К 45-летию создания треста №10 «Металлургстрой»

account_circle
visibility
В январе 1969 года в Выксе был создан строительно-монтажный трест №10 «Металлургстрой». Что же послужило основанием для создания такого крупного

В январе 1969 года в Выксе был создан строительно-монтажный трест №10 «Металлургстрой». Что же послужило основанием для создания такого крупного строительного подразделения, и для каких целей он был создан?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо осветить ситуацию, сложившуюся в нашем городе и на основном промышленном предприятии – металлургическом заводе – в 60-е годы прошлого столетия.

Выкса того периода представляла собой обычный провинциальный город, но удивительно зелёный, окружённый прудами. Все социальные объекты города: школы, больницы, детские сады, милиция, суд, прокуратура, узел связи – размещались в ветхих зданиях. Проживали выксунцы в частном секторе, многоэтажных домов были единицы. В общем, ничего особенного и примечательного, что бы выделяло его из сотен небольших городов России.

Выксунский металлургический завод представлял собой довольно крупное по тем временам предприятие, включавшее в себя два мартеновских цеха с разливкой стали в «канавах», два трубных цеха с печной сваркой, листопрокатный цех с древним станом «Трио-Лаутс», вилопрокатный и мелкосортный цеха, два чугунолитейных цеха, кроватный и листокровельный цех в р. п. Досчатое, десяток вспомогательных обслуживающих цехов.

Все цеха располагались в зданиях старой постройки, за исключением мартеновского и трубного цеха №2, построенных соответственно в 1933-м и 1935-м годах. Оборудование было изношенным и устаревшим. Рентабельность производства – нулевая, потому и на его модернизацию собственных средств не было.

Социальная обстановка в городе была чрезвычайно острой и напряжённой. Самая сложная проблема – трудоустройство. Работы практически не было, по-этому молодёжь массово покидала Выксу.

Естественно, хозяйственные руководители завода, а это директор Пётр Михайлович Луговских и главный инженер Борис Фёдорович Антипов, были озабочены сложившимся положением дел. Завод являлся основным предприятием города, как сегодня принято говорить – градообразующим. Позицию завода активно поддерживал первый секретарь горкома партии Пётр Иванович Щербатов.

Многочисленные обращения в областные и центральные партийные и хозяйственные органы, письма (а среди них я бы обратил внимание на открытое письмо 22-х коммунистов, ветеранов завода, в адрес Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва), с изложением бедственного положения металлургического завода, не остались без внимания.

К 45-летию создания треста №10 «Металлургстрой»В конце 50-х и 60-х годов XX столетия делались неоднократные попытки привязки и строительства на ВМЗ крупных промышленных производств. В 1959 году вышло Постановление правительства страны о строительстве в Выксе трубного цеха с непрерывной печной сваркой. Цех должны были ввести в эксплуатацию в 1965 г., затем заводу предлагалось построить прокатный стан на базе Пильчерстана (одного из трёх, закупленных государством в Венгрии). Но в обоих случаях из-за отсутствия в Выксе мощной строительной организации, способной освоить значительные капитальные вложения в короткие сроки, реализация проектов была перенесена на Урал и Украину. А проекты привязки этих цехов в нашем городе так и остались на бумаге.

О реальных возможностях выксунской строительной базы того периода можно судить на примере строительства порошкового цеха. Строительство на заводе в то время осуществляло управление капитального строительства ВМЗ. В 1965 г. вышло Постановление ВСНХ СССР (высший хозяйственный орган страны в то время) о строительстве на ВМЗ цеха по производству пористой ленты мощностью 650 тонн в год с вводом в строй в 1967 г. Строительство этого цеха УКС ВМЗ осуществлял такими низкими темпами , что если бы не включение этого цеха в план строительства вновь организованного треста №10 «Металлургстрой», неизвестно, когда бы этот цех был закончен. Трест №10 ввёл порошковый цех в эксплуатацию в декабре 1970 г. Это был первый промышленный объект, введённый трестом №10 в строй. Построить же такие мощности, как Пильчерстан, где объёмы капитальных вложений в сотни раз превышали стоимость строительства того же порошкового цеха, завод собственными силами без мощной подрядной организации, естественно, не мог.

20 июля 1966 года вышло сов-местное Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР за №730 «О реконструкции металлургического завода в г. Выкса Горьковской области», предусматривающее строительство крупнейшего в Европе колёсопрокатного комплекса. Строительство комплекса должно было осуществляться подрядным способом. Это было началом второго рождения завода и города Выксы в целом. Непосредственные инициаторы этого действия П.М. Луговских и П.И. Щербатов достойны памятников, как и братья Баташёвы.

В целях реализации вышеупомянутого Постановления в январе 1969 г. Минстрой СССР, а затем и Главстрой издают приказы о создании в Выксе строительно-монтажного треста №10 «Металлургстрой» с формулировкой «В целях обеспечения выполнения возросших объёмов подрядных работ по строительству ВМЗ». Управляющим трестом №10 был назначен Борис Васильевич Кочетов, а главным инженером – Соломон Давидович Зильберберг.

Б.Ф. Антипов в своей книге «Формула успеха: творить, верить, любить» пишет: трест №10 был создан не с «нуля». Действительно, трест №10 был создан на базе имевшихся УКСов заводов ВМЗ и ДРО. Численный состав сотрудников УКСов доходил до 150-200 человек, в основном работников невысоких категорий и узкой специализации. Производственной базы не было, если не считать бетоно-растворного узла, располагавшегося на территории завода ДРО неподалёку от проходной, что у Межонского пруда. Когда я впервые приехал на этот БРУ за раст-вором, то поразился видом этого производства, донельзя устаревшего. Ещё на подъезде был слышан пронзительный визг скипового подъёмника, с помощью которого цемент и инертные материалы поднимались наверх в бетономешалку. Впереди в очереди стояло 5-6 автосамосвалов ЗИЛ, почему-то в народе называвшихся «Захарами». Загрузка каждой машины длилась не менее 10-15 минут, и это понятно, так как ёмкость бетоносмесителя составляла 0,2 или 0,3 кубометра. Всё производство находилось под открытым небом. Дневное производство составляло 20-30 куб. м в смену, работал цех для отпуска продукции на сторону в дневную смену, а в вечернюю смену производились простейшие железобетонные изделия: стеновые блоки, фундаментные подушки и перемычки. Предельно ясно, что с таким производством построить что-то серьёзное было нельзя. Ведь потребности предстоящей стройки (колёсопрокатный цех) определялись до 1000 куб. м в сутки.

Соответствующей была и материально-техническая база бывших УКСов: количество машин, экскаваторов, бульдозеров и грузоподъёмных механизмов исчислялось единицами, их технические характеристики по мощности и грузоподъёмности были низкими, а состояние – изношенным.

На базе УКСов заводов ВМЗ и ДРО во вновь создаваемом тресте №10 были образованы СМУ-1 и СМУ-2, а их руководителями соответственно назначены Евгений Трифонович Токарев и Владимир Тимофеевич Мишунин. Суммарно два СМУ составили четвёртую (низшую) категорию треста №10.

К 45-летию создания треста №10 «Металлургстрой»Руководители вновь образованного треста №10 прекрасно понимали, что без быстрейшего наращивания мощности треста, как в численном выражении, так и в производственно-техническом отношении, решить поставленную задачу невозможно. Необходимо было организовать поточное строительство жилья для приглашаемых со всех концов Союза специалистов. Без высококвалифицированных кадров построить комплекс в такие короткие сроки (срок ввода комплекса – III квартал 1973 г.) – просто утопия. Необходимо было как можно быстрее построить и запустить производственную базу по выпуску бетона, раствора, железобетонных изделий, асфальта. Предстояло построить и запустить базу механизации на 250-300 единиц строительных механизмов, автобазу на 400 автомобилей, создать базы специализированных организаций по монтажу стальных и железобетонных конструкций, оборудования, энергетики, связи, автоматики и т.д.

«Я понимал, что без достаточного количества рабочих и инженеров-строителей, без жилья для них, без предприятий по выпуску строительных материалов такая громадная стройка захлебнётся на первом же этапе» – так С.Д. Зильберберг пишет в своей книге «Воспоминания и размышления» о первоочередных задачах стройки.

В октябре 1969 г. Бориса Кочетова переводят на работу в Главстрой на должность главного инженера. Управляющим трестом назначают С.Д. Зильберберга, главным инженером становится бывший начальник технического отдела Главстроя В.П. Федотов, который проработал в Выксе 1,5 года, а на его место назначают В.Т. Мишунина, проработавшего в этой должности 15 лет, до 1986 года. У истоков рождения треста №10 стоял Ю.В. Смирнов – секретарь партийного комитета треста №10. Вся тяжесть по организации и созданию треста, производственной базы и подразделений Минмонтажспецстроя легла на плечи С.Д. Зильберберга.

Неуёмная энергия, недюжинная сила воли, целеустремлённость и огромная работоспособность (ему в то время было 42 года) позволили всего за один год создать боеспособный коллектив, построить мощную производственную базу и вывести трест на первую высшую категорию.

Вот как описывает сам С.Д. Зильберберг в своей книге тот период времени: «На меня со всех сторон навалилась громада различных дел, как организационного, так и технического порядка. Я всю жизнь был трудолюбивым человеком, а теперь работал по 12-15 часов в сутки. Я сам удивляюсь, как удавалось переработать такую уйму вопросов, везде успевать, нести такую нервную, умственную и физическую нагрузку».

К 45-летию создания треста №10 «Металлургстрой»Заказчика от ВМЗ представлял зам. директора по капитальному строительству Сергей Николаевич Лысов. Главным инженером проекта проектного института «Укргипромез» был Сафроний Семёнович Карманов, которого вскоре сменил Валентин Иванович Колесников, проработавший на этой должности на благо Выксы и завода 44 года.

Под строительство колёсопрокатного комплекса была выбрана площадка северо-западнее завода ДРО в сторону р. Выксунь, полностью занятая непроходимым болотом. Вид на площадку будущего строительства был хуже некуда. Когда в Выксу приезжала правительственная комиссия с целью ознакомления с площадкой строительства, то член комиссии зам. председателя Госплана СССР М.А. Перцев с грустью заметил: «Здесь никогда ничего не будет» (Б.Ф. Антипов. Формула успеха, стр.109).

1 сентября 1969 года я, как молодой специалист, после окончания Пензенского инженерно-строительного института был принят главным инженером треста №10 «Металлургстрой» С.Д. Зильбербергом, и после полагающихся в этом случае формальностей меня определили мастером в СМУ-1, которым руководил Е.Т. Токарев. Из отдела кадров СМУ-1 меня направили на первый строительный участок (руководитель Н.И. Салин), который вёл подготовительные работы на строительстве колёсопрокатного цеха.

В это время велись работы по освобождению площадки строительства от торфа. Предварительно выполненные водоосушительные канавы позволили понизить уровень грунтовых вод на 1,5-2 метра, что дало возможность довольно безболезненно производить выторфовку. Освобождённые от торфа площади засыпали привозным песчаным грунтом. Всего с площадки строительства было вывезено 300 тыс. куб. м торфа. Объём обратных засыпок песчаным грунтом, в том числе и намывов, составил астрономическую цифру – около трёх млн куб. м.

Летом 1969 г. стала поступать из проектного института «Укргипромез» рабочая документация на фундаменты под каркас здания основного колёсопрокатного цеха, и началась подготовка к их сооружению.

Конструктивно были запроектированы столбчатые монолитные железобетонные фундаменты с отметкой заложения от -5,3 до -12,0 метров. Уровень грунтовых вод колебался от -3,0 до -4,5 метра (колебания были вызваны проводимыми работами по выторфовке). Так как отсутствовали специальные мероприятия по водопонижению (глубинные скважины, иглофильтры), было принято решение о закладке фундаментов неглубокого заложения (от -5,3 до -7,5 метров). Примитивное поверхностное водопонижение с помощью обычных насосов и защита стен котлованов от бесконечного плывуна с применением щитов в несколько ярусов физически не позволяло выполнить фундаменты более глубокого заложения. Земляные и бетонные работы выполняла бригада Марии Ивановны Шибановой, состоявшая практически из одних женщин. Никогда не забыть тот тяжёлый физический, я бы сказал рабский труд, который выполняли эти женщины, так как абсолютно всё делалось вручную: излишки грунта они грузили лопатами в коробки, бетон в котлован спускали по наклонным деревянным желобам с помощью лопат. Потом стали появляться большегрузные краны, бадьи для укладки бетона (так называемые «туфельки»), грейферы для выемки грунта, а на первых порах – нулевая механизация.

К 45-летию создания треста №10 «Металлургстрой»Я специально подробно описал, как начиналось строительство колёсопрокатного цеха, чтобы нынешнее молодое поколение выксунцев знало, каким тяжким трудом наших отцов рождался современный металлургический завод в 70-е и 80-е годы прошлого столетия.

21 ноября 1969 года на площадке строительства колёсопрокатного цеха состоялась церемония закладки основного цеха. Право укладки первого кубометра бетона было предоставлено первому строительному участку СМУ-1: начальник участка Н.И. Салин, прораб М.А. Мухин, мастер В.А. Жериков, бригада бетонщиков М.И. Шибановой. Присутствующих было очень много. Здесь были хозяйственные и партийные руководители города, завода и треста №10, строители, работающие на площадке строительства. Но это было только начало. До завершения строительства комплекса предстояло уложить ни много ни мало – 165 тыс. кубометров бетона.

Стройка преображалась и росла на глазах. Вместе с ней росли и люди. В своей книге «Воспоминания и размышления» С.Д. Зильберберг отмечает труд сотен инженеров, техников, бригадиров и рабочих, отличившихся на строительстве цеха. Сделано это подробно и квалифицированно, считаю ненужным повторяться в этой статье.

В сентябре 1973 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первый этап колёсопрокатного комплекса по производству 250 тысяч железнодорожных цельнокатаных колёс. Это было эпохальное и историческое событие для завода и всего города. В строй действующих вступило современнейшее производство, коренным образом отличавшееся от имеющегося на заводе. Город и трест №10 «Металлургстрой» во весь голос заявили, что создана крупнейшая строительная организация, способная решить любые поставленные задачи строительства. Ввод КПЦ стал прологом для будущих строек на ВМЗ и в городе.

Каковы результаты ввода КПЦ? Вместе со строительством колёсопрокатного цеха была построена либо обновлена вся инфраструктура завода: энергетическое хозяйство, объекты транспорта и связи. Основные фонды завода выросли практически в два раза. Численность работающего персонала комплекса составила 1200 человек, что позволило во многом решить проблему безработицы.

В подразделениях треста №10 и субподрядных организациях работало до 2-2,5 тысяч человек. Эта занятость сняла проблему безработицы в городе. Для тружеников завода и треста №10 было построено 120 тысяч кв. м жилья, что так же в значительной мере снимало проблему жилья. Для города были построены средние школы №4 и №6, шесть детских комбинатов, хлебозавод, инфекционная больница.

К 45-летию создания треста №10 «Металлургстрой»С.Д. Зильберберг проработал в г. Выксе в должности управляющего трестом №10 15 лет, хотя должен был проработать один год – такая была договорённость. За эти годы на заводе были построены: комплексы ТЭСЦ-3 и ТЭСЦ-4; реконструированы ТЭСЦ-1 и ТЭСЦ-2; две котельные – теплофикационная и паровая; медсанчасть и профилакторий и многое другое.

В Выксе появились здания исполкома, нарсуда, милиции, узла связи, гостиницы, кинотеатра; были сооружены ретранслятор, поликлиника на 600 посещений, ГПТУ-57, мемориальный комп-лекс, мясокомбинат, птицефабрика, свинокомплекс, завод лёгких металлоконструкций, заводы керамзитового гравия и крупнопанельного домостроения, школы и большое количество жилых домов. Была выполнена запитка города по теплу от завода, построены кольцевой водопровод и канализационный коллектор с насосными станциями, современная автодорога по ул. Пушкина (до этого была грунтовая).

После отъезда С.Д. Зильберберга из Выксы в 1984 г. управляющим трестом №10 был назначен Павел Николаевич Савин, работавший в этой должности вплоть до ликвидации треста в 2006 году. За этот период трестом №10 были построены: ТЭСЦ-5, городские очистные сооружения, здания универмага, ГПТУ-2, Сбербанка, школ №№8 и 9, пять детских комбинатов и жилые дома общей площадью 62 тыс. кв. м, произведена реконструкция ТЭСЦ-4.

Всего за период деятельности треста №10 для города и района было построено семь средних школ, 12 детских комбинатов, три ГПТУ и 569 тыс. кв. м жилья. Практически всё новое строительство за период 1969-2006 годов было выполнено трестом №10 «Металлургстрой». Он возродил металлургический завод и город Выксу.

Трест №10 «Металлургстрой» оставил неизгладимый след в истории города. Поэтому созданная инициативная группа из бывших работников треста №10 и администрации города старается донести до выксунцев и сохранить память об этой организации.

На бывшем здании треста №10 «Металлургстрой» на площади Октябрьской революции установлена мемориальная памятная доска. Успешно был завершён сбор средств на издание книги мемуаров бывшего управляющего трестом №10 «Металлургстрой» С.Д. Зильберберга. Книга «Воспоминания и размышления» вышла в свет.

Планируется и установка стелы в районе смонтированной памятной доски, где будут навечно запечатлены имена заслуженных строителей – они этого достойны. Инициативная группа выходит с ходатайством о присвоении имён особо отличившихся строителей улицам города, а первому управляющему трестом №10 С.Д. Зильбербергу – звания «Почётный гражданин г. Выкса».

 

Владимир Жериков. Фото Ольги Поповой и из архивов бывших строителей