После пожаров лета-2010 остались огромные площади горельника. Вывезти и переработать его стало главной задачей. Инициативные и оборотистые люди тут же откликнулись, и в районе как грибы после дождя начали появляться лесопилки. Отдельные приступили к разделке уже осенью, работали и зимой, трудятся сейчас. На сегодня в районе около ста лесопилок. Но возникает другая проблема: что делать с отходами и опилками? Их скапливается столько, что они сами могут стать причиной пожаров. Это и побудило членов общественного экологического совета совместно с редакцией «ВР» выехать в рейд по лесопилкам.
Первый объект, куда мы прибыли, находится в Виле по ул. Чкалова. Территория была огорожена, а на ней самой царил образцовый порядок. Доски и брус аккуратно складированы у забора, в сторонке – небольшая куча опилок, срезки.
– А хозяин есть? – спрашиваем у рабочих.
Через несколько минут явился мастер и сообщил, что лесопилка Инария Крисанова. На вопрос, что они делают с отходами, ответил: «Вывозим населению». Да, бесплатно и на своей технике. Приобретены самосвал, два трактора и две тракторные тележки. Кому-то нужна только маленькая тележка срезков, а кому-то – и самосвал опилок. Пока в округе посёлки не газифицированы, люди охотно берут срезки для отопления.
– А если бы в деревнях был газ, тогда как?
– Это было бы большой проб-лемой, ибо у нас в районе нигде нет перерабатывающего оборудования.
Неподалёку от крисановской лесопилки другая. И находится-то всего в двух шагах, через дорогу. Ни о каком ограждении здесь нет и речи, всё хаотично разбросано. Рабочие загружали «КамАЗ» опилками.
– Куда повезёте опилки?
– Пока не знаем, но обычно возим в лесхоз на брикетирование.
Со срезками здесь поступают так же, как и на соседней лесопилке: отдают людям.
Едем дальше. Узкая полуас-фальтированная дорога привела на ул. Лесную. Здесь расположен большой кирпичный корпус по разделыванию древесины. А рядом – высотой с это же здание – гора срезок. Пока мы смотрели на это рукотворное сооружение, приехала мастер Надежда Александрова. Она пояснила, что это лесопилка лесхоза. Опилки с неё перерабатываются в брикеты, срезки отдаются населению. Скопилось на сей момент, действительно, много.
Интересный разговор состоялся у нас с владельцем лесопилки на ул. Лесной, 8 Сергеем Кадеевым и его помощником Максимом. Накопившиеся срезки для них тоже головная боль. Их негде перерабатывать. «Нас штрафуют за это, но мы поставлены в жёсткие условия. У финнов, например, в переработку идёт каждый сучок, а у нас…Задача-то верная: как можно быстрее переработать горельник, а поддержки от государства нет», – сказал Сергей. Максим добавил, что приобрести ещё и перерабатывающее оборудование на свои средства они не в состоянии, слишком оно дорогое.
Кстати, ту же мысль высказал и Александр Крестин, владелец лесопилки на въезде в п. Проволочное.
– Кто-то думает, что мы непомерно обогащаемся. Но никто не посчитал, сколько средств затрачено на приобретение самосвалов, тракторов, лесовозов, другого оборудования. На коленке дрова рубить не будешь и на тачке вывозить – тоже. Мы и так работаем в походных условиях. А если говорить о переработке отходов, то, малому бизнесу это не по силам. Закончится горельник, свернутся лесопилки, куда мы с этим оборудованием? Такие вопросы должны решаться централизованно. Раньше такая техника была у леспромхоза.
В посёлке Проволочное, на ул. Рогановского, лесопилка – почти на огородах у жителей. Поэтому их опасения относительно пожаро-опасности вполне справедливы. Однако по словам Руслана Авдошина, помощника начальника лесопилки Евгения Ерошкина, во-первых, ночью территория лесопилки охраняется, а во-вторых, часть срезок они вывозят бесплатно населению, остальные – во Владимирскую область на переработку в щепу. Конечно, было бы удобнее иметь всё у себя, но для одного предпринимателя дорого. Объединиться и купить? Нет смысла. Ещё год и весь горельник будет переработан.
Такова ситуация на сегодняшний день. За комментариями мы обратились к директору ГПНО «Выксунский лесхоз» Константину Заторскому.
– То, о чём говорят люди, совершенно справедливо. Им предложили быстрее вырубать горельник, а что делать с отходами – никто не знает. В мире ещё никто не придумал такого оборудования, которое перерабатывало бы отходы горельника. Выход один: выделить где-то территорию по сжиганию отходов. Другого не вижу. Но это уже должно быть заботой властей, а не владельцев лесопилок.