ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ, СНАЧАЛА ЕЁ ПОСТРОИВ

account_circle
visibility
Недавно администрацией города был организован социологический опрос. Выксунцам предложили высказать своё мнение, на какие цели необходимо в первую очередь направлять средства городского бюджета. Предлагалось четыре варианта ответа: благоустройство и ремонт...

Недавно администрацией города был организован социологический опрос. Выксунцам предложили высказать своё мнение, на какие цели необходимо в первую очередь направлять средства городского бюджета. Предлагалось четыре варианта ответа: благоустройство и ремонт дорог; увеличение темпов строительства доступного жилья для молодых семей и работников бюджетной сферы; более активный ремонт жилья, крыш, теплосетей; создание условий для организации досуга населения. По результатам интернет-голосования лидировали дороги. Им сказали «да!» 38% ответивших. Наверно, это не удивительно, а, скорее, закономерно. Велик соблазн вновь вспомнить пресловутую апокрифическую фразу, приписываемую разным историческим личностям, чаще всего Гоголю, реже – Салтыкову-Щедрину, Карамзину и прочим. Не важно авторство, гораздо интереснее то, что к теме разбитых дорог России так или иначе обращались едва ли не все классики литературы. Пожалуй, достаточно процитировать Пушкина («Евгений Онегин», гл. 7):
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно…

Когда Александр Сергеевич гадал о сроках, в которые российские дороги «изменятся безмерно», на дворе стоял 1823 год. Выходит, осталось подождать немного – чуть больше трёхсот лет.

Сто колдобин на версту
Рассуждать о том, сколько дорог нужно построить и отремонтировать, кто их разрушает, как бороться с лишним весом автомобилей и что меняют в дорожной отрасли контракты жизненного цикла (КЖЦ), можно бесконечно. Если есть решение к 2017 году привести в порядок все федеральные дороги, то региональные, а уж тем более местные, на такие радужные перспективы едва ли могут рассчитывать.
   Думая о спасении положения дел, уповают на упомянутые КЖЦ. Считается, что такой контракт – очень действенный способ обеспечить реальную ответственность подрядных организаций. Он позволяет им не только построить дорожный объект, но и в дальнейшем содержать его до капитального ремонта. После капремонта заключается уже новый контракт на содержание – с организацией, этот ремонт проводившей. Однако при хронически недостаточном ремонте дорог установление истинных причин дефектов не всегда реально.
   Существуют нормативные сроки. Например, в Германии, независимо от состояния автодороги, каждые четыре года с неё снимают верхний слой асфальтобетона, а затем укладывают новый. Определённые нормы есть и у нас, но следуем мы им не так регулярно, как немцы. А «недоремонт» покрытия ведёт к деформациям нижних слоёв дорожного полотна.
   О нормах. Начата активная переработка нормативной базы в сфере дорожного строительства, которая основана на европейских стандартах качества. Как заявляет замглавы Росавтодора Николай Быстров, в 2011 году на утверждение было внесено уже 24 новых национальных стандарта (в начале 2000-х их разрабатывалось всего 3-5 в год). В 2012 будет ещё больше – свыше 35. С введением новых стандартов меняется «техническая конституция дорожного хозяйства», то есть те правила, по которым работают дорожные организации, и параметры, которым должны соответствовать исходные материалы при строительстве дорог. Предполагается, что всё это должно увеличить межремонтные сроки дорожных покрытий.

Хорошо забытое старое
Если смотреть в корень, то причина всех бед – в недофинансировании. Много говорится о необходимости привлечения инвесторов, но наплыва желающих вложить деньги в строительство какой-либо автодороги, а потом ещё в течение последующих семи-восьми лет обеспечивать её содержание, нет.
   Впрочем, сегодня эту проблему намерены решать посредством перехода на нормативное содержание и финансирование за счёт дорожных фондов. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс внесены. Идея не нова. Впервые такие фонды возникли в России 20 лет назад (и просуществовали 10), средства в них поступали, минуя областные бюджеты. По самым разнообразным причинам от начинания отказались, дорожные фонды ликвидировали, налоговые сборы стали идти в «общую корзину» и уже оттуда распределялись на ремонт дорог.
   Теперь финансирование ремонта и строительства магистралей и на федеральном уровне, и в субъектах РФ, в том числе и в Нижегородской области, будет аккумулироваться в новых дорожных фондах.

Без кары небесной
У фонда чётко определённые источники, их 12. Основные – это акцизы на топливо и транспортный налог, который в Нижегородской области снижен на 10% (то, что в областную казну вкладывают автомобилисты, будет потрачено только на ремонт и содержание трасс). Также в списке штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных или тяжеловесных грузов, благотворительные пожертвования (интересно, от кого?) и плата за рекламу на билбордах.
 
Александр Табачников, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области, говорит:
– В результате нет деления на разные суммы, вся сумма поступает на дорожную деятельность. Более того, на эти деньги никто не может претендовать, за нецелевое использование нас ждут «кары небесные».
   В главном региональном управлении автомобильных дорог считают, что первым делом нужно заасфальтировать дороги в Ардатовском, Кулебакском и Навашинском районах. Например, в Ардатове три года вообще не проводился ремонт. Александр Герасименко, директор Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области, поясняет:
   – Если в этом году было направлено 2,4 млрд рублей на дорожный ремонт, то в следующем – 7,5 млрд, а к 2013-2014 годам, я думаю, эти цифры достигнут девяти миллиардов. В прошлом году отремонтировали 100 километ-ров дорог, в этом сможем – 500. Создание дорожного фонда позволяет чётко понимать, сколько средств выделяется на нужды инфраструктуры.

Парламентарии сказали: снизить!
Что до сниженной ставки транспортного налога, компенсировать недополученные фондом доходы планируется за счёт увеличения количества автотранспортных средств в регионе. По приблизительным подсчётам, эта цифра ежегодно увеличивается на 13%.

Председатель ЗС НО Евгений Лебедев:
– Были даже предложения о полном отказе от транспортного налога за счёт включения повышенного акциза в стоимость бензина. Мировой опыт показывает, что именно акцизы позволяют соблюсти баланс интересов гражданина и государства. Если человек, имея машину, на ней не ездит, то, объективно, причины платить транспортный налог «полным рублём» у него нет. Я думаю, что постепенно мы к этому придём. Но сегодня, учитывая экономическую составляющую, область не готова отказаться от налога целиком.
   Принимая решение о ставках транспортного налога, депутаты ЗС НО исходили из того, что ситуацию с дорогами в области нужно менять кардинально. Дороги надо ремонтировать, средства на это надо собирать. Старались соблюсти баланс, обеспечив социальную защиту автовладельцев с наименьшим достатком. Насколько это удалось, покажет время.

Если бы работали активнее…
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ, СНАЧАЛА ЕЁ ПОСТРОИВПоказать оно может и многое другое. Так, федеральный закон определяет правовые основы создания дорожных фондов трех уровней: федерального, регионального и муниципального. Если первые два на слуху, то третий практически не обсуждается. Однако есть мнение и о нём. Обратимся к опыту Иркутской области. Там исходят из того, что новый закон даёт муниципалитетам возможность создавать собственные дорожные фонды, но ничего не говорит об источниках их наполнения. Однако иркутские парламентарии считают, что, несмотря на это, о создании муниципальных фондов стоит подумать. Общественно-политическая газета «Областная», www.ogirk.ru:
   «Источником финансирования будут транспортный налог, доходы от эксплуатации муниципального автопарка как плата за услуги присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, различные субсидии, трансферты, оплата штрафов за нарушение правил перевоза крупногабаритных тяжеловесных грузов. Хотя пропорция тут такова, что про штрафы можно и не упоминать (примерно 0,5% от всех сборов). Если бы соответствующие службы работали активнее, сумма сбора могла существенно вырасти.
Если же решение о выделении муниципальных фондов не будет принято, это негативно скажется на настроениях жителей области. Разумеется, любой руководитель дорожной отрасли будет в первую
очередь думать о состоянии федеральных трасс, а дороги в отдалённых районах будут финансироваться по «остаточному принципу». Жителям этих районов, чьи налоги пойдут в общий котёл областного дорожного фонда, наверняка будет крайне неприятно сознавать, что до них деньги если и дойдут, то очень не скоро, а платить налоги придётся каждый год. Существование дорожного фонда с заранее известным размером собираемых средств внесёт определённость и предсказуемость в планирование объёмов и сроков будущих ремонтно-строительных работ на дорогах. Также организация фонда повысит эффективность взаимодействия с подрядчиками,  ускорит  проектировочные работы».
   В Иркутске считают, что основная часть транспортного налога, 70% от собранной суммы, должна поступить именно в муниципальные фонды. Остальные 30% – в областной. Считают, что именно местные власти собирают этот налог наиболее эффективно. Кроме того, предлагается выделение средств в муниципальные дорожные фонды из регионального, который начнёт работу в 2012 году. Выделяемые средства можно будет рассматривать в долгосрочной перспективе, на местах будут иметь на руках точные цифры и все необходимые показатели. Естественно, для того чтобы не начинать
работу с нулевой точки, нужно уже сейчас пройти подготовительную дистанцию.

Мы пойдём другим путём?
Видимо, Выксе в ближайшее время собственный дорожный фонд не угрожает. Но у округа есть и другие пути по изысканию средств на ремонт и содержание дорог. В расходную часть бюджета-2011 Нижегородской области дополнительно включены субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на проведение мероприятий по благо-устройству территорий. Губернатор Валерий Шанцев:
   – На эти цели требуются деньги практически в каждом нашем районе, поэтому от 5 до 60 миллионов рублей, в зависимости от масштабов территории, им предоставят. Выделение дополнительных средств осуществляется на условиях софинансирования (от бюджета муниципалитета – не менее 30%). Это даст возможность отремонтировать некоторые дороги, которые давно не ремонтировались, чтобы автобусы ходили, чтобы детей в школу могли доставлять безопасно. Освещение сделать, ремонт инженерных систем, благоустройство.
   Губернатор говорит об областной целевой программе «Малые дела». Для справки: среди направлений субсидий первым пунктом идёт «строительство, реконструкция, ремонт дорог». Шанс есть!

Катком и асфальтоукладчиком
Нельзя сказать, что в Выксе все просто сидят и ждут изменения ситуации к лучшему.

Глава администрации города Владимир Беспалов:
– Несмотря на то, что на благоустройство Выксы выделяется немало средств, объёмы уже выполненного достаточно велики, состояние дорожного покрытия, с учётом протяжённости территории Выксы, оставляет желать лучшего.
   Не имеет смысла хаотично наносить асфальтобетонное покрытие, так мы никогда не достигнем главной цели, которая заключается в обеспечении безопасности движения и ликвидации пробок. Действуем в соответствии с программой по ремонту дорог. Прогресс очевиден, но он, увы, недостаточен: гораздо большими темпами увеличивается количество автомобилей в муниципалитете. Значит, следует вводить дороги-дублёры и организовывать круговое движение. Определённый эффект был получен после ремонта дороги на ул. Романова: разгрузился перекрёсток ул. Ак. Королёва и Пушкина. Аналогичен результат после ремонта на ул. Шевченко: снизилась интенсивность движения на перекрёстке ул. Братьев Баташёвых и Ленина. Теперь очередь за перекрёстком близ инженерного корпуса ОАО «ВМЗ». Здесь целесо-образнее вводить круговое движение по тому же принципу, что и на перекрёстке «У сосны». Было бы отлично организовать такое движение на перекрёстках улицы Красные зори с улицами Ленина и Пушкина. Однако в данном случае строительство должно быть согласовано с Дорожным фондом (упомянутая дорога на улице Красные зори – в региональной собственности). Необходимая документация сформирована и отправлена, ждём решения. Считаю такую постановку вопроса правильной, поскольку улица – на нашей территории, и кому, как не нам, судить о целесообразности её использования.
   Средства, выделяемые на перечисленное, составляют до 16% городского бюджета. Отрадно то, что, в основном, произведённые ремонты не требуют каких-либо переделок. Здесь нелишне вспомнить об исполнителях. Дорожные работы специфичны, они требуют высокой квалификации. Казалось бы, нет ничего сложного в выборке корыта, укладке щебёночного основания и бортового камня. Но это только кажется. Необходим опыт и высокая квалификация. Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что подрядчики, местные ли, иногородние ли, не на должном уровне выполняли порученное. Потому администрация города, соблюдая всё предписанное законом (проведение аукционов, осуществление контроля за подрядчиком), всё же признаёт в сфере дорожного строительства и ремонта безусловное лидерство предприятия ЗАО «ПМК «Выксунская». Эта организация – вне конкуренции, хотя бы из-за того, что предъявляет самые высокие требования к себе, как по качеству выполняемых работ, так и по их объёмам. И тем выксунским предприятиям, которые ещё только пытаются войти на этот рынок, следовало бы применять такой же подход, что и ПМК «Выксунская»: постоянно повышать квалификацию и уделять серьёзное внимание модернизации и обновлению парка оборудования. Обычным катком и асфальтоукладчиком дорогу не построишь, результатом будут только штрафные санкции за низкое качество.

Залог успеха – кадры
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ, СНАЧАЛА ЕЁ ПОСТРОИВДаже самая отменная техника нуждается в умелых руках. В ЗАО «ПМК «Выксунская» это хорошо знают, поэтому вопросам подбора и подготовки персонала уделяют большое внимание. В настоящее время в ПМК трудится более 200 человек, в основе коллектива – настоящие профессионалы. Генеральный директор предприятия Вячеслав Филатов «взял паузу», прежде чем назвать самых-самых из них, пошутив, что хоть и говорят, что незаменимых нет, в ПМК есть такие специалисты, без которых если дело и не встанет, то будет двигаться не так результативно. Эти слова руководителя в первую очередь относятся к начальнику участка Александре Черновой, удостоенной звания «Почётный строитель РФ». Александра Семёновна трудится на предприятии более 30 лет, половину из них занимается строительством и ремонтом дорог. При её непосредственном участии строили и ремонтировали основные городские магистрали: ул. Красные зори, Романова, Пушкина, Ленина. Сейчас руководит работами по благоустройству микрорайона Гоголя. Чернова на объекте – тут уж схалтурить никому не удастся.
   Три с лишним года назад пришли в организацию молодые специалисты Александр Киселёв и Андрей Володин. Благодаря трудолюбию и желанию узнать тонкости выбранной профессии быстро освоились. Сегодня это – высококвалифицированные мастера, которые вполне справляются с работой прораба, начальника участка.
  Инженер производственного отдела Ольга Тимержанова в коллективе лишь с прошлого года, но уже проявила себя как грамотный, профессионально подготовленный сотрудник.
   Много лет отдал дорожному строительству бригадир асфасльтобетонщиков Иван Федюнин. Иван Васильевич участвовал в строительстве подходов к вантовому мосту через Оку и был удостоен высокой награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
   Перечень высококвалифицированных работников можно продолжать: Алексей Чернобровкин, Александр Гусев, Евгений Чураев, Алексей Рязанов, Николай Чернышёв. Добросовестный труд этих людей способствует повышению имиджа ПМК «Выксунская» в сфере дорожного строительства.
   И всё же без современного умелого управления успех предприятия невозможен. Вячеслав Владимирович у руля ЗАО «ПМК «Выксунская» вот уже пятнадцать лет. Под его руководством укреплялся производственно-технический потенциал предприятия, расширялась сфера деятельности. ПМК «Выксунская» является неоднократным победителем регионального конкурса «Лучшее содержание автомобильных дорог». Весомый вклад она внесла и в ликвидацию последствий пожаров, произошедших в нашем районе в 2010 году. Указом президента РФ генеральный директор предприятия Вячеслав Филатов награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Конечно, столь высокая оценка способствует хорошему настроению накануне профессионального праздника, но почивать на лаврах некогда, впереди много работы.

С лучших и спрос больше
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ, СНАЧАЛА ЕЁ ПОСТРОИВДень работников дорожного хозяйства коллектив ПМК «Выксунская» встречает с неплохими результатами. К ноябрю должны завершить работы на таком крупном объекте, как Стан-5000. Здесь надо было проложить 37 тыс. км дорог и уложить 47 тыс. кв.м асфальтового покрытия. Продолжается работа по благоустройству микрорайона Гоголя, подготовка к зимнему содержанию дорог. Техника на ходу, запасов соли для борьбы с гололёдом хватит до января. Что касается техники, то её обновляют по мере возможности. В частности, в этом году купили грейдер, погрузчик, четыре самосвала. Теперь практически собственными машинами обходятся даже при выполнении больших контрактов. В общем, ПМК «Выксунская» обладает большими возможностями и праздничное пожелание одно: пусть этим возможностям всегда найдётся применение!