Частные перевозчики считают
В 2013 году администрацией округа был объявлен конкурс по транспортным перевозкам на городских и пригородных маршрутах до 2018 года, по результатам которого заключены договоры с выбранными перевозчиками. Выксунское ПАП выиграло его во многом благодаря ИП, подчеркнул А. Зиновьев: частные перевозчики предоставили свою технику и водителей пассажирскому предприятию. Согласно договору, они, наравне с обычными рейсами, должны были выполнять и социальные, перевозя льготные категории граждан (от ред.: требования к работе в этих режимах обозначены в двух постановлениях правительства Нижегородской области – №618 и №628. То есть все перевозчики округа (как ПАП, так и ИП) обязаны предоставлять льготы не только пассажирам с едиными социальными проездными билетами и абонементами (ЕСПБ и ЕСПА), но и учащимся школ, училищ, студентам).
Многие ИП в то время для работы на городских маршрутах приобрели новую технику, кто-то для этого брал кредиты. Они согласны были трудиться и по таким пунктам договора, как предоставление услуг, оказываемых ПАП на платной основе: техобслуживание, медицинское предрейсовое и послерейсовое освидетельствование, отслеживание движения с помощью системы «Глонасс», диспетчеризация и пр. «Мы в 2013 году пошли на все эти условия для поддержки ПАП, хотя, к примеру, ряд услуг можно получать в других организациях за меньшую плату», – подчеркнул А. Зиновьев.
В настоящее время ИП перестали устраивать некоторые условия договора. Сейчас, как известно, билет на проезд на городских маршрутах стоит 20 рублей, перевозчикам «возвращают» лишь 12, а куда идут ещё 8? За ЕСПА тоже доплачивают, но опять же – неполностью. Пассажирское предприятие за аренду каждого автобуса выплачивает ИП по 1 800 рублей ежемесячно, но это очень маленькая сумма, считают частные перевозчики.
Почему именно в настоящее время ИП перестали устраивать условия договоров, заключённых в 2013 году, которые они соблюдали почти три года?
Основной причиной сложившейся ситуации стало то, что весной этого года часть рейсов, осуществляемых ИП на городских маршрутах, ПАП стало заменять своими, что привело к снижению доли выручки у ИП. Помимо этого, считают ИП, изменения в расписании, введённые ПАП для «внедрения» своих автобусов, повлекли увеличение интервалов в движении транспорта – они стали составлять не пять минут, а 10-15. Это создаёт неудобство для пассажиров, ведь увеличивается и наполняемость салонов людьми во время рейсов.
«Вопросы по компенсации за социальные рейсы, обязательность получения платных услуг от ПАП возникали у нас, конечно, и ранее, но тогда ПАП нам давало полноценную возможность работать на всех городских рейсах, сейчас – ограничивает. Поэтому в настоящее время ИП готовы продолжать выполнять перевозки в городе, но при условии, что не будет сокращаться количество рейсов, выполняемых их техникой, а вот компенсация за провоз всех льготных категорий граждан будет полной. Дайте нам доработать на изначальных условиях договора до его окончания – 2018 года!» – от имени частных перевозчиков резюмирует Александр Зиновьев.
Действительно, ситуация для ИП сложилась непростая.
Но поскольку она напрямую связана ещё с одним «действующим лицом» – муниципальным предприятием «Выксунское ПАП», то положение дел попросили прокомментировать и его директора Сергея Койшева.
По мнению ПАП
– В 2013 году в конкурсе, объявленном администрацией округа на осуществление пассажироперевозок, участвовали несколько ИП и ПАП. Именно наше предприятие выиграло право на все городские маршруты, – уточнил директор, – а также пригородные – вильского и навашинского направлений. ИП Копейкин стал победителем на досчатинском и нижневерейском маршрутах, ИП Кузьмичёв – на шиморском. Для обеспечения обслуживания пассажиров на городских маршрутах были привлечены частные перевозчики, с которыми ПАП заключило договоры на аренду их техники и экипажей. Они осуществляют перевозки по лицензиям, полученным на основании полного пакета документов, имеющегося у ПАП (в том числе официального сертификата на проведение техобслуживания, экологического паспорта и пр.). Но, как правило, ИП не пользуются услугами, которые, по условиям договора, должны получать у ПАП: машины здесь не моют, медосвидетельствования проходят нерегулярно и пр. На выписанные ПАП предписания о нарушениях частные перевозчики не реагируют. В результате проверки, проведённой транспортной инспекцией, за допущенные нарушения несколько ИП получили штрафы по 50 тысяч рублей.
Мы неоднократно обращались через СМИ к населению округа по вопросам качества перевозок и просили жителей все претензии направлять именно ПАП, поскольку мы являемся основным перевозчиком в округе. Жалоб, касающихся ИП, от населения получено множество. ИП не выполняют своих обязательств не только в части соблюдения правил безопасности по перевозке людей, но и во многом другом. Билетов, являющихся своего рода «полисом» в случае непредвиденных ситуаций, пассажирам не выдают; заявленные на конкурсе направления маршрутов не соблюдают, расписание срывают и пр. Нарушения зафиксированы контрольной службой ПАП.
Мы не имеем права рисковать безопасностью пассажиров, не соблюдать графики движения и расписание, не обеспечивая тем самым качество перевозок. Перед тем как ставить технику ПАП (для замены частных перевозчиков) на те городские маршруты, по которым возникли серьёзные нарекания, ИП об этом уведомляются. Да и транспорт частных перевозчиков на каждом маршруте снят не с нескольких, а только с одного какого-то рейса. Изменение же расписания за счёт увеличения интервалов движения в среднем на пять минут сделано для оптимизации маршрутной схемы. Ведь из той же Жуковки одновременно отправлялось по три-четыре автобуса. Никаких нареканий от населения в связи с нововведениями в расписании не поступало.
Что касается социальных проездных: выпадающие доходы ПАП, как основное предприятие по перевозкам, получает из министерства транспорта региона, с которым у него заключён договор (у ИП его нет). Сумма компенсации составляет 16 рублей за одну поездку льготника. Большую часть из них ПАП расходует на приобретение и реализацию льготных проездных билетов (сюда же входит и сама их стоимость), бланков, зарплату распространителям, налоги и пр. Министерство компенсирует ПАП такие невыгодные рейсы, как, например, в Нижний Новгород. Один билет до него фактически обходится предприятию в 700 рублей, а пассажиры платят всего 450 рублей.
Что получают перевозчики? Помимо компенсации в размере 12 рублей за социальный билет, частным перевозчикам отчисляется определённая сумма за аренду каждой единицы транспортного средства, но фактически они ПАП эту самую технику не предоставляют, хотя это и предписано договором. Ни один частный перевозчик не работает на невыгодных пригородных маршрутах, являющихся убыточными, все ИП – на городских, где каждый автобус за год приносит полмиллиона прибыли. Сегодня, когда у ПАП отремонтирована техника, обучены люди, оно постепенно «входит» в городские маршруты, потому что это выгодно предприятию, живущему исключительно за счёт зарабатываемых им средств.
(Для справки: в декабре цены на проезд в пригороде (где работает техника ПАП) возросли на 6%, а в городе (85% техники ИП) – на 25%).
Чтобы обновить парк техники на междугородных направлениях, ПАП по лизингу закупило «фиаты» на 12 млн рублей. В настоящее время, согласно направленным в министерство транспорта заявкам на приобретение 20 новых автобусов, предприятию опять же (по лизингу) понадобится не менее 10 млн рублей.
ПАП делает всё, чтобы постоянно повышать качество перевозок пассажиров, и не отказывается работать с добросовестными ИП до окончания сроков договора – до 2018 года.
На чьей стороне правда…
По сути, пассажирам, стоящим на остановке в ожидании автобуса, абсолютно всё равно, чей транспорт – ПАП или ИП – повезёт их. Заходя в автобус, они точно не обращают внимания на его принадлежность. Опрос, проведённый «ВР», показал, что самыми важными критериями люди считают безопасность, соблюдение расписания, удобство и комфорт. Поэтому главное, чтобы транспортники выполняли все эти обязательные условия.
Фото Ольги Поповой