающей среды.
   В 2008 году произошла структурная перестройка и все функции и полномочия государственного регулирования охраны окружающей среды были переданы в систему Минприроды. За это время министерством разработано и принято более 100 нормативных актов, которые ликвидируют пробелы законодательства, устраняют административные барьеры, решают накопившиеся острые вопросы охраны природы. Конечно, в государстве нашем не все с радостью воспримут намеченные меры. Желающих продолжать работать на устаревшем оборудовании, складывая деньги в карман, а не вкладывая в новые технологии, всегда предостаточно.
   Экологическая ситуация на сегодня такова. Обстановка по выбросам в воздух, сбросам в воду и образованию отходов в целом стабильна, но это скорее всего связано с финансовым кризисом, нежели с вниманием государства к проблемам.

  •  Институт государственной экологической экспертизы практически ликвидирован, охватывает менее пяти процентов всех объектов.
  • Плата за негативное воздействие минимальна, не индексировалась с 1991 г.
  • Отсутствуют экономические стимулы для перехода предприятий на современные технологии.
  • Государственный экологический контроль не имеет объективной инструментальной информации о состоянии окружающей среды.
  • Штрафы за нарушения экологического законодательства минимальны.

Это – что имеем. Теперь то, что намечает сделать правительство в 2010 году. Радует, что собирается реанимировать институт государственной экологической экспертизы. Сумма штрафов вырастет в разы (в 2,3 раза к 2011 году, и в 3,4 раза в 2016 году). При этом общий годовой объём платы за негативное воздействие составит 138 млрд рублей. Для сравнения: сегодня он составляет 18 млрд.
   Следующим важным инструментом государственного регулирования в сфере экологии является система нормирования. Недостатки существующей ныне состоят в том, что с одной стороны, она предъявляет избыточно жёсткие требования, с другой – субъективные решения чиновника позволяют устанавливать любой лимит. А это приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями (!) превышают установленные нормативы, выплачивая копеечные штрафы.
   Что предлагается? Переход на систему наилучших доступных технологий – НДТ, согласно которой предприятия разделятся на группы по степени воздействия на окружающую среду. Это целесообразно, потому как из миллиона российских предприятий плательщиками за вред окружающей среде являются лишь 300 тыс. Из них экологически особо опасных, вызывающих 99 процентов всего негативного воздействия, – 11 тысяч. А из 11 тысяч 200 предприятий дают половину (!) всех вредных выбросов. И для каждой группы предприятий предлагаются (по НДТ) свои нормативы. Следующий блок – создание эффективной системы экологического мониторинга. Новый законопроект предлагает установить обязательные требования к экологически опасным предприятиям по контролю количественных и качественных показателей выбросов.
   Минприроды России впервые провело работу по инвентаризации наиболее опасных мест загрязнения. Выявлены 194 горячие экологические точки. Намечено шесть пилотных проектов для ликвидации накопленного ущерба. Но – помешал финансовый кризис.
   К 2012 году Минприроды намерено подготовить Федеральную целевую программу в сфере экологии, в которую планируется заложить необходимые средства. А если финансирование будет открыто (хотя бы минимальное), то, как сказал министр, «мы готовы начать работы уже в этом году».