Неосуществлённые проекты былых времён
История Выксы, начиная со второй половины XX века, настолько богата незаурядными событиями, что справедливо названа нашими предшественниками «вторым рождением». Количество и масштаб успешно реализованных проектов перевели её из разряда «заштатных» в новое качество – хотя по-прежнему небольшого, но уже вполне современного, в плане промышленного развития, передового города. Сказано об этом – немерено!Но и в нашей летописи есть «белые пятна». В частности, о проектах, превратившихся в «прожекты», то есть оставшихся невоплощёнными, известно уже немногим. Вот об одном из таковых мы попросили рассказать специалиста по техническом надзору ДКС ОАО «ВМЗ» Владимира Павловича Скороделова. Не просто свидетеля, но активного участника событий давних лет.
– В начале 60-х годов прошлого века в Выксе и её окрестностях действовал ряд предприятий разного потенциала: металлургический завод, заводы дробильно-размольного оборудования, тепло-изоляционных материалов, медицинского оборудования (в Досчатом), судостроительно-судо-ремонтный (в Шиморском). При большинстве из них существовали отделы капитального строительства, которые возводили что-то на собственных территориях: жилые дома, здания культурно-бытового назначения. Всё это в более чем скромных объёмах.
А нужно иметь в виду, что в то время рождаемость ещё значительно превышала смертность. В городах, вроде нашего, стал очень остро ощущаться дефицит рабочих мест. Да и большинство наличествующих не представлялись привлекательными для выпускников школ, так как технологии и оборудование на предприятиях безнадёжно устарели. Очень многие юноши и девушки покидали родные места в надежде найти лучшую долю. Вот почему исключительно важно было как можно быстрее занять людей, дать им приемлемую работу.
Где-то в 1963-64 гг. стало ясно, что со строительством на ВМЗ цеха по производству бесшовных труб, с которым руководители города связывали большие надежды, ничего не получится. Чтобы не допустить деградации Выксы, они изыскивали другие пути оживления трудовой деятельности в любой сфере.
Поэтому председатель гор-исполкома И.В. Зотиков вместе с секретарём горкома КПСС П.И. Щербатовым стали добиваться размещения в Выксе предприятия Министерства электронной промышленности СССР – завода специального технологического оборудования (СТО) с численностью работающих порядка 5 тыс. человек.
На Министерство электронной промышленности вышли через облисполком. Его руководители обратились в Совет министров Российской Федерации. А из этой инстанции вышло предложение правительству страны построить в Выксе предприятие Министерства электронной промышленности. И в 1964-ом появилось базирующееся на решении ЦК КПСС соответствующее постановление Совмина. В Саратовском проектном институте (СГСПИ) приступили к проектированию завода специального технологического оборудования (СТО) в статусе п/я Г-4314.
Место размещения устраивало планирующие органы. Цент-ральная часть России, близость к столице, тупиковая ветка, связывающая с железнодорожной сетью страны. А действующие предприятия данной отрасли располагались, в основном, в приграничных регионах Союза: Латвии, Белоруссии, на Украине, Кавказе, в Калининградской области. Как положительный фактор обеспечения секретности режимного производства расценивалось то обстоятельство, что наша область была закрыта для иностранцев…
На заводе СТО намечалось наладить выпуск дорогостоящей оснастки из драгметаллов и прессформ для производства электронно-вычислительной техники с габаритами печатных машинок (напомним: в те годы в стране эксплуатировались вычислительные машины типа «Минск», для которых требовались помещения, равные спортзалам, а для их охлаждения – оборотное водоснабжение).
Общая сметная стоимость завода составляла 15 миллионов рублей, в том числе строительно-монтажных работ – 9 миллионов. Предусмотрели возведение жилого микрорайона на 15 тысяч жителей с объектами социально-культурного назначения. Не забыли и о благоустройстве. Под застройку отвели земельный участок площадью 34 гектара.
Была выполнена топографическая съёмка, произведены инженерно-геологические изыска-ния, разрабатывалось архитек-турно-планировочное задание застройки микрорайона. На бывшей промплощадке завода сейчас находится м-он Жуковского.
6-ое Главное управление Министерства намечало создать в Выксе его опорный объект, включающий филиал Московского научно-исследовательского института электронной промышленности. Закладывалось последующее удвоение мощностей завода. Главный корпус имел размеры 216 на 154 м. На генплане для дальнейшего развития были размещены ещё два таких же корпуса. А котельная при её расширении могла бы обеспечить теплом город с населением в 80 тысяч жителей. Утвердили задание на проектирование комплекса проф-училища, включающего спорткорпус и в нём плавательный бассейн с ванной 25 м длиной…
Саратовский проектный институт в 1964-ом решил с местным руководством все вопросы по отводу земельных участков для строительства завода, в последующие два года выполнил своими силами топографические и инженерно-геологические изыскания промплощадки, а в 1967-ом выдал рабочие чертежи.
В Выксе в это время ещё не было строительных управлений, не применялся подрядный способ строительства. Для выполнения функций заказчика была создана дирекция строящегося завода во главе с директором А.П. Рябовым. Я был на должности главного инженера.
В 1967 г. Горьковский трест №9 в качестве подрядчика приступил к строительству. Однако ему также поручалось возведение колёсопрокатного цеха ВМЗ, где предусматривались большие объёмы работ (стоимость строительства составляла 160 млн руб.).
Металлурги, ещё не имея на строительство цеха разработанного проекта и рабочих чертежей, в 1968 г. добились в Стройбанке открытия льготного финансирования на выполнение земляных работ. Одновременно Главволговятскстрой проводил консультационную работу с руководством города и договорную – с заводами ВМЗ и ДРО. Речь шла о выводе из их состава ОКСов и формировании на их же основе строительно-монтажного управления. Оно было основано в 1968-ом и вошло в состав Горьковского треста №9.
Руководители треста №9, ознакомившись со строительными возможностями города, пришли к выводу: нужно иметь в Выксе собственную строительную базу. Поэтому, начав строительство завода СТО и продолжая возводить цех пористого проката, трест направил основные силы – СМУ №2 – на строительство промбазы, размещённой вдоль Досчатинского шоссе. Она включала комбинат подсобных предприятий, завод железобетонных конструкций (ЗЖБК), в дальнейшем автобазу №6, цех керамзитового гравия, котельную, завод крупнопанельного домостроения (ЗКПД). Параллельно СМУ №2 производило расширение и реконструкцию Навашинского силикатного завода.
Сооружение завода СТО шло низкими темпами не только из-за слабости строительной базы, но и из-за нехватки кадров. Возможностей двух СМУ явно не хватало на все начавшиеся стройки. В 1969 году Главволговятскстрой создал на их базе строительный трест №10. Но и это не улучшило положение дел. Разворачивалось строительство КПЦ, которому руководство города по понятным причинам отдавало предпоч-тение. Привлечь внимание общественности к вопросу о положении дел на строительстве завода СТО не представлялось возможным. СМИ не имели права упоминать об этом режимном объекте.
В 1970 г. состоялся пленум обкома КПСС, на котором рассматривалось и положение дел на объектах, возводимых в Выксе. Партийные руководители выразили «неудовольствие» ходом работ на строительстве колёсопрокатного цеха. А о заводе СТО не было сказано ни слова. Руководители местного уровня сделали для себя соответствующие выводы. Первый секретарь горкома П.И. Щербатов отправился в Министерство электронной промыш-ленности с целью договориться о приостановлении строительства завода СТО. На приём к начальнику 6-го Главного управления Петру Ивановичу попасть не удалось, а в Главном управлении проектирования и капитального строительства ему сказали: «…Такие заводы на Западе строятся за 1,5 года, а Вы просите ещё одну пятилетку... Стране это не нужно».
Со второго полугодия 1970-го работы прекратились полностью, хотя к этому времени уже были подготовлены фундаменты и переданы под монтаж колонн, в полном объёме завезены сборные железобетонные конструкции для главного корпуса, возведены: пожарное депо, коробка здания прачечной-химчистки, фундаменты под котельную, пробурена и обустроена артезианская скважина, смонтирована и пущена в эксплуатацию трансформаторная подстанция, построен коллектор хозфекальной канализации по ул. Пушкина.
Министерство электронной промышленности поручило дирекции завода изыскать в городе производственные площади, которые могли бы быть переданы на баланс Министерства с тем, чтобы, запустив производство, иметь действующий завод. С расчётом, чтобы после завершения работ на КПЦ возобновить собственное строительство подрядным способом. По запросу дирекции завода СТО было получено согласие Министерства чёрной металлургии о передаче из ВМЗ готовящегося к закрытию кроватного цеха (с переводом рабочих на завод СТО). Намечалось установить оборудование, необходимое для изготовления несложных деталей для других предприятий электронной отрасли. Этот вариант горком КПСС отклонил. В результате строительство завода не вошло в план новой пятилетки. Его построили в г. Александрия Кировоградской области (УССР).
В некоторой степени, этот нереализованный проект послужил развитию города. Трест №10 наращивал численность работающих за счёт строителей из Казахстана, Сибири, Урала, с предоставлением им жилья. А без завершённого в 1970 году канализационного коллектора завода СТО микрорайон Гоголя не мог застраиваться ещё три года. Существовавший коллектор канализации по ул. Островского был переполнен, работал уже как напорный и смог принять стоки только от первых трёх построенных домов. А предусмотренный для новых микрорайонов ещё только проектировался и был пущен в эксплуатацию лишь в 1973 году.
…В те годы наши земляки, связавшие свою судьбу с электронной промышленностью и жившие в Прибалтике, Закарпатье, на Дальнем Востоке, присылали в дирекцию завода СТО доброжелательные письма с изъявлением готовности продолжить трудовую деятельность на малой родине. Их надежды, так же как и планы немалой части выксунцев, не осуществились.
По просьбе Владимира Павловича сообщаем, что эта страничка нашей истории нашла отражение и в книге А. Федина «О стройке и строителях Выксы. Как это было», изданной в 2010 г. тиражом в 20 экземпляров.