Орден Трудового Красного Знамени РСФСР был учреждён в 1920 году на VIII Всероссийском съезде Советов. Подразумевалось, что подвигам место не только на поле битвы, что труд по восстановлению разрушенной в результате гражданской войны страны не менее героический. Значит, тот, кто проявил «особую самоотверженность, инициативу, трудолюбие и организованность в разрешении хозяйственных задач», достоин быть отмеченным Республикой Советов своим особым Красным Знаменем – трудовым. О важности наград за мирные заслуги и честно выполняемую работу особо говорил В.И. Ленин: «Всякий успех в деле подъёма хозяйства должен, в частности, более регулярно вознаграждаться как орденом Трудового Красного Знамени, так и денежными премиями».
Первые награждённые появились в 1921-м – Тульские оружейный и патронный, Охтенский и Шостенский капсюльные заводы. Первым персонально награждённым человеком стал белорусский крестьянин Никита Менчуков, получивший этот орден за спасение от ледохода Чигиринского моста, имевшего военное значение. Вслед за орденом Трудового Красного Знамени РСФСР подобные награды были учреждены в других советских республиках. Одним из них – орденом Труда Хорезмской Народной Советской Республики в 1922 году наградили и вождя мирового пролетариата за содействие «освобождению труда на Востоке после многовекового рабства». В 1928 году был учреждён орден «Трудовое Красное Знамя» СССР.
С момента учреждения награды и до начала Великой Отечественной войны её получили восемь тысяч «физических и юридических лиц»; в военные годы – 21 с половиной тысяч «за выдающиеся успехи на трудовом фронте». Ею удостаивали отдельных людей и коллективы предприятий до конца советской власти. Таких более 1,2 миллиона, лучших представителей рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции, передовых коллективов предприятий, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, колхозов, совхозов. Последний указ о награждении датируется 21 декабря 1991 года.
Орденом Трудового Красного Знамени награждён и не один десяток выксунцев. Вот несколько историй.
Мы строили трубный цех-гигант
За успешное строительство трубного цеха №4 на Выксунском металлургическом заводе орденом Трудового Красного Знамени награждён наш земляк Сергей Николаевич Лысов, в те годы заместитель директора по капитальному строительству. Сейчас ветеран завода уже почти 25 лет на пенсии, но история трудового пути свежа в его памяти:
– Выбор профессии среди выксунской молодёжи во все времена склонялся в сторону металлургии. Когда пришлось выбирать мне – я не стал исключением из правил и по окончании семилетки поступил в металлургический техникум. Диплом защищал в день объявления войны – 22 июня 1941 года. Через неделю вызвали в военкомат, остригли и велели ждать призыва. Решил: «Что ждать, пойду пока свои знания на практике отрабатывать», и устроился мастером на завод во второй трубный. 27 октября того же года призвали в ряды Советской Армии. Защищал Родину с такими же юнцами, как и сам. Служил в 122-м кавалерийском полку. На войне повидал многое: и смерть, и голод, и отчаяние, и нужду… Это были годы страшной трагедии для советского народа.
Демобилизовался и вернулся домой как раз под новый 1946 год. Отдохнул немного и пошёл устраиваться на прежнее место, во второй трубный. Время шло, и вот я уже старший мастер, позже заместитель начальника листокровельного це-ха… В апреле 1968-го был назначен на должность заместителя директора по капитальному строительству. Здесь я столкнулся с совсем иной работой, нежели в цехах. В то время страна переходила на новый вид строительства: с хозяйственного способа на подрядный. Из Горького к нам на стройку было прислано подразделение трест-9, а позже был создан трест-10 «Металлургстрой». В чём заключалась моя работа?
В проектировании, обеспечении стройки документацией, оборудованием, строительными материалами.
Если меня спрашивали в то время, какое у меня хобби, я незамедлительно отвечал – работа. Ведь помимо промышленных объектов строились и городские: микрорайоны (Гоголя, Юбилейный, Жуковского), школы, садики, магазины… И знаете, что ни говори, но генподрядный способ строительства себя оправдывал. Стройка велась на совесть. Очистные сооружения, строительство которых контролировалось нами более полувека назад, до сих пор функционируют и будут действовать ещё много-много лет.
В 1976 году за огромный вклад в развитие строительства в Выксе мне был торжественно вручён орден Трудового Красного Знамени. Так моя коллекция орденов (Красной Звезды, Отечественной войны I степени) пополнилась ещё одним, как говорится, «за трудовые заслуги». После торжественного вручения я проработал ещё 10 лет и в 1986 году ушёл на пенсию. Сегодня мне почти 88 лет и я горжусь, что за свой трудовой путь длиною в 41 год так много сделал для развития промышленности и города в целом, о чём и напоминает мне мой орден Трудового Красного Знамени.
Любить жизнь, труд и радоваться каждому дню
Когда голубоглазый парнишка после окончания ремесленного училища пришёл в мелкосортный цех металлургического завода, он и не предполагал, что это главное предприятие города станет и главным его жизненным университетом. Подручный вальцовщика, вальцовщик, крановщик – эти специальности в мелкосортном цехе были самые «ходовые» и он быстро их освоил. Была в парне природная сметливость, наблюдательность, способность быстро постигать премудрости профессии. Единожды освоив азы ремесла, он доходил до сути своим умом и пытливостью.
Общий трудовой стаж Василия Кузьмича Лепёшкина – 37 лет. Половина приходится на шихтокопровый цех. Начинал пиротехником, продолжил бригадиром, исполнял обязанности и начальника смены. Когда отвечаешь за себя, – это одно, а когда в твоём подчинении бригада или смена, – иное. Этот скромный человек обладает даром объединять и сплачивать людей вокруг себя не командным голосом и не окриком, а дружелюбием.
– Волнительно было, побаивался, когда бригадиром-то назначили. Про себя думал, что мол, не справлюсь, опыта-то никакого. Однако вида не подавал, начальственных выходок себе не позволял. Всё шло так, как и шло, своим чередом… Всегда слушал, что старшие говорят. Многому научил советами зам. начальника цеха Пётр Николаевич Кленов. Основательный был человек и практик.
Свой орден Трудового Красного Знамени Василий Кузьмич считает самой большой реликвией и главной наградой в жизни.
– А за что Вас наградили? – спрашиваю.
– Да уже, коль он называется Трудового Красного Знамени, значит, за труд. Хотя работал как все. Всегда старался не подвести товарищей, чтоб за меня не было никому стыдно. Ударником коммунистического труда был и в девятой, и в десятой пятилетке. Мы тогда по пятилеткам работали, соревновались, кто лучший будет.
Когда Василий Кузьмич начал строить дом, первое, что сделал, – заложил яблоневый сад, и даже возле дома яблони посадил. Воспитал троих детей, с удовольствием нянчит правнука. А с женой Анной Николаевной они недавно отметили платиновую свадьбу.
Говорят, что супруги, прожившие долго вместе, становятся похожими друг на друга. И правда. Лепёшкины – улыбчивы и доброжелательны, хлебосольны и жизнерадостны, никогда не жалуются на трудности, трудолюбивы. Несмотря на почтенный возраст, любят возиться в огороде, на их участке каждому овощу своё место.
– И всё-таки, в чём секрет жизнелюбия? – допытываюсь у Василия Кузьмича.
– Да какой секрет? С молодёжью надо побольше дружить, труд любить и жизни радоваться. Вот и вся премудрость.
Совхоз «Новодмитриевский» и его люди
Николай Дёмин стал прицепщиком на тракторе в 15 лет, как только окончил семилетку в Новодмитриевке. Затем смышлёного паренька отправили учиться в Ардатовское ремесленное училище. Вернулся в родной колхоз трактористом. В то время посевных площадей у хозяйства было больше, чем сейчас: к ним относились и земли в Чураевке, Михайловке, а тракторов – всего четыре. Вот и приходилось в страду, начиная с весны, трудиться в две смены: с 8 до 20 и с 20 до 8 утра, без выходных. «Неделю отработаешь в утреннюю, – вспоминает Николай Васильевич, – а следующую – в ночь. А что делать? Люди понимали – техники мало, нужно успеть обработать всю площадь, сенокос на ней провести, урожай убрать, и так – до поздней осени».
В 1964 году на базе коллективного хозяйства образовался совхоз «Ново-дмитриевский», в который вошли земли Семиловского, Осиповского колхозов. Николай, вернувшись из армии, становится механиком крупного совхоза. Обязанностей – не перечесть: вся техника должна быть в порядке, в то время ферму начали механизировать – за это также отвечал Дёмин. А тракторы в основном старые, прослужившие много лет, запчастей не хватало, словом, что хочешь, то и делай, но весь объём работ выполняй.
И выполнял, отлично справлялся со своими обязанностями механик совхоза, правда, для этого на производстве приходилось трудиться с раннего утра до глубокой ночи.
Несколько лет спустя от подсобного хозяйства металлургического завода отправили Николая Васильевича в Голландию изучать передовые технологии выращивания картофеля. И здесь не подвёл специалист, справился с заданием – в Новодмитриевке (помимо самого хозяйства) даже местные жители стали сажать картошку по голландской «методе».
В 1973 году Н.В. Дёмин и ещё трое специалистов совхоза (директор Н.Я. Тимонин, механик А.П. Глухов, управляющий отделением А.Г. Никитаев) были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Почему одновременно столько наград в одном хозяйстве? Дело в том, что в это время оно достигло очень высоких трудовых показателей, значительно повысилась урожайность, наладилось систематическое производство мяса, совхоз приносил большую прибыль государству, а работники стали получать 13-ю зарплату. Ощутимый вклад во все эти достижения, без сомнения, внёс и Николай Васильевич Дёмин.
В том, что и сейчас Новодмитриевское отделение – передовое хозяйство в районе – также имеется определённый вклад ветерана сельского хозяйства. Ведь здесь работают его ученики – Иван Щербаков, Сергей Ганин, Александр Яшин, Александр Щербаков. Трудятся так же, по тем же законам профессиональной и нравственной чести, как в своё время трудился Н.В. Дёмин.
Разработка собственной системы кормления
Маргарита Михайловна Короткова приехала в Выксу из деревни Малиновки, там начался её трудовой путь, проявляя активность и упорство на котором, она удостоилась ордена Трудового Красного Знамени. Вот что 68-летняя Маргарита Михайловна вспоминает о том времени сегодня:
– Работать я начала с 16 лет. Сначала трудилась птичницей, затем свинаркой. Когда исполнилось 20, решила пойти на ферму. Стала дояркой в колхозе имени Дзержинского. Всего нас, доярок, было 12 человек, за каждой было закреплено по 25 коров. Представляете картину – 300 коров на одном поле! А ведь доить приходилось и впотьмах. Бывало, на вечернее доение приезжали на поле, кругом темнота – солн-це-то давно село, коров толком не видать (рога да хвосты), попробуй, найди своих! Куда деваться – находили, чужих доить нельзя было. Почему? Потому что за каждый день надо было отчитываться по надою. Так вот, у меня количество надоенного молока сразу стало значительно отличаться от надоев других доярок. В большую сторону, разумеется. Дошло до того, что за мной начали шпионить. Сидели на сеновале и смотрели, что да как я делаю… А ведь секрета в причине успеха не было, просто я наблюдала за животными. Каждую бурёнку кормила по-своему и в определённом количестве. У коров, как и у людей, характеры разные, поэтому подход должен быть индивидуальным.
Что работа доярки тяжёлая, думаю, и говорить не стоит. С последней дойки мы приезжали далеко за полночь, а уже в половине пятого утра были на ногах, поскольку нужно было ехать на сенокос. Это сейчас появились доильные аппараты, раньше же коров доили исключительно вручную – процесс был долгий и утомительный. В 1968 году во Дворце им. Лепсе мне, единственной из нашего Малиновского колхоза, за высокие показатели по надою молока вручили орден Трудового Красного Знамени. Разумеется, было приятно. Как говорится, по труду и награда!
В 1974-м всей семьёй переехали в Выксу. Здесь я работала сначала в магазине уборщицей, потом перешла в «Металлист», оттуда в кроватный цех металлургического завода. На пенсию же уходила из мебельного…
Как видите, трудовой путь мой длинный, но добиться такого успеха, как с надоями, больше нигде не удалось. Наверное, быть дояркой было моим призванием. Но жизнь есть жизнь, а за орден огромное спасибо.
Валюта для СССР
Трудовой путь Анатолий Фролов начал подростком – так сложились обстоятельства. Затем – призыв в Советскую Армию. Служить довелось в Венгрии. Здесь многое приводило в восторг: богатая южная природа, обилие фруктов. Но безоблачная мирная жизнь была нарушена – произошёл контрреволюционный переворот, начались бои. Анатолий был ранен, попал в госпиталь, затем снова патрулирование по улицам городка Кечкимет. За участие в венгерских событиях молодой человек был награждён медалью «За отвагу». Это была его первая награда, но не последняя.
На завод дробильно-размольного оборудования Анатолий Фролов устроился работать сразу же после армии. Стал обрубщиком литья в бригаде, где производили продукцию общего назначения для щёковых, роторных дробилок.
Дисциплинированный, собранный, Анатолий быстро освоил все «тонкости» своей специальности, росло его профессиональное мастерство, с ним начали советоваться по тем или иным производственным вопросам опытнейшие труженики цеха.
Поэтому не случайно молодого человека пригласили работать в новое, только что созданное, структурное подразделение завода – экспортный участок. Здесь производилась продукция для Египта, Сирии, Вьетнама и других зарубежных стран, за которую они расплачивались валютой.
Конечно же, требования к выпускаемому «товару» были особые. Высочайшее качество дробилок обеспечивало им высокий спрос за границей, рекламаций практически не приходило. На экспортном участке был свой, «персональный» отдел технического контроля (ОТК), тщательнейшим образом проверявший каждую деталь. У Анатолия Васильевича имелось личное клеймо с надписью Э-1, которое он ставил на выпускаемой продукции. Клеймо означало: отвечаю за качество, гарантирую его. Если бы на сборке дробилки на какой-либо детали нашли дефект, то вину предъявили бы непосредственно Фролову. Но такого у профессионала высочайшего класса ни разу не случалось – продукция всегда шла «на отлично».
Не менее важным являлось и изготовление агрегатов точно в срок: если рабочие не успеют к оговорённому времени, то по условиям контракта заказчикам агрегат доставался бесплатно. Поэтому трудились и по полторы смены, и в выходные дни. Как вспоминает Анатолий Васильевич, ни одного опоздания с выпуском агрегатов на экспортном участке не было – всё отправлялось точно в срок.
Бесспорно, работа на экспортном участке была тяжёлая, спрашивали со специалистов строго, но и платили хорошо. Недаром начальник цеха шутил, обращаясь к ним: «Куда мне до вас! Зарплата ваша на порядок выше моей».
В 1971 году после пяти лет работы на участке экспорта А.В. Фролову был вручён орден Трудового Красного Знамени – награда, достойная этого уникального специалиста, который всегда оправдывал надежды, возлагаемые на него предприятием. Во многом благодаря Анатолию Васильевичу продукция, отправляемая за границу, всегда имела отменную «репутацию» в зарубежных странах.
Мечтать, дерзать, действовать
В жизни города, так же, как и в жизни общества, бывают свои периоды подъёма и спада, расцвета и упадка. Для нашей Выксы время 70-80-х годов – поистине период возрождения, считает Пётр Сергеевич Ястребков: «Я счастлив, что жил, работал в эти годы на благо завода, города и района».
К середине 60-х годов металлургический завод нуждался в реконструкции. Руководство предприятия понимало это. Однако необходимы были совместные усилия всех ветвей городской власти – партийной и советской. И так случилось, что партком завода возглавил энергичный, молодой, напористый Пётр Ястребков. Он видел, что молодёжь покидает город в поисках работы. Выпускники металлургического техникума уезжали на другие предприятия отрасли, потому как выксунский завод не развивался, его считали неперспективным.
Петру Сергеевичу было 34 года. Самое время думать, убеждать, пробивать. И вместе с такими же, как и он сам, энтузиастами и патриотами города и завода – первым секретарём горкома партии Петром Щербатовым, директором завода Петром Луговских, главным инженером Борисом Антиповым, инженерами Яковом Зиминым, Орестом Усанковым стали стучаться во все двери. От обкомовских, госплановских и кабинетов Министерства чёрной металлургии до самых высоких – ЦК КПСС. По тем временам это было дерзко, непривычно, а потому и возымело своё действие.
О том, как это происходило, особый разговор. Но уже в 1969 году был заложен первый камень в строительство крупнейшего в Европе колёсо-прокатного цеха. Одновременно шла и реконструкция старых цехов: трубного №1, мартеновского, листопрокатного. Вся работа шла под контролем парткома завода. Приходилось решать вопросы снабжения и обеспечения строительными материалами, поставок оборудования и укомплектованности кадрами. Из поля зрения не должна была уйти ни одна мелочь. Да в таком важном деле мелочей и не было. А в 1971-м свыше 200 металлургов были удостоены правительственных наград, в том числе и ордена Трудового Красного Знамени. И среди них – секретарь парткома Пётр Сергеевич Ястребков. В то время вручение ордена он считал своего рода авансом на будущее. Ведь в напряжённом режиме работали тогда на заводе все. И порыв вывести предприятие в рентабельные и передовые владел каждым: от директора до инженера и рабочего. Если бы в то время не прошла реконструкция старых цехов и не были введены в строй новые крупные, то не получил бы того развития город и район. Вот что важно.
– Орден – это большая награда, но в ней не только моя заслуга, но и большого коллектива людей, коммунистов и беспартийных, рабочих и инженеров, строителей и металлургов. Опыт, который я приобрёл, будучи секретарём парткома, пригодился мне и в работе председателя горисполкома и первого секретаря горкома партии. Опыт человеческого общения, умение вникать в суть проблемы и быстро её решать. Но главное, что я вынес из эпохи выксунского возрождения (как я называю те годы), это то, что надо всегда быть Человеком, какой бы пост ты ни занимал.
Почётный, уважаемый труд – тот, что приносит пользу твоей стране. Наверное, эта идея лежала в основе советской традиции награждать за работу. Но не может не быть в любом, в том числе и современном «рыночно-демократическом» обществе потребности в честном труде. И его советский символ не теряет смысла поныне. Слава всем, удостоенным ранее этой высокой награды. Без них не было бы дня сегодняшнего.
Юлия Сиденькова, Елена Оленина, Мария Кириллова, Юлия Грамотова, Лидия Козоедова, Елена Липатова. Фото Ольги Поповой, из семейного архива