ОСОБЕННОСТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ

account_circle
visibility
Мы привыкли, что каждый следующий год будет дороже предыдущего. Растут цены, растут налоги, растут тарифы. Последние всегда оставались распределительным инструментом среди естественных монополий. Об их социальной роли в жизни задумываются...

Мы привыкли, что каждый следующий год будет дороже предыдущего. Растут цены, растут налоги, растут тарифы. Последние всегда оставались распределительным инструментом среди естественных монополий. Об их социальной роли в жизни задумываются – увы! – далеко не в первую очередь. Казалось бы, ситуация несколько изменилась. Впервые российские власти решительно поломали сложившуюся традицию менять тарифы с наступлением Нового года. Исключение сделано лишь для железнодорожных перевозок, плата за которые проиндексирована в первый же день 2012-го. Всё остальное будет дорожать постепенно. Например, с 1 июля поднимется плата за услуги ЖКХ с одновременным увеличением квартплаты.

Что год наставший нам готовит
Несмотря на то, что тарифы вырастут не с новогодним боем курантов, а с полугодовой отсрочкой, в июле, и на те же привычные ежегодные 10-15% (как минимум), путём нехитрых вычислений нетрудно выяснить: если новые тарифы будут действовать полгода, то их общий итоговый рост в 2012-м окажется на уровне ожидаемой 5-7-процентной инфляции. Ещё один характерный признак наших тарифов – их полупрозрачность. Хотя в последнее время в этой сфере всё же произошли некоторые перемены.

В 2011 году удалось «пробить» закон, по которому граждане имеют право увидеть, какие расходы включили монополисты в тарифы. Это серьёзно улучшит ситуацию с прозрачностью тарифообразования, но, к сожалению, полностью не исправит. Во-первых, средний потребитель не настолько образован, чтобы разобраться в этих выкладках и понять обоснованность цифр. Во-вторых, выбора у него всёравно нет: поставщик услуг практически у всех один.

Если бы рост тарифов ограничивался инфляцией… А то ведь все надбавки пенсионерам и бюджетникам съедаются этими тарифами. Расходы на коммунальные услуги забирают четверть семейного бюджета. И это, в свою очередь, не может не сказаться на питании и бытовых условиях людей, значит, и на их здоровье и качестве жизни.

По предварительным данным, с 1 июля повышаются тарифы на электроэнергию и теплоэнергию, а также водоснабжение (отведение) на 5,6-6% , 4-6% и 6% соответственно. Газ также «стартует» 1 июля и идёт в рост на 15%. В сравнении с этим железнодорожное повышение на 10% выглядит достаточно скромно в свете того, что на поезде мы ездим не каждый день.

Критерий повышения –
доступность для населения

Федеральная власть настроена, в целом, оптимистично. Как сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на одной из недавних «прямых линий», рост тарифов ЖКХ в 2011 году составил 13,5% при установленной планке в 15%. Дальше, по его мнению, ситуа-ция улучшится. Глава правительства напомнил, что на 2012 год принято решение ограничить рост тарифов на уровень инфляции.

– Это значит, что будет где-то шесть-шесть с небольшим процентов, – поясняет он, добавляя, что это сделано сознательно и не связано с выборами. – Если тарифы поднимаются в начале года, то они как бы разгоняют инфляцию, поэтому мы приняли решение разрешить рост тарифов только с июля. В первой половине года подъёма тарифов вообще не ожидается.

Минрегион предлагает ограничить десятью процентами рост тарифов ЖКХ в 2012 году. Об этом опять-таки недавно заявил на «Правительственном часе» в Госдуме глава ведомства Виктор Басаргин:
– Мы определили основным критерием повышения тарифов доступность для населения. С точки зрения повышения тарифов на уровень инфляции, для сферы ЖКХ сегодня будет достаточно сложно удержаться в интервале 6,5 – 7,5%, потому что отрасль до этого периода была серьёзно недофинансирована. Мы подсчитали и предложили, чтобы уровень роста тарифов на 2012 год в системе ЖКХ не превышал 10%. Это будет увязано с теми прогнозами, что даст Минэкономразвития по социально-экономическому развитию.

Министр напомнил, что в 2011 году рост тарифов ЖКХ для населения был ограничен 15%.

– Платёж для населения на этом уровне и остался, – заявил Басаргин, обратив, однако, внимание на возникший «всплеск тарифов на электроэнергию на свободном рынке услуг».

Правительство РФ в настоящее время рассматривает несколько предложений по удержанию роста тарифов. Наиболее вероятным представляется вариант индексации тарифов на электро-энергию, начиная с середины будущего года. Одновременно с этим Минэкономразвития предложило «растянуть» повышение тарифов на газ в несколько этапов: первое повышение планируется провести в январе, а второе – в апреле.

Основная цель, которую преследует предложение – попытка снизить рост инфляции в начале будущего года. Инициаторы опираются на удачный опыт большинства зарубежных стран: во многих из них индексация тарифов для монополий начинается именно с середины года. Скорее всего, повышение тарифов на ЖКХ теперь ежегодно будет происходить с 1 июля, а не с 1 января.

Следует учесть, что «растяжение» роста тарифов на несколько месяцев будет стоить государству немалых затрат – по некоторым данным, на это будет использовано немало миллионов, а работать над проектом будет целое сообщество профессионалов в энергетической отрасли.

Работаем больше, чтобы меньше платить
«Тарифную ситуацию» стараются контролировать и на уровне региона.

В Законодательном собрании Нижегородской области функционирует рабочая группа по анализу фактов и обстоятельств установления тарифов на электрическую и тепловую энергию. Возглавляет её заместитель председателя ЗС НО Александр Табачников.

В совещаниях участвуют депутаты регионального парламента, представители правительства и прокуратуры области, органов местного самоуправления, теплоснабжающих организаций. Рассматриваются жалобы на повышение расходов на теплоэнергию, проводится мониторинг причин и возможного исправления ситуации с привлечением специалистов министерства ЖКХ и ТЭК области.

Отмечается проблема роста цен на услуги теплоснабжения на предприятиях и в организациях, связанного с переходом на двухставочную систему тарифов. Решение по его введению было правильным, но методика применения этих норм и договорная работа, проводимая поставщиками теплоэнергии, сводит на нет хорошее начинание. У отдельных потребителей, в основном предприятий и организаций Нижнего Новгорода, платёж за тепло-энергию вырос на 40-50%.

По мнению депутатов, причиной роста может быть ошибка в расчётах «Теплоэнерго». ЗС НО формирует перечень вопросов и предложений, которые будут направлены руководству ОАО «Теплоэнерго». В частности, депутаты требуют пересмотреть систему расчётов для потребителей, которые перешли на двухставочный тариф.

В свою очередь, региональное правительство с 2010 года ведёт активную работу по ликвидации нерентабельных котельных, которые в качестве основного вида топлива используют мазут. Губернатор Валерий Шанцев, говоря о модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства, отмечает, что инфраструктура теплоэнергетического комплекса с изношенными сетями и морально устаревшими котельными досталась в наследство с советских времён.
– Самое главное сейчас – выделение средств на газификацию и перевод мазутных котельных на альтернативное топливо. Это не только улучшит качество услуг, но и существенно уменьшит стоимость каждой гигакалории, – подчёркивает глава региона.
По данным министерства жи-лищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса, основная работа по переводу котельных с мазута на альтернативные виды топлива должна быть завершена в 2012 году. Перевод котельной с мазута на природный газ или на альтернативные источники отопления не только увеличивает мощность, но и уменьшает стоимость сырья, что, в конечном счёте, влияет на тарифы для населения.

С 12-го на 2-е
Согласно данным статистики, Нижегородская область по минимальному индексу роста платы за отопление в период с 2005 по 2010 годы переместилась с 12 места в ПФО на второе. По этому показателю регион опередил и Татарстан (7 место), и Самарскую область (6 место), и Ульяновскую область (10 место), и Республику Башкортостан (14 место).

В Нижегородской области действует гибкая система социальной поддержки малообеспеченных граждан в части оплаты за жилищно-коммунальные услуги. По информации Росстата, в 2010 году в регионе в качестве субсидий на оплату ЖКУ населению выплачен максимальный объём средств среди регионов ПФО – 1,8 млрд рублей. Субсидии получили 149 тысяч семей (11,5% от проживающих в области).

Кроме того, в регионе установленная максимальная доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи составляет 18%, что ниже, чем в среднем в ПФО (21%) и по России (19%). Вместе с тем, согласно данным, в регионе среднемесячный размер субсидий – один из самых высоких в округе и составляет 1011 рублей на семью. К примеру, в Татарстане субсидии составляют 390,1 рублей, в Самарской области – 663,5 рублей.

Загляни в платёжку, на портале проверь
Вернёмся к прозрачности тарифов. Минрегионразвития утвердило примерный образец единой квитанции. Раньше за каждую услугу платить приходилось отдельно. Теперь все данные сведут воедино. В квитанции также будет указано, сколько человек должен заплатить за индивидуальное потребление воды по данным своего счётчика, а рядом выставят счёт за общедомовое потребление уже по общему прибору учёта.

Первое отличие, которое увидят жители после введения новой формы платёжки для ЖКХ, – это её размер. Прежние квитки за оплату жилищно-коммунальных услуг, как правило, печатались на листах формата А5. Их было несколько: за свет, газ, воду. Новая форма квитанции будет значительно больше — лист формата А4, заполненный подробными таблицами: всего 6 разделов.

В первом разделе собственник жилья найдёт название организации, которой он перечисляет деньги, и её контакты. Во втором – задолженность и дату последней оплаты. В общую сумму за услуги ЖКХ войдут счета за воду, газ, свет и ремонт. В третьем – подробную информацию о каждом пункте оплаты, при этом сумма состоит из двух частей: индивидуальной и общедомовой. Каждый будет платить свою долю, например, за отопление подъезда. В четвёртом – нормативы потреб-ления по каждому виду услуг. Это важно знать, если в квартире нет счётчиков. В пятом разделе будут представлены все операции по перерасчёту коммунальных платежей, например, если за услугу была переплата. Шестой предназначен для тех, кто единовременно не может оплатить всё сразу. Правда, за рассрочку придётся платить проценты.

Специалисты ломают головы, как такое количество информации уместить на одном листе. Граждане ждут «прозрачных» нововведений.

Если даже «прозрачная платёжка» вдруг да вызовет сомнения в достоверности, проверить свои счета за услуги ЖКХ можно, зайдя на http://newtariffs.ru/calc-jkh. Именно там, на портале «Новые Тарифы», размещён калькулятор коммунальных платежей. Калькулятор поможет гражданам из любого региона России проверить правильность расчёта квартплаты и тарифов ЖКУ.

Он позволяет рассчитать стоимость платы за коммунальные услуги с учётом условий проживания, поставщиков, оказывающих коммунальные услуги, установленных тарифов и нормативов потребления. Для начала пользователю калькулятора коммунальных платежей нужно указать место проживания: выбрать субъект, муниципальный район, муниципальное образование. Далее следует указать условия проживания, под которыми подразумеваются площадь квартиры и количество прописанных в ней жильцов (без учёта субсидий и льгот).

Калькулятор позволяет произвести расчёт по следующим коммунальным услугам: водоснабжение (холодная и горячая вода), водоотведение (канализация), электроэнергия, газ, отопление.

Калькулятор подсчитает, сколько вы должны платить за предоставляемые услуги. Полученную информацию можно сохранить и распечатать. Останется только сравнить полученные цифры с теми, которые проставлены в счетах, согласно установленным тарифам.

В случае расхождений в счетах сбытовых компаний и показаниях коммунального калькулятора вы можете смело жаловаться в соответствующие инстанции и контролирующие органы. Например, в ФСТ России, задав вопрос в интернет-приёмной на сайте ведомства.

Все обращения граждан рассматриваются в установленном порядке, и вы обязательно получите ответ на поставленный вопрос.

Сколько будем платить за жильё?
Согласно Жилищному кодексу РФ органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилфонда, а также для собственников жилых помещений, которые так и не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано.
ОСОБЕННОСТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ
Жилищный кодекс предоставляет собственникам жилых помещений право самостоятельно устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилья. Решение принимается на общем собрании собственников помещений в каждом многоквартирном доме. Однако, как правило, владельцы квартир не используют предоставляемые полномочия, и управляющие компании в расчёте за жилищные услуги применяют те же тарифы, что и для нанимателей.

Тарифы на коммунальные услуги: водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, утилизация (захоронение) твёрдых бытовых отходов, теплоснабжение, электроснабжение и газоснабжение утверждаются федеральными органами исполнительной власти (Федеральная служба по тарифам РФ) и органами государственной власти субъектов РФ (Региональная служба по тарифам Нижегородской области)

На 2012 год региональной службой по тарифам согласованы предельные индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для городского округа г. Выкса в следующих размерах:

ОСОБЕННОСТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ
То есть в наступившем году предполагается поэтапное повышение тарифов: с 1 июля на 8,5 % для домов с центральным отоплением и на 13% для домов с индивидуальными источниками отопления, затем с 1 сентября ещё на 3,5% и 1,7% соответственно. В общем, основное увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги приходится на середину 2012 года.

Справка
В соответствии с внесёнными в мае 2011 года изменениями в постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», расходы по содержанию общедомового имущества в части электроснабжения могут включать в себя только работы по обеспечению готовности внутридомовых электрических сетей и оборудования, входящих в состав этого имущества, к предоставлению услуги электроснабжения. Поэтому оплата электроэнергии для освещения мест общего пользования в многоквартирном доме не может быть включена в состав платы за жилое помещение. Согласно п.4 ст.154 ЖК РФ электроснабжение – коммунальная услуга и оплачивается в составе платы за коммунальные услуги. Таким образом, с 01.01.2012 г. в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг плата за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме должна быть выделена отдельной строкой.

ОСОБЕННОСТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ
Для примера приведём стоимость ЖКУ для жильцов однокомнатной, двухкомнатной и трёхкомнатной квартир (количество проживающих – 3 человека) с наиболее распространёнными на территории городского округа город Выкса степенями благоустройства жилого помещения.

ОСОБЕННОСТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ
Как видим, с июля жилищно-коммунальные услуги в однокомнатной квартире подорожают на 204,32 руб., в двухкомнатной – на 237,42 руб., в трёхкомнатной – на 262,9 руб. А с сентября плата ещё подрастёт на 123,42 руб., 149,11 руб. и 168,23 руб. соответственно.

Справка
С 1 января 2012 года для граждан, проживающих на первых и вторых этажах в многоквартирных домах, оборудованных лифтами, в квитанции об оплате за жилое помещение добавится строка – содержание лифтового оборудования. Данная мера вызвана требованиями действующего законодательства. Лифты, лифтовые шахты относятся к общедомовому имуществу (ст.36 ЖК РФ), поэтому расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которые несут собственники помещений. Доля этих расходов для собственника помещения определяется его долей в праве общей собственности на данное общедомовое имущество (ч.1 ст. 37, ч.2 ст.39 ЖК РФ).

В связи с этим расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от положения таких помещений в доме. Данные расходы не являются расходами за пользование лифтом как средством транспортировки граждан и грузов.

На примере стоимости стандартной двухкомнатной квартиры площадью 54 кв.м., количество проживающих 3 человека видно, что в нашем районе размер платы за ЖКУ ниже, чем в соседних районах. (Расчёт сделан в сопоставимых условиях).

ОСОБЕННОСТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ
 

Проект Татьяны Снегиревой и Татьяны Щукиной. спользованы материалы, предоставленные отделом экономики и прогнозирования администрации городского окру