Предложенная к обсуждению тема «Металлургия и машиностроение: как укрепить сотрудничество» актуальна тем, что отечественная металлургия, которая успешно развивается и получает большую поддержку от государства, пока не стала локомотивом для развития российского машиностроительного комплекса. Почему так происходит? В этом и попытались разобраться участники заседания, а их состав наглядно демонстрировал полярность интересов сторон. В заседании приняли участие более 60 руководителей и специалистов предприятий из 12-ти регионов России, но большинство из них – из машиностроительной отрасли.
Отвечая на вопрос, почему на этой встрече так мало представителей «большой отечественной металлургии», председатель совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш» Константин Бабкин с ноткой сожаления в голосе прокомментировал: «Мы разослали приглашения всем крупнейшим игрокам металлургической отрасли, но приехали немногие. Это ещё одна иллюстрация того, что металлургам отечественные машиностроители, видимо, не важны пока. Сейчас они ориентированы на экспорт чёрного металла или производство труб для нефтегазовой отрасли. А вот изготавливать металл для нужд российского машиностроения, заморачиваться с ассортиментом, марками стали, её качеством и так далее им менее интересно».
И всё же обсуждение проблемы получилось живым и конструктивным. В нём приняли участие председатель комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, начальник управления инвестиций и инноваций ТПП Ростовской области Валерий Королёв, директор инженерно-технологического центра АО «ВМЗ» Павел Степанов, председатель Совета директоров АО «Галичский автокрановый завод» Олег Зеленский, начальник департамента закупок ООО «Ростовский прессово-раскройный завод» Александр Очеретов, гендиректор ООО «Завод дорожных машин» (Ярославская область) Павел Кузнецов, директор по развитию ЗАО «Завод имени Козицкого» (Санкт-Петербург) Александр Горбачёв, директор ООО «Краснокамский РМЗ» (Пермский край) Александр Смирнов и другие.
Открывая заседание, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил промышленный потенциал Нижегородской области, рассказал о проектах, которые здесь реализуются совместно с ТПП РФ: ООО «Гранком», ЗАО «Дробмаш», ЗАО «Реал-инвест», ООО «Автозавод ГАЗ». Отдельно остановился на эффективности работы региональных фондов развития промышленности, которые созданы в 53 регионах России, и подчеркнул, что большую роль в развитии машиностроения играет сотрудничество металлургов с конечными потребителями их продукции, с российскими поставщиками и разработчиками оборудования, с отраслевой наукой. По словам Константина Бабкина, машиностроители заинтересованы в развитии отечественной металлургии. Для изготовления конкурентоспособных машин в России необходим широкий ассортимент недорогого и качественного металла. «Мы должны сделать так, чтобы металл на российском рынке стоил значительно дешевле, чем на мировом, – отметил Константин Бабкин. – Все объективные причины для дешёвых внутренних цен на металл у нас есть. В наличии отечественные руды, энергия, уголь, технологии и квалифицированные кадры, чтобы производить качественный и недорогой металл для высокого внутреннего передела. Но металлургам сегодня выгоднее отправлять низкопередельную заготовку на экспорт. А российские машиностроители задорого импортируют металл из-за рубежа. Таковы следствия нынешней экономической политики нашего правительства, и её необходимо в корне менять. А для этого требуется не тянуть телегу в разные стороны, а объединить наши усилия. Мы должны все вместе влиять на правительство, чтобы сделать политику долгосрочной и стимулирующей не только для одной, а для всех отраслей. Нужен комплексный государственный подход».
Павел Степанов отметил, что выксунские металлурги всегда готовы к конструктивному сотрудничеству и взаимодействию с машиностроителями. Это касается и ряда новых производств, которые в настоящее время создаёт Объединённая металлургическая компания, в частности, шаровых кранов нового типа.
Большое впечатление на участников заседания произвела экскурсия на ВМЗ. Они по достоинству оценили проведённую модернизацию завода, его современные комплексы – Стан-5000, литейно-прокатный, высокую квалификацию персонала. Но прозвучала и нотка негатива: один из старейших и крупнейших центров российской металлургии «заточен» на сырьевую отрасль, на экспорт нефти и газа, и работает на импортном оборудовании.
Заседание завершилось принятием проекта решения, который был доработан с учётом поступивших предложений.
Фото автора