ТЕПЕРЬ У НАС ЕСТЬ СВОЙ МКС-5000

account_circle
visibility
Минувшая рабочая неделя завершилась очень важным событием – вводом в эксплуатацию металлургического комплекса Стан-5000 (МКС-5000). В торжественной церемонии пуска приняли участие официальные лица, представители бизнеса, металлурги и строители. К этому...


Минувшая рабочая неделя завершилась очень важным событием – вводом в эксплуатацию металлургического комплекса Стан-5000 (МКС-5000). В торжественной церемонии пуска приняли участие официальные лица, представители бизнеса, металлурги и строители. К этому дню участники столь масштабного проекта шли четыре с половиной года. В конце мая 2007-го было начато строительство нового комплекса. Он расположился на площади в 52 га, на реализацию проекта затрачено 45 млрд руб., расчётный срок окупаемости 10 лет. В воплощении замысла в жизнь принимали участие известные компании: проектные работы выполнял «Укргипромез», строительные – ЗАО «Штрабаг», основное технологическое оборудование поставила SMS Siemag.

С введением в строй МКС-5000 будет создано около 1000 новых рабочих мест, увеличится поступ-ление налогов. Предполагается, что сумма налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды превысит 8 млрд руб. Производственная задача МКС-5000 – полностью обеспечить листом собственного производства Выксунский металлургический завод и другие российские трубные предприятия.

Кроме того, продукция МКС-5000 требуется в судостроении, атомной энергетике, мостостроении и других отраслях промышленности. Но, как подчеркнул председатель Совета директоров ЗАО «ОМК» Анатолий Седых, главный потребитель широкополосного листа, который будет выпускать Стан-5000, расположен, можно сказать, за стенкой – комплекс по производству труб большого диаметра и это – одна из уникальных особенностей проекта. Создание такой высокотехнологической цепочки: прокатный стан – трубное производство – позволяет значительно сократить сроки выполнения заказа, обеспечить сквозной контроль качества и себестоимости продукции. В этом уникальность Выксунского МКС-5000.

На стане также будет использоваться уникальное оборудование – самая мощная в мире клеть с усилием сжатия до 14 тыс. т, специальная двухсекционная система ускоренного контролируемого охлаждения металла (УКО). Оно позволяет получать равномерные свойства и микроструктуру по всей длине и ширине листа за счёт сверхточных режимов термомеханической обработки. Эти инновационные свойства УКО особенно востребованы при производстве широкополосного листа наиболее сложных трубных марок стали.

– До пуска МКС-5000 мы ежегодно закупали импортный лист почти на 1 млн евро, при этом не имея возможности оперативно управлять выполнением заказа, – отметил президент ОМК Владимир Маркин. – А сейчас можем заверить наших партнёров – «Газпром», «Транснефть» и другие компании в том, что их заказы любой сложности будут выполняться качественно и в кратчайшие сроки.

Сокращённое название нового комплекса такое же, что и у международной космической станции – МКС, а его пуск происходит в знаменательный год – 50 лет назад человек впервые преодолел земное притяжение и поднялся в космическую высь. И первым космонавтом был россиянин Юрий Гагарин. Наш МКС-5000 тоже стал первопроходцем в развитии чёрной металлургии. Да, в мире есть похожие листопрокатные станы, но этот по своей сути уникален по замыслу и воплощению. А главное – он может полностью избавить Россию от полувековой зависимости от импорта листового проката для трубной отрасли, атомной энергетики, судостроения, военно-промышленного комплекса. На проектную мощность в 1,5 млн тонн листа в год МКС-5000 должен выйти в 2013 году.

Оргкомитетом 17-й Международной промышленной выставки «Металл-Экспо-2011» комплекс МКС-5000 выдвинут на соискание премии конкурса «Главное событие 2011 года в металлургии России».

Заводам в Выксе быть
«Железный век» Выксы начался в первых десятилетиях XVIII века. В 1719 году знаменитый указ Пет-ра Великого разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы». Именно тогда в окрестностях Выксы появились первые рудники-«дудки», где велось кустарное изготовление кричного железа. Но подлинно промышленное развитие металлургии в этих краях связано с указом дочери Пет-ра Елизаветы, которая, возможно сама того не подозревая, стала первым русским правителем-экологом. «Для охраны лесов от истребления» императрица распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии 200 вёрст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных «железных заводов промышленников» Андрея и Ивана Баташёвых, и братья были вынуждены отправиться на поиски новых мест.

Окрестности Выксы в то время идеально подходили для создания нового металлургического производства. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали – реке Оке и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташёвых определяющими факторами. Однако развитию производства препятствовало серьёзное обстоятельство: эта территория считалась «землями новокрещённой мордвы», а потому строить здесь разрешалось только с особого монаршего благоволения. И в августе 1765 года Екатерина II преподнесла братьям царский подарок: подписала особый указ, разрешающий братьям осваивать берега Выксы и Велетьмы. Строительство нового, Верхне-Выксунского, завода началось немедленно, и годом позже, в 1766 году, он выпустил почти 5 тыс. тонн чугуна – значительный по тем временам объём.

Выксунские истории
Баташёвские железоделательные заводы стали промышленным символом своей эпохи, поэтому неудивительно, что и с самими предприятиями, и с их владельцами связано немало любопытных легенд и историй. Одна из них касается эпохи турецких кампаний конца XVIII века. Тогда Баташёвские заводы стали основными поставщиками орудий, ядер и бомб для русской армии. Только в 1770 году в Выксе досрочно изготовили почти полторы сотни пушек разного калибра, «бомб и ядер без счёту». Но пушечное производство было новым делом для выксунских предприятий, и на испытаниях часть баташёвских пушек разорвало. Для выяснения обстоятельств на заводы отправили нового государственного приёмщика из Петербурга, который помог выксунцам наладить производство. По преданию, нового приёмщика, капитана 2-го ранга русского флота, звали Осип Абрамович Ганнибал, а был он родным дедом А.С. Пушкина.

Новая Англия
В XIX веке изменилась, как бы сейчас сказали, стратегия владельцев заводов. Если раньше Баташёвы стремились увеличить объём производства и приумножить число заводов, то теперь основное внимание стали уделять расширению номенклатуры. Снизился выпуск чугуна, предприятия перешли к производству готовой продукции. По словам современника, «кроме полосного железа на выксунских заводах делают разную утварь, как-то: чугуны, чугунные котлы, топоры, молоты, ломы и сим подобные орудия».

Процветающие баташёвские заводы успешно конкурировали с демидовскими. Долгое время предприятие называли «Новой Англией», и не в последнюю очередь за то, что здесь современные технологические новинки всегда находили место.

Впервые в российской металлургии на Сноведском заводе была применена машина для безостановочного действия чугуноплавильной домны. Мастеровые Лукин и Ястребов соорудили её ещё в 1799 году, на 25 лет опередив знаменитого механика Е.А. Черепанова. В 1815 году они же построили паровую машину на Верхне-Выксунском заводе, а в 20-е годы XIX века началось промышленное производство паровых машин. Баташёвские «паровики» ни в чём не уступали знаменитым на весь мир бердовским – они были установлены на большинстве волжских пароходов.

Даже такая экзотическая в те времена продукция, как сверхпрочная высокоуглеродистая узорчатая сталь, производилась на предприятии. Департамент горных дел Российской империи ещё в 1820 году получил сообщение, что на баташёвском заводе делают «…булат или подражание дамаскинской стали».

XIX век стал эпохой процветания и успеха баташёвских заводов. На международных выставках в Париже, Лейпциге, Милане, Турине, Москве, Нижнем Новгороде и Казани изделия Баташёвых получили дипломы первой степени и золотые медали. Выксунский чугун славился по всему миру.

При сооружении второго мытищинского водопровода на выксунских заводах было изготовлено 13 фонтанов и более 40 вёрст чугунных труб. Но Выкса поставляла литейный чугун и чугунные изделия не только для водопроводов. Литые чугунные украшения и знаменитые кони на Триумфальной арке в Москве были отлиты выксунскими мастерами по эскизам известного русского скульптора Витали. Во многих крупных городах России устанавливались художественные фонтаны и системы водоснабжения, изготовленные на бывших баташёвских заводах, которые теперь, по имени нового владельца, именовались шепелевскими.

Гиперболоид Шухова
Самый знаменитый след в истории завода оставил, без сомнения, русский архитектор-конструктивист и изобретатель В.Г. Шухов. Будущий автор башни на Шаболовке построил в 1898 году в Выксе башню водонапорную. Её бак держало стальное основание в форме гиперболоида, составленного как сетка прямолинейных стержней. Именно эта «водонапорка» стала прообразом знаменитой шуховской конструкции – символа советского телевидения 40-70-х годов XX века. Тогда же, в 1898 году, Шухов построил для выксунского завода здание листопрокатного цеха с кровельными перекрытиями в виде сетчатого металлического свода. Здание это сохранилось на предприятии по сей день.

И наступил век ХХ
Всю Гражданскую войну заводы оставались единственными металлургическими предприятиями европейской России, которые стабильно работали и выпускали металлопродукцию. В Поволжье в то время бушевал голод, но и в этих условиях Выксунские заводы, входившие тогда в состав Приокского горного округа, не только сохраняли, но и наращивали производство, сумев к 1925 году превзойти уровень довоенной России на 5,6%. Спустя три года, в 1928 году, Приокский горный округ был ликвидирован, а на базе основных производственных мощностей некогда баташёвских заводов появилось единое предприятие – Выксунский металлургический завод.

Советский период истории ВМЗ лишён того занятного романтического ореола, который окутывал баташёвские предприятия на протяжении почти двух столетий. Салонные сплетни о баташёвских богатствах и подпольных монетных дворах сменились ёмкими цифрами ошеломляющих производственных результатов. Выксунский завод никогда не стоял на месте в техническом развитии. Но в эпоху индустриализации ВМЗ модернизировался стремительными темпами. Всего за пять лет, с 1930 по 1935 год, на заводе были электрифицированы основные производства, построены две мощные мартеновские печи, не имеющие аналогов во всём крае, создан единственный в СССР цех по изготовлению элект-росварных труб.

В годы Великой Отечественной войны ВМЗ в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции, необходимой для оборонной промышленности. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги перевыполнили его.

Внушительно выглядит летопись завода и после победы над фашистской Германией. С 1971 по 1991 год на предприятии было построено пять новых цехов, освоено три новых производства. ВМЗ стал крупнейшим в СССР изготовителем электросварных труб и железнодорожных колёс. Он первым в стране освоил технологию порошковой металлургии, а трубоэлект-росварочный цех №5, построенный в 1987 году по японской технологии, считался лучшим в Советском Союзе. В последний год существования СССР в Выксе был введён в строй сверхсовременный трубоэлектросварочный цех №4 – самый совершенный технологический комплекс в советской трубной индустрии.

Сегодняшний день стального гиганта
Эпоха рыночных преобразований не стала для ВМЗ периодом упадка. Заводу удалось сохранить своё уникальное историческое лицо, во многом благодаря вхождению в 1999 году в состав Объ-единённой металлургической компании. Лидер в выпуске труб, главный поставщик железнодорожных колёс для ОАО «Российские железные дороги», предприятие продолжает развивать и совершенствовать своё производство.

С лета 2002 года проходят испытания в лабораториях МПС новые, не имеющие аналогов железнодорожные колёса выксунского производства. На ВМЗ активно ведётся научно-техническая разработка по созданию колёс нового поколения. Они отличаются повышенными характеристиками прочности и допустимой нагрузки на ось – ещё никто в мире не делал колёс со столь высокими техническими показателями.

В 2004 году, реализуя договорённости с ОАО «Российские железные дороги» (правопреемник МПС России), завод сделал решающие шаги к запуску в серийное производство продукции нового поколения. В июле была введена в эксплуатацию установка внепечной обработки стали (ВПО), позволившая начать выпуск металла, предназначенного для производства колёс более высокого качества. А в августе запустили установку дробемётного упрочнения колёс. В реализацию этих проектов в течение года было инвестировано более 20 млн долларов. Благодаря использованию новых агрегатов значительно увеличились прочность колёс и срок их службы – в 1,5-2 раза больше по сравнению с обычными.
В 2005 году на ВМЗ пущена в эксплуатацию первая в России линия прямошовных одношовных электросварных труб диаметром 1420 мм для строительства магистральных неф-тегазопроводов. На строительство было потрачено около 170 млн долларов. Проектная мощность линии – 450-500 тыс. т продукции в год.

11 июля этого же года начато строительство первой очереди Литейно-прокатного комплекса (ЛПК) для обеспечения горячекатаным прокатом трубных производств, входящих в ОМК.

В 2006 году завод признан крупнейшим российским производителем металлических труб. ОМК обеспечило 20% российского потребления трубной продукции, изготовив 1,65 млн т труб различного сортамента.

В 2007 году на предприятии заработал участок объёмной термообработки, предназначенный для закалки и отпуска труб диамет-ром 114-530 мм, длиной от 6 до 13.72 м.

В этом же году начато строительство нового листопрокатного комплекса Стан-5000. За последние семь лет ОМК инвестировала 150 млрд руб. в модернизацию и строительство производства.

Лучшим доказательством качества выксунских труб служат победы предприятия в крупных международных тендерах. Компании-участники транснациональных проектов по освоению природных ресурсов сахалинского шельфа «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не только предпочли продукцию ВМЗ, но и особо отметили её качество. За чёткость в выполнении графика работ компания Exxon Neftegaz Limited – оператор и заказчик проекта «Сахалин-1» – и подрядчик на строительство морских и береговых сооружений ABB Lummus Global наградили предприятие специальным сертификатом.

 В 2005 году ОМК выиграла тендеры ОАО «Газпром» и АК «Транснефть» на поставку труб большого диаметра для крупнейших национальных трубопроводных проектов – Северо-Европейского газопровода (СЕГ, в дальнейшем получил название «Nord Stream») и нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). В 2007 году ОМК стала единственной российской компанией, выигравшей тендер на поставку труб ВМЗ для подводного участка «Nord Stream», который проложен по дну Балтийского моря. В 2008-2009 годах ВМЗ участвует в поставках труб большого диаметра для строительства подводной части «Nord Stream», магистральных газопроводов «Средняя Азия – Китай» и «Бованенково – Ухта».

ВМЗ, обладатель ордена Ленина, государственных статусов «Лидер российской экономики» и «Элита российского бизнеса», международных призов «Золотой Меркурий», «Золотое клише», «Золотая пальмовая ветвь», смотрит в будущее с уверенным спокойствием патриарха российской металлургии. Опыт успешной работы в течение двух с половиной столетий даёт ему на это право.

ТЕПЕРЬ  У НАС ЕСТЬ СВОЙ МКС-5000

ТЕПЕРЬ  У НАС ЕСТЬ СВОЙ МКС-5000
ТЕПЕРЬ  У НАС ЕСТЬ СВОЙ МКС-5000
ТЕПЕРЬ  У НАС ЕСТЬ СВОЙ МКС-5000
ТЕПЕРЬ  У НАС ЕСТЬ СВОЙ МКС-5000
ТЕПЕРЬ  У НАС ЕСТЬ СВОЙ МКС-5000

Проект Татьяны Щукиной. Фото Ольги Поповой