Отойдём от уравниловки

account_circle
visibility
Принцип распределения стимулирующих выплат – коллегиально и прозрачно

О необходимости повышения заработной платы учителям и воспитателям говорили на протяжении долгих лет много и охотно.

Свершилось? Очевидно, да. Поскольку поставленная после обнародования так называемых майских указов президента цель – довести среднюю зарплату работников сферы образования до уровня средней в экономике – близка к  достижению. 

Сегодня в округе Выкса, в соответствии с соглашением, заключённым между областным министерством образования и нашей администрацией, учитель в школе должен получать 27 344,5 рубля в месяц (опять-таки, в среднем), воспитатель в детском саду – 19 253 рубля, педагог в учреждении дополнительного образования – 20 508 рублей. Всё это – при средней зарплате по округу в 25 212 рублей. К этому стремимся, причём довольно успешно. Можно порадоваться за специалистов, можно позавидовать, поскольку в иных отраслях повышения оплаты труда (хотя бы средней!) зачастую только ещё ждут.

Не случайно акцент делается на слове «средняя». Понятно, что получают все по-разному, и это справедливо. О том, из каких составляющих складывается заработок педагогов, говорит начальник управления образования администрации округа Наталья Илюшкова:

– Прежде всего, стоит сказать о том, что средства, которые направляются в муниципалитет «на образование», идут на его модернизацию, то есть приобретение компьютеров, оборудования и прочее. На заработную плату они изыскиваются «внутри» округа. Зарплата зависит от тарификации педагога и включает базовые и стимулирующие выплаты.

Последние распределяются (из ранее сэкономленных средств) согласно положению, которое принято на основе типового в каждом образовательном учреждении. Процесс распределения прозрачен, осуществляется в специально сформированных комиссиях (группах), в состав которых входят представители трудовых коллективов, профкома. Размеры выплат определяются по балльной системе. У учителей в школах оцениваются, например, качество преподавания, наполняемость классов, «олимпиадность», количество медалистов и т.п. Разумеется, основным показателем является качество работы, определяемое, главным образом, результатами ЕГЭ.

Немаловажный фактор – оценка, даваемая труду учителя родителями. Этот элемент обязательно должен присутствовать как в школах, так и в дошкольных учреждениях.

О том, каким образом при назначении стимулирующих выплат может быть учтена родительская оценка, пояснения даёт заведующая детским садом №3 «Ручеёк» Елена Агафонова:

– Мониторинговая деятельность предусмотрена новым законом «Об образовании». Потому мы организуем анкетирование для родителей. Аккумулируя ответы, получаем достаточно чёткий результат. Кроме того, безусловно, принимаются во внимание их обоснованные жалобы.

Алгоритм действий в школах и детских садах примерно одинаков. По заданным критериям в условиях полной открытости коллегиально определяют: кому и сколько. Насколько целесообразна такая система? Своё мнение высказывает глава администрации округа Игорь Раев:

– Очевидно, модель отработана хорошо. Самое важное: она способствует отходу от уравниловки. Считаю, что стимулирующую надбавку нельзя выплачивать как назначенную пенсию. И то, что разница в фактической зарплате у работников будет большой,–- это нормально. Тот, кто работает качественнее, должен больше – и ощутимо больше! – получать. Стимулирующие выплаты – отличный инструмент для мотивации преподавательских коллективов и воспитателей детских садов. Замечателен и элемент прозрачности, он создаёт условия взаимной требовательности, не оставляя места принципу «люблю – буду платить, не люблю – нет». Убеждён, что такую систему оплаты следует внедрять повсеместно, а не только в сфере образования.

 

Татьяна Снегирева. Фото из открытых интернет-источников