Броня крепка и танки наши быстры

visibility
Создавая, защищаемЕхала на автобусе из Нижнего в Выксу. Проехали хлебозавод. Пассажиры стали потихоньку готовиться к выходу. И вдруг мальчишка, сидевший впереди, воскликнул: «Мам, смотри – танк!» Все невольно повернули головы...

Создавая, защищаем

Ехала на автобусе из Нижнего в Выксу. Проехали хлебозавод. Пассажиры стали потихоньку готовиться к выходу. И вдруг мальчишка, сидевший впереди, воскликнул: «Мам, смотри – танк!» Все невольно повернули головы направо. Перед проходной завода корпусов, на площади, стояли настоящие танк и бронеавтомобиль.

Мой сосед спросил:

– У вас тут что – танки делают?

– Не только танки, а ещё бронеавтомобили, колёсные плавающие вездеходы и другую боевую технику, – пояснила я. – Да вы сходите в музей, он рядом с проходной, и узнаете ещё очень много интересного.
А про себя тут же решила, что надо рассказать о музее и нашим читателям.

В те далёкие тридцатые

Музей открылся в конце сентября к годовщине предприятия. Инициатива принадлежит руководству завода, а исполнителем стал историк по образованию и краевед по призванию Александр Баикин. Пока музей занимает одну комнату.

Итак, год 1932-й. Стране нужны были бронеавтомобили. Такова оборонная задача государства. Первую бронемашину под названием БАИ на фордовском шасси выпустил Ижорский завод. А 3 августа 1932 года решением правительства их изготовление поручается выксунскому заводу. Задача поставлена сложнейшая! Новое всё: от кадров до технологии. До конца 1933 года завод выпустил 90 машин. В это же время конструкторы Ижорского завода разработали башенный броневик улучшенного качества под названием ФАИ. И сначала его выпускали ижорцы, а потом вновь завод ДРО, причём с 1934 года броневик «встал» на шасси ГАЗа. Пик выпуска ФАИ пришёлся на 1935 год – 452 бронеавтомобиля.

Следующая серия боевых машин – БА-20, созданный конструкторами ГАЗа на базе ГАЗ-М1 (легендарной «эмки»). До самого начала войны выксунский завод выпускал БА-20 и его модернизированные образцы, которые могли ездить как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путям. Тогда это были основные боевые машины Красной Армии. Они участвовали в военных действиях на р. Халхин-Гол и КВЖД, в советско-финской войне, в Испании и в Великой Отечественной.

Всё для фронта

В сентябре 1941-го завод вошёл в состав Наркомата танковой промышленности и начал выпуск бронекорпусов и башен танков Т-60 и Т-34. В марте 1942-го года на вооружение Красной Армии принят бронеавтомобиль БА-64, созданный на Горьковском автозаводе. Бронекорпуса для него изготавливались в Выксе. А в 1943 году запущена улучшенная модель БА-64Б на базе лёгкого армейского вездехода ГАЗ-67Б с более широкой колеёй. За годы войны заводом №177 (под таким номером работал завод ДРО) было выпущено большое количество бронекорпусов для лёгких танков Т-60 и Т-70, артиллерийских установок СУ-76 и бронекабины для самолётов-штурмовиков ИЛ-2 и другой продукции военного назначения. Кстати, лёгкий танк Т-60 периода Второй мировой тоже выпускался на нашем машиностроительном заводе. Его производство продолжалось до февраля 1943 года, после чего он был заменён на сборочных линиях более лёгким танком Т-70.

О напряжённом и поистине героическом труде выксунцев военных лет рассказывают не только стенды, но и макеты сражений с участием боевых машин, изготовленных на заводе №177. Их мастерски выполнил Валерий Гадалов. Макеты являются и иллюстрацией военных действий, и символизируют мощь военной техники.

Время мирное...

В послевоенные годы завод перешёл на выпуск гражданской продукции. Однако передышка длилась недолго. С марта 1950 года в спешном порядке было организовано серийное производство корпусов колёсных БТР-152. Их произвели 152 тысячи единиц. Одновременно с ними выпускали корпуса гусеничного тягача и авиадесантной самоходной установки. В эти же годы на вооружение принят колёсный плавающий бронетранспортёр БТР-70 для огневой поддержки мотострелковых подразделений и для транспортировки личного состава. Умная машина, способная преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. В начале 80-х перешли на выпуск БТР-80.

Экспонаты музея: фотографии, макеты, альбомы, документы, наглядно свидетельствуют о том, что несмотря ни на что, наша армия держит порох в пороховницах сухим, ибо и сейчас на заводе корпусов продолжается выпуск продукции военного назначения, идёт модернизация имеющейся в войсках бронетехники. Так, в 2011 году завод приступил к производству нового БТР-82 и танка «Тигр-М». После посещения музея даже у взрослых остаётся чувство гордости за то, что в нашем городе, на нашем заводе идёт сборка мощных боевых машин. Именно в таких музеях воспитывают патриотов своей малой родины, а значит, и большой Отчизны.

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой