У нас будет город Железной розы

account_circle
visibility
Администрация округа работает над развитием индустрии туризмаЕсли приезжает гость, перед хозяином встают три основные задачи: куда его спать положить, чем накормить и как развлечь. По традиции, «принимающая сторона» размещает прибывающих...

Администрация округа работает
над развитием индустрии туризма


Если приезжает гость, перед хозяином встают три основные задачи: куда его спать положить, чем накормить и как развлечь.

По традиции, «принимающая сторона» размещает прибывающих родственников и друзей у себя в доме, питаются они за семейным столом, ну а развлекает каждый сообразно своим представлениям о возможных вариантах досуга.

Если вдуматься, то понятия «гость» и «турист» схожи. Только последний селится в гостинице, ест в кафе, а за развлекательной программой, как правило, обращается к профессионалам.

Сегодня туризмом увлекаются многие, совершая путешествия «в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года, или с совершением не менее одной ночёвки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях» (из Википедии). За всё это люди готовы платить, и делают это. Услуги же им предоставляют другие люди, занятые в туристском бизнесе. Насколько он развит в Выксе, и привлекателен ли наш округ с точки зрения туриста вообще?

Говорит заместитель главы администрации округа Светлана Петрушева:

– В Выксе в туристической и смежной с ней отраслях заняты 660 человек. Работают 13 турфирм – четыре гостиницы, достаточно развита сеть предприятий общественного питания. В туристский бизнес вовлечены до 20 направлений экономики, он стимулирует развитие таких отраслей как строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д. Задача развития туризма требует решения множества сопутствующих задач, например, развитие транспортной системы и общественного питания, улучшение имиджа территории, её информационной инфраструктуры.
Для развития туризма в округе есть все возможности, в том числе и рекреационные ресурсы. Это и исторические сооружения (пруды, Шуховская башня, религиозные объекты), и памятники, и музей. Наличествуют и сдерживающие факторы. Туризм не был приоритетен для Нижегородской области, поскольку та долгое время оставалась закрытой. Отсюда и пробелы в соответствующем законодательстве. Недостаточен кадровый резерв, нет сформированной системы событийного туризма. У нас слабо развита инфраструктура. Инвестиции в тур-отрасль осуществляются по остаточному принципу, не используется механизм государственно-частного партнёрства. Состояние рекреационных ресурсов нередко оставляет желать лучшего (например, охотничий домик в Досчатом, являющийся памятником архитектуры XVIII века федерального значения). Очевидно, что существующий потенциал нужно переводить в практическую плоскость.

В своё время были разработаны целевые программы по развитию туризма как в муниципальном образовании город Выкса, так и в районе.

Последняя достаточно чётко определила конкурентные преимущества нашей территории: наряду с имеющимися ресурсами программой выделены такие особенности, как выгодное географическое положение (близость к Москве и религиозным центрам, Мурому и Дивеево), а также наличие реки Оки, которую в перспективе также можно будет использовать.

В силу ряда причин эта программа не была утверждена, действующей сегодня считаем городскую. Она включает рекламные кампании, историческое просвещение, развитие народных промыслов. Мы учитываем и то, что сегодня повсеместно практикуется переход от модели «море-солнце-пляж» к модели «знания-ландшафт-досуг»: культивируется экологический и сельскохозяйственный туризм (Прим.: см. «ВР» №74 от 26.09, «Экотуры, агротуры Выксунской земли»). Продолжаем реализацию проекта «Выкса – музей-заповедник промышленного наследия», исходя из уникальности округа: в нём представлены все этапы развития металлургии. В результате должен получиться многофункциональный историко-культурный комплекс, включающий музей под открытым небом с действующей узкоколейной железной дорогой, кузню и электроплавильный цех в миниатюре. Завершение проекта намечено на 2020 год, его выполнение потребует 440 млн рублей (30% из областного бюджета, 70% – из местного). Будут привлекаться соинвесторы, применяться механизм государственно-частного партнёрства. Со следующего года администрация округа будет работать по долгосрочной программе по развитию туризма на 2013-2017 годы, в которой аккумулировано всё лучшее из вышеупомянутых программ, по заданным направлениям: увеличение потока туристов и продвижение бренда территории.

Считаем, что бренд у нас уже есть, это железная роза. Безусловно, дополнительно проведём опрос общественного мнения, объявим конкурс – вдруг у выксунцев есть более интересные идеи. В этом году нашим умельцам заказали изготовление двадцати таких изделий, на данный момент ни одной не осталось, раздарили. Коллеги из Жлобина, бывая в Выксе, спрашивают: где можно такую розу купить? Пока нигде, к сожалению, не выпускают их в таком объёме. И, одновременно, радостно. Раз есть спрос, значит, бренд уже работает. Постараемся сделать так, чтобы Выксу знали повсюду как город Железной розы, а туристы выстраивались бы в очередь, чтобы в него попасть.