Сегодня в автомобильном мире идёт глобальная модернизация. Трансформируется процедура техосмотра, пересматриваются тарифы и коэффициенты страхования автогражданской ответственности, в самом механизме ОСАГО обсуждается много нюансов, которые необходимо сделать иными или, по крайней мере, откорректировать… Неутешительны прогнозы и в отношении ставок транспортного налога. Вопрос о необходимости его снижения назрел давно, вот только наряду с этим предлагается поэтапная замена налога с транспорта акцизами на топливо и горюче-смазочные материалы. Что предвещают все эти «катаклизмы» водителям и владельцам транспортных средств? – вот вопрос, на который мы постарались ответить в данной теме номера.
Осмотр технический, закон политический
15 июня текущего года в третьем окончательном чтении Государственная Дума РФ приняла новый Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№170-ФЗ). Этим документом окончательно определились порядок, форма проведения тех-осмотра и аккредитация операторов ТО. Рассмотрим, какие же нововведения внёс в техосмотр этот закон…
Во-первых, данная процедура перестанет быть государственной. В статье 11 закона «О техническом осмотре» сказано, какие требования надо соблюсти, чтобы получить аттестат аккредитации от профессионального объединения страховщиков. Фактически приобрести такое свидетельство сможет любая станция ТО, которая имеет оборудованное помещение, хотя бы одного эксперта и возможность отправлять сведения о прохождении техосмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра России.
Во-вторых, изменения коснулись периодичности прохождения техосмотра. Так, согласно статье 15 Закона о ТО, легковые автомобили и прицепы не старше 3 лет с 1 января 2012 года будут освобождены от данной процедуры. Эти же категории транспортных средств, но возрастом от 3 до 7 лет, обязаны будут проходить ТО раз в два года, а транспорт от 7 лет – ежегодно.
Грузовики, прицепы к ним, автомобили со специальными звуковыми и световыми сигналами, а также «учебки» должны будут показываться на техосмотре ежегодно. Владельцы же легковых такси, автобусов и перевозчики опасных грузов обязаны предоставлять свои транспортные средства на ТО каждые 6 месяцев.
Предусмотрены в законодательстве и сроки устранения неисправностей, выявленных при ТО. Так, на повторный технический осмотр владельцу транспортного средства будет даваться 20 дней для ликвидации «погрешностей», выявленных при прохождении первого осмотра. Если на вторичный ТО водитель поедет к тому же оператору, что и ранее, то платить придётся лишь за фактически предоставленный объём услуг. Решит к другому – придётся внести плату как за новую процедуру техосмотра. Причём, если не успеешь уложиться в 20-дневный срок, будешь проходить всю процедуру техосмотра вновь и за полную стоимость.
Законом «О техническом осмотре» изменены и правила ОСАГО. Так, в связи с нововведением полис без предъявления талона ТО приобрести будет невозможно. А с 1 января 2012 года и вовсе не придётся предоставлять талон техосмотра на проверку инспекторам ГИБДД. А всё потому, что оба документа (и талон, и полис) будут объединены в один. Между тем автомобилистам стоит принять на заметку, что страховая компания может отказать им в заключении договора автострахования, если срок следующего техосмотра истекает за 6 месяцев до окончания срока страхования. Кстати, с 2012 года страховые компании получат право регресса (обратного требования выплаты) в адрес пункта проведения техосмотра, если причиной аварии стало плохое техническое состояние автомобиля. Таким образом, устанавливается ответственность пунктов технического осмотра за выдачу явно недостоверных талонов ТО.
Приятным известием для автомобилистов станет и тот факт, что до 1 января 2014 года техосмотр можно проходить на старых пунктах ТО. Более того, согласно Закону, техосмотр разрешается проходить в любом выбранном пункте и у любого оператора технического осмотра, независимо от места регистрации вашего транспортного средства.
Возникает вопрос: «Сколько же придётся платить за данную процедуру?» Однозначного ответа пока нет, поскольку передача техосмотра от органов МВД аккредитованным организациям, вполне вероятно, может привести к росту тарифов на ТО. Способ расчёта «таксы» за техосмотр и верхний предел стоимости определит Федеральная служба по тарифам. Ориентировочная цена – не более 3 тысяч рублей, такой прогноз стоимости ТО даёт комитет Госдумы по транспорту. Что ж, поживём – увидим!
А пока…Представим, что наступил новый 2012 год. С этого момента, согласно нововведению, процедура техосмотра должна стать такой: техосмотр – полис ОСАГО – регистрация (для новых авто). Для автомобилей «в годах» предусматривается иной алгоритм: новый владелец с паспортом транспортного средства должен явиться в пункт техосмотра, предъявить личный паспорт и договор купли-продажи (если имеется). Если автомобиль передан по доверенности – представить собственный паспорт, доверенность и свидетельство о регистрации автомобиля. Это в теории, как будет на практике, водители узнают через четыре месяца.
Ах эти мифы про тарифы…
Постановлением правительства РФ № 574 от 13 июля текущего года внесены изменения, касающиеся тарифов ОСАГО и порядка их применения страховщиками. Данное Постановление вступило в силу 28 июля. Разберёмся, какие поправки были сделаны, и на какой категории автолюбителей они скажутся в большей степени.
Итак, базовые тарифы остались прежними: для мотоциклов – 1215 рублей, для легковых а/м – 1980 руб-лей, для грузовых – от 2025 до 3240 рублей (в зависимости от массы) и прочее. Изменены лишь коэффициенты к ним, которые применяются при расчёте страховой премии (см. таблицу).
Приведём пример:
Вы 22-летний владелец легкового автомобиля мощностью 75 л.с. Прописаны в р.п. Досчатое. Стаж вождения у вас более 3 лет. Хотите оформить страховку на год. Для вас расчёт будет таков:
1980×0,75×1=1485,00 – до изменения коэффициентов;
1980×1×1,1= 2178,00 – после изменений.
В среднем, коэффициенты, выделенные серым фоном, повысились на 10%.
Больше ездишь – дороже платишь?
25 августа на заседании Законодательного собрания планируется рассмотреть законопроект о снижении ставок транспортного налога в Нижегородской области. Ранее аналогичный документ депутаты Заксобрания дважды не принимали. Однако необходимость снижения назрела давно.
Вот что думает по данному поводу председатель комитета ЗС НО по бюджету и налогам Александр Шаронов:
– Кто больше ездит, тот должен больше платить. Это абсолютно верная и современная позиция на сегодняшний день. Было бы справедливо поэтапно заменить транспортный налог акцизами на топливо и горюче-смазочные материалы, потому что тот, кто ездит каждый день, и тот кто лишь летом выезжает на дачу, в одинаковом размере оплачивают налог на транспорт. Разве это правильно? В этом году уже повысили акцизы на ГСМ, значит, нужно снижать транспортный налог.
Александр Георгиевич также отметил, что снижение ставок налога для граждан произойдёт уже в этом году. То есть уплата налога за предыдущий 2010 год будет производиться с учётом сниженных налоговых ставок.
Благодарим руководителя агентства продаж «Выкса» СОАО «Национальная страховая группа» Светлану Котюжинскую за помощь в подготовке материала. Также в проекте использована информация с сайтов: http://www.rg.ru/, http://www.newsnn.ru/.
Энциклопедия ответов
На вопросы отвечает директор Выксунского агентства Нижегородского филиала ОАО СК «РОСНО» Дина Солдатова:
Вопрос: Что такое безагрегатная страховая сумма при страховании автомобиля?
Ольга Паршина
Ответ: – Безагрегатная или, точнее, неагрегатная страховая сумма – это та сумма договора, которая действует на каждый страховой случай во время действия договора, не уменьшаясь на размер страхового возмещения, и остаётся неизменной. Неагрегатная страховая сумма означает, что сколько бы у вас ни было аварий или выплат деньгами при страховых случаях, страховая сумма не уменьшается в течение всего срока страхования. Т.е. при полной гибели транспортного средства вы получите всю сумму, на которую был застрахован автомобиль, без учёта предыдущих выплат, за минусом естественного износа (в случае передачи остатков ТС страховой компании) и за минусом годных остатков (если эти остатки не будут преданы в СК), а в случае угона – только за минусом естественного износа, если правилами страхования не предусмотрено иное.
При агрегатной страховой сумме, наоборот, после выплаты страхового возмещения страховая сумма уменьшается на размер страховой выплаты, произведённой по данному риску.
Вопрос: Нужна ли сигнализация для страхования авто по рискам «Ущерб» и «Угон»?
Мария Сотова
Ответ: – Сигнализация необходима только при страховании по риску «Угон». В каждой страховой компании свои требования по противоугонным устройствам. На дорогие иномарки многие компании требуют установку спутниковых поисковых систем. Какие противоугонные устройства требуются именно для вашего автомобиля, необходимо уточнять отдельно.
Вопрос: Какие проблемы могут возникнуть при страховании автомобиля с правым рулём?
Сергей Тягутин
Ответ: – Основная проблема может возникнуть с заказом необходимых для ремонта запчастей, поэтому многие компании отказываются брать на себя ремонт таких авто, предлагая выплаты по калькуляции.
Вопрос: Ночью автомобиль стоит на охраняемой стоянке, могу ли я получить за это скидку при автостраховании?
Рустам Гинасян
Ответ: – Некоторые страховые компании действительно предоставляют скидку по риску «Угон» в несколько процентов при условии нахождения автомобиля в ночное время на охраняемой стоянке, но при этом, если вы оставите свой автомобиль ночью около магазина, подъезда или просто на улице, и именно в этот момент машину угонят, страховая компания откажет в выплате. В этом случае страховщик не несёт ответственности по риску «Угон» с 12 часов ночи до 6-7 часов утра за угон автомобиля с неохраняемой стоянки или со стоянки по другому адресу (в зависимости от условий договора).
Вопрос: Существует ли рассрочка страхового платежа при автостраховании, и какие при этом могут быть «подводные камни?»
Татьяна Уткина
Ответ: – Почти все страховые компании предоставляют возможность рассрочки платежа. «Подводных камней» практически нет, главное – соблюдать условия оплаты договора. При этом в некоторых договорах прописаны условия оплаты оставшихся платежей при наступлении страхового случая, наличие данного условия обязательно проверяйте перед заключением договора.
Вопрос: Можно ли застраховать автомобиль от ущерба и угона до постановки на учёт?
Кирилл Безруков
Ответ: – Да, до постановки автомобиля на учёт вы можете его застраховать. Однако следует помнить, что ответственность страховщика по риску «Угон» в полном объёме вступает в силу только с момента регистрации автомобиля в органах ГИБДД.
Вопрос: Предоставляется ли эвакуатор при страховом случае по риску «Ущерб», если автомобиль при ДТП не может самостоятельно передвигаться?
Софья Шишман
Ответ: – Возможность данной услуги необходимо уточнять при заключении конкретного договора, в большинстве случаев она входит в стандартные условия, либо может быть включена за дополнительную плату.
На вопросы отвечает начальник ОГИБДД ОВД по Выксунскому району подполковник Александр Хибачёв:
Вопрос: Почему, уплатив в Сбербанке штраф за нарушение правил дорожного движения, я должен предъявить квитанцию об уплате в ГИБДД?
Артём Соболев
Ответ: – На самом деле привозить квитанцию об оплате штрафа – это вовсе не обязанность автомобилистов, а упрощение процедуры выявления должников. Если вы таковым не являетесь, то не лишним будет привезти нам подтверждение (т.е. квитанцию) оплаты и тогда список злостных неплательщиков не пополнится вашей фамилией.
Вопрос: Могут ли фотографии с места ДТП, сделанные одним из участников происшествия, являться доказательствами при выяснении деталей случившегося?
Алина Храмова
Ответ: – Любые фото- и видеоматериалы с места происшествия, независимо от того, кто их сделал, вполне могут являться доказательством при разборе ДТП. В данном случае они будут учитываться как дополнительный аргумент одной из сторон при рассмотрении столкновения. Никаких особых требований к качеству предоставляемых материалов нет.