Банкротство как выход из кризиса

visibility
На прошлой неделе собственник второго по величине предприятия города – ОАО «Дробмаш» – подал в арбитражный суд заявление о банкротстве. К этому шагу его подтолкнула сложная экономическая ситуация. За комментариями...

На прошлой неделе собственник второго по величине предприятия города – ОАО «Дробмаш» – подал в арбитражный суд заявление о банкротстве. К этому шагу его подтолкнула сложная экономическая ситуация. За комментариями мы обратились к исполнительному директору предприятия Александру Скалову.

   – Нынешний кризис – системный, он охватил большинство отраслей и особенно больно ударил по машиностроению, поскольку данное производство – это всегда высокая доля издержек на топливо и энергию, затрат на металл и, следовательно, значительного объёма свободных оборотных средств. С осени прошлого года стало очевидно, что потребители (карьеры, дорожные и строительные организации) оказались неспособны в прежних объёмах закупать нашу продукцию. У одних возникли проблемы с получением банковских кредитов, другие просто решили не рисковать и отложили приобретение дорогостоящего оборудования, поскольку просчитать сроки его окупаемости в условиях нестабильности практически невозможно.
   Объёмы поступлений денежных средств на завод с каждым месяцем сокращались. В то же время «Дробмаш» был вынужден обслуживать кредиты, взятые ранее на модернизацию литейного производства (теперь это – ООО «Литейный завод «Дробмаш»), а банки существенно подняли ставки. Всё это вело к вымыванию оборотных средств и, в конечном итоге, к росту задолженности перед трудовым коллективом, поставщиками, подрядчиками, банками, государственными бюджетными и внебюджетными фондами.
   – Весной ожидания роста рыночной активности у завода ещё были…
  – Весна – традиционное время роста объёмов продаж, и мы очень надеялись на оживление рынка. Однако наши надежды не оправдались. Из-за позднего утверждения Государственной Думой бюджета страны планируемые средства так и не дошли до конечного потребителя. Многие федеральные программы, на которые мы рассчитывали, заморожены на неопределённый срок. Наши потенциальные заказчики до сих пор ждут выделения государством кредита по «кубинскому» контракту. Попытка стать участником госпрограммы для завода обернулась неудачей – подрядчик в последний момент отказался закупать оборудование всё по той же причине – нехватка денег.
   Предприятие и его трудовой коллектив стали заложниками непростой ситуации.
   Сегодня большинство потребителей ограничивается ремонтом и закупкой запасных частей. Ещё раз подчеркну, отношение
к нам, к «Дробмашу», осталось прежним, есть спрос на оборудование, имеются предварительные договорённости, которые обеспечили бы полугодовую работу завода. Но… рынок ждёт стабильности и денег.
   – В сложной ситуации завод находится уже несколько месяцев…За счёт чего удавалось держаться?
  – Какое-то время держались за счёт ранее заключённых договоров, но, по понятным причинам, это не могло продолжаться бесконечно долго. С осени 2008-го мы перешли на жёсткий режим экономии ресурсов, ввели неполную рабочую неделю, балансировали между неотложными платежами и выполнением социальных обязательств. При падении объёмов производства на 60-70%, с точки зрения чистой экономики, мы должны были бы сократить большую часть коллектива. Но правление компании с самого начала приняло стратегическое решение: сохранить кадровый потенциал, избежать массовых увольнений, чтобы, как только рынок оживёт, быстро войти в нормальный режим производства. Безусловно, это – дополнительная финансовая нагрузка, однако остановка завода и роспуск коллектива на каникулы, на мой взгляд, для «Дробмаша» были бы равнозначны уходу завода с рынка.
Банкротство  как выход из кризиса   Растущая задолженность позволяла любому из кредиторов наложить арест на расчётные счета предприятия и полностью блокировать его текущую деятельность. Такие попытки были, что стало одной из причин приостановки выплаты зарплаты. К счастью, удалось доказать, что даже в случае ареста счёта мы имеем право снимать деньги для выдачи заработной платы своим сотрудникам. В первых числах августа просроченную задолженность по зарплате удалось полностью погасить, хотя ещё в начале июня она составляла более 17 млн рублей.
  – При слове «банкротство» большинство из нас представляет себе печальную картину: распродажа имущества с торгов, толпы уволенных сотрудников, всеобщее отчаяние и разорение...
  –  На самом деле банкротство не означает ликвидацию предприятия. При правильном подходе к делу именно банкротство служит средством, которое позволяет предприятию встать на ноги. Сейчас у ОАО «Дробмаш» недостаточно денежных средств для удовлетворения требований всех кредиторов. Чтобы избежать полного паралича и обеспечить жизнеспособность завода, собственники приняли решение подать заявление должника в арбитражный суд. Теперь он должен его рассмотреть и решить, действительно ли «Дробмаш» не может расплатиться по своим долгам. Если суд примет решение о начале процедуры банкротства – будет введена процедура наблюдения, назначен арбитражный управляющий, которому предстоит проанализировать финансовое состояние предприятия. Будут сняты все аресты со счетов, таким образом, у него появится возможность работать в нормальном режиме.
   Завод получит передышку, которой он просто обязан воспользоваться для восстановления своей платёжеспособности. На сегодняшний момент банкротство – единственный цивилизованный и общепринятый во всём мире способ оздоровления предприятия. Мораторий на взыскание задолженности с предприятия позволит не допустить рейдерских атак, сохранить завод, его потенциал и кадры, начать пополнять оборотные средства и постепенно рассчитаться по долгам. В любой момент может быть заключено мировое соглашение с кредиторами, которым, думаю, также не выгодно банкротство завода. К счастью, у банков-партнёров в отношении «Дробмаша» вменяемая позиция. Они подтвердили свою готовность реструктуризировать кредиты, правда, пока на короткие сроки.
   – Существует ли вероятность того, что предприятие сменит собственника?
   – Несмотря на кризис, потенциал и рыночная привлекательность ОАО «Дробмаш» остаются высокими. Это позволяет рассчитывать на привлечение стратегического инвестора, способного обеспечить приток на завод дополнительных оборотных средств, которых сейчас так не хватает. Финансовые неурядицы на рынке – явление временное. Рано или поздно кризис закончится, возобновится строительство дорог и других крупных объектов. И тогда без оборудования «ДРОБМАШа» просто не обойтись. Надеемся, что мы начнём ощущать «потепление» на рынке уже в ближайшее время.
 

 

Елена Лоткова. Фото Елены Ижовой