Потребитель, знай свои права!

account_circle
visibility
Учись грамотно их отстаивать и защищать В администрации городского округа прошёл «круглый стол» «Актуальные вопросы защиты прав потребителей», провела который заместитель главы администрации городского округа Светлана Петрушева. В нём приняли...

Учись грамотно их отстаивать и защищать

В администрации городского округа прошёл «круглый стол» «Актуальные вопросы защиты прав потребителей», провела который заместитель главы администрации городского округа Светлана Петрушева. В нём приняли участие зам. начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора Светлана Калмыкова, начальник Выксунского отдела жилищной инспекции Нижегородской области Артём Кочетков, начальник управления образования Наталья Илюшкова, начальник отдела пресс-службы администрации городского округа Ольга Пантелеева, начальник отдела по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Лидия Беспальчина, старший мировой судья Алексей Павлов, зам. городского прокурора Дмитрий Зонин, ст. инспектор по исполнению административного законодательства Ольга Ярыгина, зам. старшего судебного пристава Хадия Сухова и представители местных СМИ.

Участники встречи постарались разобраться, как изменился характер жалоб потребителей к качеству приобретённых товаров и предоставленных услуг. Какие из них чаще всего вызывают претензии?

Достаточно ли выксунцы законодательно подкованы, чтобы грамотно отстаивать свои потребительские права?
Сотрудники центра социально-экономического мониторинга провели анкетирование среди населения, чтобы изучить, как ведут себя выксунцы, столкнувшись с покупкой некачественного товара. Директор центра Татьяна Мирошкина ознакомила присутствующих с его результатами. Участниками опроса, проводившегося в течение двух недель, стали 857 жителей Выксы и пригородных населённых пунктов. Возраст респондентов – от 18 лет и старше. Преобладали женщины – 67%. Выяснилось, что 89% опрошенных сталкивались с нарушением прав потребителей, причём большинство указали, что это происходит постоянно. Больше всего нарушений в торговле и жилищно-коммунальной сфере – 72%, в бытовом обслуживании – 22%.

Каким же образом выксунцы защищают свои права?
Почти половина респондентов – 48% предпочитают это делать самостоятельно и никогда не обращаются в контролирующие органы за помощью, 30% вообще уходят от решения проблемы. Причины тому разные: кто-то не хочет заниматься оформлением бумаг по предъявлению претензии или просто не знает, что есть закон, защищающий права потребителей. В любом случае бездействие порождает безнаказанность и недобросовестные продавцы и поставщики услуг продолжают нарушать этот закон.

В случае, когда проблему нельзя оставить без решения, 84% граждан, как показал опрос, предпочитают обращаться за помощью в местные органы власти и контролирующие службы, 10% – в региональные, 6% – в федеральные. Причём в ходе мониторинга выяснилось, что 86% его участников обращались за защитой своих прав непосредственно в прокуратуру, а если дело касалось возмещения убытка – в судебные органы.

Основным источником информации по защите прав потребителей выксунцам служат газеты – 40% и телевидение – 25%. Треть участников опроса отметили, что важно и полезно проводить для граждан различные лекции, обучающие семинары по правовой грамотности.

Насколько результаты мониторинга отражают реальное положение дел?
Из выступлений представителей контролирующих органов следовало, что количество жалоб от выксунцев на некачественные товары и услуги не уменьшается. Выросла правовая грамотность наших граждан, но есть и существенный пробел – многие из них не знают подзаконных актов, что мешает защищать права потребителей. В частности, следует помнить, что срок обращения с претензией не должен превышать трёх лет, существует и перечень товаров, которые не подлежат обмену.

На что чаще всего жалуются?
На оказание финансовых услуг: 80% нарушений приходится на потребительское кредитование. А именно оно в последние годы пользуется спросом у населения. При подписании договора потребителю следует внимательно читать его условия. Если договор всё-таки подписан, но содержит нарушения требования законодательства (например, взимание скрытых комиссий), то его можно обжаловать.

15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнёс в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя. «Потребители – это все мы, – сказал Кеннеди. – Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Четырьмя основными правами потребителя, озвученными тогда в Конгрессе, стали: право на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом. Позже Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International – CI) добавила ещё четыре права: на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду. Теперь Кодекс потребителя включает восемь прав.