Сегодня невозможно себе представить нашу жизнь без такого важного «помощника», как электроэнергия. Её потребление год от года растёт, поэтому всё более ак-туальна проблема развития электрохозяйства города и района. Основная часть электросетей и подстанций была построена
десятки лет назад и нуждается в замене с учётом растущих запросов потребителей электрических мощностей. Сколько средств город и район готовы потратить на решение вопросов электроснабжения в 2010 году? На что конкретно они будут направлены?
В районном бюджете
– На финансирование электрохозяйства запланировано 8,5 млн рублей, – сообщил Вячеслав Пономарёв. – Все эти деньги предназначены для уличного освещения сельских территорий, в том числе на работы по установке узлов учёта потребления электроэнергии уличными фонарями.
В городском бюджете
– На нужды электроснабжения отведено 17 млн рублей, которые также будут направлены на уличное освещение. Именно оно в настоящее время находится в компетенции городской власти, – пояснил Игорь Раев. – Функции электроснабжения города тоже в нашем ведении, однако муниципальные городские сети электроснабжения пока нам не переданы, но в этом году мы постараемся урегулировать этот вопрос.
Почему ночью часть
фонарей не горит?
Игорь Раев:
– Это обусловлено рациональным подходом к затратам на уличное освещение, экономией бюджетных средств. Многие годы в городе не было хорошего освещения улиц и тем более такой эффективной системы учёта потребления электроэнергии. В прошлом году нам удалось ввести автоматизированный учёт 63% мощностей городского электрохозяйства. Система настолько «умная», что позволяет осуществлять контроль с точностью до секунды и устанавливать различные режимы. На улицах с автомобильным движением все фонари горят до часа ночи. А в период с часа до четырёх часов утра работает каждый второй. В частном секторе после полуночи уличное освещение отключалось, но по многочисленным просьбам жителей мы изменили режим и теперь фонари гаснут в час ночи, в шесть утра включаются.
Автоматизированный учёт и применяемый режим работы уличного освещения позволили городу сэкономить в 2009 году около 250 тыс. кВт электроэнергии и направить сэкономленные средства на развитие городского энергоснабжения.
Как и кто контролирует
работу уличных фонарей?
Юрий Шиндер:
– Контроль автоматизирован, его осуществляют специалисты ООО «Квант». Все данные о работе уличного освещения хранятся в компьютере. Кроме того, у нас ведётся специальный журнал, в котором фиксируются поступающие заявки и обращения.
Как учитываются затраты
на уличное освещение в посёлках?
Иван Ильин:
– Узлов учёта нет, поэтому объём потребляемой на освещение улиц электроэнергии учитывается по количеству установленных фонарей. Даже если не все они горят, за киловатты начисляется плата. Поэтому необходимо и в сельской местности «ставить под учёт» уличное освещение. Там, где мы реконструировали или прокладывали новые сети, узлы учёта установили, но пока это «капля в море».
Игорь Раев:
– Надо, чтобы решением данной проблемы занимались поселковые администрации. А если им будут продолжать выделять деньги на уличное освещение исходя из того количества потребления, что было, то им попросту незачем заботиться об экономии, внедрении системы учёта, энергосберегающих мероприятий. Зачем? Деньги ведь всё равно дадут.
Автоматизированная система управления уличным освещением, которую внедрили в городе, рассчитана на 1000 абонентов, но сейчас она контролирует всего 22 трансформаторные подстанции, то есть её возможности вполне позволяют подключить к ней уличные сети в сельской местности. Мы готовы рассмотреть этот вопрос.
Вячеслав Пономарёв:
– Администрация района тоже очень заинтересована в снижении затрат по оплате электроэнергии и внедрении системы учёта её потребления на уличное освещение сельских поселений. Учитывая свои финансовые возможности, будем решать проблемы поэтапно и рассмотрим предложения городского руководства.
Сколько денег платим поставщикам
за электроэнергию?
Точного ответа так и не удалось получить, но по приблизительным подсчётам это весьма внушительная сумма – более 80 млн рублей в месяц. Из них почти 70 млн рублей поступают в ОАО «Нижновэнерго».
Тариф на электроэнергию состоит из нескольких частей. «Львиная доля» приходится на производственные затраты: выработку электроэнергии и её транспортировку. И основная часть получаемых средств направляется в первую очередь на содержание, ремонт электростанций и магистральных распределительных сетей. На решение проблем более мелких объектов, так сказать, местного значения, выделяется немного.
Объём инвестиций в развитие электросетей города и района?
Алексей Лебедев:
– Действительно, более 60% электросетей, находящихся на обслуживании Выксунского РЭС, изношены. И за два предыдущих года количество средств, выделенных нам головным предприятием – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на ремонтные и эксплуатационные работы, увеличилось почти вдвое, соответственно возрос и объём выполненных мероприятий. На 2010 год нам планируется выделить около 19 млн рублей.
Владимир Журин:
– В прошлом году на восстановление муниципальных сетей, замену подстанций и другие ремонтные работы затратили свыше 8 млн рублей. В 2010-ом инвестиции составят не более 2 млн. С чем связано столь существенное сокращение инвестиций? Такую составляющую утвердила нам региональная служба по тарифам. Мы запрашивали 11 млн рублей. Недостающую сумму предложено изыскивать за счёт внутренних резервов, но где их взять?.. Предстоит решить сложную задачу. А эти 2 миллиона направим на улучшение электроснабжения Димары.
Мнение главы города по поводу инвестиций:
– Средства, которые ОАО «Нижновэнерго» направляет на развитие электросетей города и района – мизер по сравнению с теми деньгами, которые выксунские потребители платят этой энергоснабжающей организации. А в тариф заложена определённая сумма и на ремонт сетей, но эти деньги в Выксунский район не поступают. Далее с таким положением дел мириться нельзя. Где выход? Требовать передачи сетей в муниципальную собственность. Было же создано МУП «Выкса-энерго», которому отдали часть ветхих некогда ведомственных сетей и подстанций. Сейчас всё это хозяйство неплохо функционирует, улучшилось качество электроснабжения. Вот и выход, проверенный практикой.
Иван Ильин:
– Двадцать с лишним лет тому назад был руководителем Выксунского РЭС (1986-1988 гг.) и уже тогда ставил вопрос перед руководством головного предприятия о необходимости выделения средств для развития и ремонта районных сетей. Город рос, ВМЗ развивался... Однако все предложения и просьбы натыкались на «глухую стену».
В заключение редакция «ВР» выступила с предложением провести совместную проверку ночного города, чтобы воочию увидеть и реально оценить работу уличного освещения. Участники «круглого стола» высказались «ЗА» такую идею. «ВР» благодарен им за то, что поддержали инициативу редакции и пришли на встречу.
Что входит в электрохозяйство города и района?
- Более 1,1 тыс. км воздушных линий электропередачи 0,4 кВ;
- 460 км ЛЭП 6-10 кВ;
- 140 км кабельных линий 6 кВ;
- 94,8 км сетей уличного освещения;
- 335 трансформаторных подстанций;
- 24 распределительных пункта.
Уличное освещение в России впервые появилось в Петербурге 23 ноября 1706 года, когда молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем. По приказанию Петра I на фасадах домов четырёх улиц были подвешены фонари. С тех пор они стали всегда зажигаться по большим праздникам. Они и положили начало развитию уличного освещения Петербурга. В 1718 году Пётр I издал Указ «Об освещении улиц города Санктпитербурха». Указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году.
Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующихся большим значением во Франции». Осенью 1720 года четыре полосатых красавца-фонаря, изготовленных на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застеклённые светильники, в которых для горения использовали конопляное масло. Масляные фонари оказались очень «живучими» – они использовались для освещения города в течение 130 лет.